Владислав Силинский - фотограф ушедшей эпохи

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13.11.2020 17:23
0

Читать все комментарии

1125

8 ноября исполнилось 30 лет со дня прощания с игарским фотографом Владиславом Георгиевичем Силинским. В середине 60-х годов он начинал своё становление в новой профессии, которая помогла ему создать незабываемые фотообразы Севера, родной Игарки, её верных тружеников.

Путь к своему главному занятию

Фотография помогает человеку сохранить многие важные моменты, память о том, что бесследно исчезает. Прошло всего несколько десятилетий, и вспомнить Игарку мы можем только благодаря кинокадрам и снимкам.

Реформирование нашей жизни привело к разрушению уникального морского порта на реке Енисей, утрате многих строений, потере удивительных образцов деревянного зодчества на Севере, памятников, традиций.

Но человечество так устроено, что возвращается к опыту предшествующих поколений. Один из современных фотолетописцев нашего времени Сергей Подгорков верно отметил: "Пройдёт двести лет, и детей моих, и внуков не будет, но люди XXI века, наверное, будут на наш XX век смотреть моими глазами".

Чьими же глазами увидят их представители цветущий город-порт Игарку за Полярным кругом в 70-80-е годы ХХ века? Прежде всего - глазами фотографов. Конечно, фотомастеров было в тот период немало, особенно из числа любителей. А вот профессионалов не так уж много. И главное наследие оставил нам фотокорреспондент Игарской студии телевидения Владислав Георгиевич Силинский.

При подготовке книги воспоминаний "Телевидение, которое никогда не повторится" (2020 год) бывшие сотрудники студии посвятили много строк человеку, который запечатлел едва ли не всё в Игарке - от морских лесовозов с пилоэкспортом, ледоколов, видов города до пейзажей, портретных зарисовок и памятных событий.

Игарский краеведческий музей хранит множество негативов Силинского, но вот самих фотографий этого автора набралось менее сотни. Их при желании можно изучить на сайте "Госкаталог.РФ", где представлены коллекции всех музеев России.

К октябрю этого года коллеги собрали дополнительную коллекцию редких снимков Владислава Силинского. Ими поделились бывший директор Игарской студии ТВ В. Г. Григорьев, журналист Л. Ф. Анисимова (Литвинцева), инженер телецентра Ю. Г. Комяков. Все фотографии отправлены в Игарский краеведческий музей, думаю, что через пару месяцев можно будет познакомиться с ними на сайте "Госкаталог.РФ".

Владислав Георгиевич Силинский был довольно скромным, но довольно беспокойным в творческом плане человеком. Он находился в постоянном движении, поиске. Кстати, к своему главному занятию, захватившему его на всю жизнь, он пришёл не сразу.

Владислав родился в Игарке в семье бывших спецпереселенцев. Отец Георгий Васильевич был выселен с семьёй по решению "тройки" в 1931 году из Читинской области в Красноярский край. Жена - Марфа Ивановна. Семья была многодетная.

Владислав стал 11-м ребёнком, родился он 3 апреля 1942 года. С малых лет дети приучались к труду, были добросовестными работниками. Одна из сестёр - Анна Георгиевна Силинская - трудилась на Игарском лесопильно-перевалочном комбинате и была удостоена звания "Почётный гражданин города Игарки".

В 16 лет Владислав пошёл работать на ЛПК, окончил вечернюю школу. В 1960 году поступил в Красноярский политехнический институт. Окончил три курса и ушёл, так как помощь оказывать было некому, а ночная подработка в центральной котельной не помогла. Но главным мотивом было то, что он понял: его призвание - в другом. Поступил на работу в фотоателье, где научился профессионально снимать и обрабатывать фотоплёнку.

В 1965 году вернулся в Игарку. Был принят на работу на местную студию телевидения сначала киномехаником, потом - фотокорреспондентом. Работал вплоть до закрытия студии в 1983 году. Был активным спортсменом. Занимался боксом, тяжёлой атлетикой, но главным увлечением стали лыжи. Участник многих сложных лыжных переходов в районах Севера и Сибири.

После закрытия студии работал в Игарской геофизической экспедиции. Умер 8 ноября 1990 года. Похоронен в Игарке. Был женат. Двое детей - дочь, Валерия Федорович, и сын, Игорь Силинский, выехали из Игарки и проживают в Томской области.

36 кадров, и каждый ценился высоко

Длительный период работы на студии телевидения позволил Силинскому стать фотолетописцем Игарки периода 60-80-х годов прошлого столетия.

Он бывал не только в морском порту, в различных организациях города, но и в разных точках лесотундры - вместе с геологами, рыбаками, строителями ЛЭП, был участником экспедиций и лыжных переходов. И об этом всегда оставлял достойную фотопамять.

Специфика работы Игарской студии телевидения в тот период состояла в том, что видеоряд был представлен большей частью фотографиями, киносюжеты являлись роскошью (всего 2-3 минуты в передаче). От фотографа зависело многое - насыщенность изобразительного ряда, динамика, в выпусках новостей требовалась ещё и оперативность.

В течение дня фотокорреспондент мог выезжать на съёмки несколько раз по заданию разных режиссёров и редакторов. Ему часто доверяли снимать самостоятельно, без авторов передач. Достаточно было объяснить задачу.

Владислав хорошо знал не только город, но и его жителей. Цель визита Силинского в любую точку Игарки хорошо была известна всем. Тем более, что фотоаппарат "Зенит" всегда был при нём - в руке или висел на плече. Только в сильные морозы он прятал его во что-то тёплое.

Бывший директор Игарской студии телевидения В. Г. Григорьев написал в своих воспоминаниях:

"Основные достоинства Силинского-фотокорреспондента хорошо известны не только каждому работнику телевидения, но и, по сути, каждому игарскому телезрителю. Оперативность, надёжность, грамотное построение кадра - всеми этими профессиональными качествами он обладал в полной мере. А навыки художника-портретиста сказывались в его умении подчеркнуть индивидуальные черты героя съёмки. Могу также засвидетельствовать, часто он испытывал творческую неудовлетворённость, ведь поиск - это время, которого так не хватает при журналистской спешке".

Трудно не согласиться. Безостановочный процесс фиксации событий не позволял фотокорреспонденту всегда быть сосредоточенным. И всё же само рождение фотографии в тот период предполагало напряжение и такую концентрацию творческих и физических сил, которая могла дать нужный результат. Сейчас можно сделать фотографию без особого труда. А в прошлом веке фотограф обязан был подумать обо всём.

Я помню все тонкости, технологию непростого процесса, потому что мой муж занимался фотографией, я в этом тоже участвовала. Поначалу нужно правильно зарядить в темноте плёнку. Она продавалась упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Покупалась также кассета для неё. И вот в ванной комнате или под плотным одеялом (Владислав часто делал это через рукава куртки) плёнка заряжалась в кассету, которая потом вставлялась в фотоаппарат.

На плёнке было всего 36 кадров! Каждый ценился высоко! Если во время съёмки нужно было поставить новую кассету, Владислав это легко делал в той же куртке. Конечно, в лаборатории телестудии было необходимое оборудование для проявки плёнки - и бачки, и сам проявитель, фиксаж. Требовалось терпение и чёткое выполнение всех операций.

Если плёнка неправильно наматывалась, она могла слипнуться, иногда попадался некачественный проявитель. К сожалению, бывало и такое. Но чаще после фиксажа и последней промывки можно было увидеть долгожданное изображение.

После просушки в тёмной комнате при красном свете специального фонаря проходила печать. Тоже процесс непростой, со своими деталями и наличием обязательных предметов - кадрирующей рамки, цилиндра на кронштейне с объективом, проявитель, фиксаж. Затем - обязательное глянцевание, обрезание снимков резаком.

Согласитесь, характер нужно иметь при таком занятии весьма выдержанный. Но каким счастьем было выбрать удачные фотографии, которые приносили радость и самому корреспонденту, и зрителям. Хотя они были чёрно-белыми!

При всей технической сложности создания фото главным всё же было художественное мастерство: подход к замыслу, схватывание образа, сюжета. В будничном массовом запросе на фотографию это было непросто. Авторы телепередач - редакторы и режиссёры - были весьма требовательными к снимкам.

Я работала в редакции промышленных передач. Производственные темы всегда было сложно преподносить привлекательно, язык выступающих, да и самого ведущего, отличался суховатостью. Поэтому фотоматериалы мы использовали охотно - чем больше их было, чем чаще они мелькали в кадре, тем интереснее было зрителю.

Владислав был всегда очень мобильным, добиться качественной съёмки в северных условиях непросто, мы частенько помогали фотографу, искали удачное место, держали лампу для подсветки.

Силинский приносил разные варианты фотографий, вместе с режиссёром мы выбирали лучшие, иногда просили "вытянуть" качество. Он успевал иногда запечатлеть что-то помимо основного сюжета. Видел и ловил удачный кадр. Не упускал возможности снимать своих коллег. Его фотографий было так много, что они оседали в наших личных архивах.

Своими воспоминаниями поделилась журналист Лидия Фёдоровна Анисимова-Литвинцева:

"А вездесущий Владик Силинский? Студия сказала: "Надо!" Фотокор ответил: "Есть!" Балагур и весельчак, душа нараспашку - таким его помню.

Началось! Долгожданный характерный треск, и мы мчимся на редакционной машине к Енисею. Ловко заскакиваю на замершую - как по заказу! - ледяную глыбу. Сзади громоздятся другие, наползая друг на друга и в минутной передышке демонстрируя свои кристально прозрачные изумрудные бока.

- Ну, снимай же скорее! - кричу Владику.

- Успел!

Едва покидаю "съёмочную площадку", как она тут же рушится под натиском стихии.

Но вовсе не ради того, чтобы поучаствовать в моём "временном помешательстве" и не ради порции адреналина находится здесь фотокорреспондент. Его задача - подготовить оригинальные снимки для телевизионных заставок, обеспечить будущий видеоряд к передачам.

Выполнял своё дело мастерски. Ему хватало художественного чутья и фантазии, чтобы разглядеть и запечатлеть на плёнку необычное в обыденном и удивить! У меня хранится целая коробка его фотоснимков.

Когда студийцы постепенно начали покидать Север, Владик продолжал поддерживать связь со всеми. Умудрился почти каждого посетить. А почта регулярно приносила мне толстые конверты с фотографиями моих коллег. На обороте - адрес и памятная подпись, сделанная рукой Владика".

Татьяна Васильевна Хлызова, работавшая на студии ассистентом режиссёра, вспоминает:

"Влад очень любил свою работу, он никогда не расставался с фотоаппаратом, всегда щедро раздавал всем сделанные им фотографии. Иногда открываешь почтовый ящик, а там - конверт с фотографиями от Владислава Силинского".

Удивительными чертами характера обладал Силинский - постоянно познавать мир, пускаться в невероятные приключения, даже экстремальные поездки, а также желание сохранять дружбу и доброе отношение к коллегам даже после закрытия студии.

В. Г. Григорьев пишет в книге "Телевидение, которое никогда не повторится":

"Наряду со студийными обязанностями Владислав всегда исполнял другие, добровольные. Он наполнял свою жизнь непростыми путешествиями и не жалел для них своего отпуска. Чего стоит только экспедиция на мыс Челюскина! С самой северной точки Евразии он привёз чудесные снимки, один из них - с белым медвежонком - я храню по сей день.

Но вот над бытием заполярной телестудии возобладали центробежные силы и разбросали её служителей по разваливающейся стране. Владислав Силинский первым начал собирать сведения о жизни бывших студийцев на новом месте, навещая их - опять во время своего отпуска. Я уже не помню точно, сколько человек он навестил, но хорошо помню, как рад был встретить его в Великом Новгороде".

Григорьев причисляет Силинского к числу "собирателей". Он объясняет, что вкладывает в это понятие:

"Они присутствуют в любом деле. Без них немыслимы развитие науки, движение культуры, совершенствование быта. Потому что именно собиратели помогают осмыслить прожитое. Чтобы понять, куда и как двигаться дальше. Начиная дело, мы меньше всего думаем, как будем вспоминать об этом через много лет, а понятие "мемуары" воспринимается, скорее, с юмором. Но такое время приходит! И тогда мы с признательностью обращаемся к тем, кто бережно сохранил страницы прошлого и дал им новую жизнь - уже в наших общих воспоминаниях".

Об участии Вячеслава Силинского в лыжных переходах хочется сказать особо. Занятия спортом были для него нормой. Но истинной страстью стали северные походы на лыжах. О них часто писала местная газета, к ним привлекались даже школьники.

Об одном таком переходе, совершённом в 1979 году, рассказывает в нашей книге о телевидении Константин Исмаилов, он школьником преодолел путь от Игарки до Дудинки с группой учащихся и опытных спортсменов - учителем физкультуры А. Вознюком, фотокорреспондентом В. Силинским.

До самой северной точки Евразии

Но были северные "путешествия" и посложнее. Григорьев упоминает поход на мыс Челюскин. Подробностей никто не помнит. Но наша коллега Людмила Алексеевна Горчакова поведала мне: для того, чтобы попасть в группу, Владислав оформил себе отпуск на студии. Вернулся с обморожениями, никому не жаловался. По характеру был немногословным и сдержанным.

Я стала разыскивать информацию о походе, чтобы представить хоть какие-то детали. Северная точка - мыс Челюскин - место сурового климата даже в апреле-мае, когда состоялся переход. Итак, по порядку.

Газета "Коммунист Заполярья" сообщила в конце апреля 1970 года в публикации "Маршрут дерзаний", что 22 апреля, "в день рождения В. И. Ленина, пятёрка отважных лыжников пришла к памятнику вождя, чтобы отсюда стартовать в трудный многодневный поход".

Отмечалось, что маршрут составлен таким образом, что пятёрка вылетает в Хатангу, где к ней присоединяется кандидат в мастера спорта Александр Павленко. Все вместе лыжники преодолевают путь по составленному маршруту до мыса Челюскин, самой северной точки материка Евразия.

Первый секретарь Игарского горкома ВЛКСМ Г. Самохвалов вручил группе бюст Ленина. Сообщалось, что "лыжники возьмут его с собой и на вершине ледника Неожиданный оставят вместе с запиской". Без идеологических приёмов, символических задач подобные мероприятия не обходились.

Был опубликован также снимок, где запечатлены игарские лыжники - фотограф фотоателье Александр Вознюк, фотокорреспондент студии ТВ Владислав Силинский, речники Анатолий Коледов, Николай Дудин и служащая ОРСа ЛПК Светлана Вознюк. Важная деталь - автор информации В. Пелихов отмечает, что "маршрут лежит по малообжитым, бедным растительностью местам, многосуточный запас продовольствия спортсменам предстоит нести на себе".

Подробных описаний того, как прошёл поход, в газете так и не появилось. Но 6 июня было опубликовано сообщение "Поход завершён!" Руководитель похода А. Вознюк сообщил по радио:

"Поход на озеро Таймырское, горы Бырранга, мыс Челюскин закончен успешно. 500 километров пройдены за 29 дней. Бюст Ленина вручён полярной станции мыса Челюскин. Задачи похода выполнены полностью. Самочувствие отличное. Вылетаем с Челюскина на Диксон, затем - на Игарку. До скорой встречи в Игарке".

Вот в этих скупых строках сказано так мало и в то же время так много. Почти месяц движения в снежном безмолвии, при ярком, ослепляющем в весеннее время северном солнце, непростых погодных условиях. Заметим также, что экипировка спортсменов была далеко не совершенной, а груз - довольно приличным.

Все участники перехода стали участниками телевизионной передачи, но всё было рассказано в прямом эфире, как правило, расшифровка подобных выступлений не была полной.

Что не вызывает сомнений, так это доставка бюста Ленина на мыс Челюскин! Сверхзадача идеологов было выполнена. Правда, не до конца... Думаю, что спортсмены оказались мудрее организаторов ленинской акции - какой смысл ставить небольшой бюст просто на глыбу льда или в снежный сугроб? Уж лучше передать зимовщикам на станции.

Вот так Владислав Силинский мог провести свой отпуск - дерзновенно, в компании отважных людей. При этом не забывал делать снимки. Один из них особенно дорог был ему. Это медвежонок на мысе Челюскин. Одну из таких фотографий с автографом автора до сих пор хранит В. Г. Григорьев.

В коллекции лучших фотографий Силинского много важных работ. Гидропорт в Игарской протоке в 60-х годах. Вечное движение в морском порту, где можно было увидеть не только лесовозы, ледоколы, баржи, катера, но и парусники, лодки. Экзотика Севера - застывшие в снегу опоры ЛЭП, скованный льдом Енисей, причудливо замершие полярной ночью деревья.

На снимках также - уютные улицы северного города с домами, магазинами, автомобилями, праздники, демонстрации, спортивные состязания на стадионе, в пионерлагере, концерты художественной самодеятельности, приезд гостей. И, конечно, лица северян, а в них - и суровый характер, и открытость, желание всегда прийти на помощь.

Говорят, фотография тогда становится искусством, когда она передаёт знание о времени. Очень точное выражение. И когда таких фотографий набирается не один десяток, можно говорить о мастере, который создал собственную летопись.

Именно таким профессионалом был Владислав Силинский.

Мария МИШЕЧКИНА,

журналист, директор Игарского музея вечной мерзлоты в 1993-2013 годах.

Кострома.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры