Из редакционной почты: "Опасные гастроли в Пировском"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.01.2023 08:01
0

Читать все комментарии

2793

А Новый-то год, друзья, опять тут как тут! Не успели глазом моргнуть, и опять: "С Новым годом, с новым счастьем!"

Как быстро течёт жизнь! И с каждым годом всё быстрее и быстрее почему-то. Давно ли, кажется, были мы молодыми, и энергия била из нас ключом, а вот уже и в паспорт лишний раз заглядывать не хочется, и Новый год уже не такой радостный, как раньше, и вместо пожеланий старым друзьям счастья мы желаем им в первую очередь здоровья... Годы, годы...

Зато вспомнить есть что. Разные истории приключались с нами под Новый год - и весёлые, и не очень. Хотя по прошествии многих лет все они воспринимаются совсем не так, как раньше.

Об одной такой истории я вспомнил недавно. Насколько она весёлая или печальная, судить вам, я вспоминаю её с легкой грустью.

...Было это в конце семидесятых. Жили все мы тогда, в те тихие "застойные" времена, скромно, на судьбу не жаловались, о богатстве не мечтали. Жили и радовались жизни, кто как умел.

Мы со своим театром успешно заканчивали гастрольный тур по краю со знаменитым уже к тому времени нашим спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя "Женитьба", прославившим нас на годы. Успешно выступили с ним на краевом телевидении, и теперь наш путь лежал к ближайшим соседям - в село Пировское. Это было примерно за неделю до Нового года. Пировчане нас любили и всегда встречали с распростёртыми объятиями.

Зал был, как всегда, переполнен. История женитьбы главного героя спектакля Подколесина и насмешила, и расстроила всех. Эту роль играл я сам. А партнёры-то все были у меня какие! Татьяна Шук (невеста), Владимир Журавлёв (Кочкарёв), Алексей Наумович Коноплянников (слуга), Геннадий Ибрагимов, Геннадий Назаров (женихи), Вера Алексеевна Логинова (сваха), - словом, весь цвет театра. Успех был неслыханный. Нас поздравлял сам первый секретарь райкома партии Малышев.

Спектакль в Пировском, надо сказать, прошёл без сучка и задоринки, если не считать отдельных мелочей. Ну, например, как всегда, отличилась Вера Алексеевна. Во время спектакля она за кулисами так чихнула, что весь зал вздрогнул и кто-то громко выкрикнул:

- Будьте здоровы!

Потом всё та же Вера Алексеевна, слоняясь за сценой, от волнения наткнулась на какую-то пустую ванну (на сцене в это время были другие актёры), и эта ванна так загремела, что на мгновение заглушила реплики актёров. А зрители подумали, что это такой сценический салют и кто-то опять крикнул:

- С Новым годом! С новым счастьем!

Я потом ругал Веру Алексеевну - какого лешего за сценой-то шарилась? А она, плача, отвечала:

- Сильно волновалась, искала стул, чтобы присесть, и наткнулась в темноте на ванну...

А потом началось весёлое пиршество в фойе районного Дома культуры. Банкет за столами был великолепный. Пили, ели, произносили речи, пели песни. Помню, я выдал тогда экспромт в честь гостеприимных хозяев:

- Мы с вами соревнуемся давно,

Но по сравненью с нами вы... г... но!

И надо же было мне ляпнуть такое, да ещё и в гостях! Один из актёров Пировского народного театра (кажется, Николай Поддубный) кинулся на меня с кулаками:

- Да я тебе!

- Благо, путь ему преградил Володя Журавлёв, он был хоть и невысок ростом, но подраться умел и любил. Кое-как разняли драчунов. А я извинился и предложил:

- Напишите и вы что-нибудь про нас, на том и квиты будем!

Веселье в фойе РДК продолжалось долго. Окончания банкета я не дождался: устал. Немного захмелевший, пошёл спать в свой номер в гостиницу, которая располагалась недалеко от РДК. Последовал за мной и Геннадий Иванович: ему стало скучно. Когда появились в гостинице все мои другие артисты, не знаю - мы уже мирно спали.

Сон мой прервала хозяйка гостиницы (директор), жена Малышева, кстати.

- Юрий Яковлевич, срочно пакуйте чемоданы и отправляйтесь домой, пока милиция не нагрянула! - быстро проговорила она.

- Как домой? - растерялся я. - У нас же сегодня ещё в Вельском гастроли!

- Какой Вельск, какой Вельск - ваши артисты тут ночью такого натворили!!! Который нерусский (как я понял, это она Гену Ибрагимова имела в виду) - так он всю ночь ходил по гостинице, стучался во все двери и всё какую-то "самочку" требовал, а маленький актёрик (это она о Володе Журавлёве) с чеченом каким-то подрался. И тот, и другой с синяками. Диван сломали, когда дрались, ведро с грязной водой разлили, всех постояльцев переполошили. Так что срочно уезжайте, пока сам Малышев сюда не нагрянул!

В общем, перепугала она нас с Геной здорово. После её ухода пожаловали к нам в номер и сами "виновники торжества", оба - с виноватыми лицами. Подтянулись и другие актёры. Геннадий Ибрагимов - кстати сказать, в быту скромный и застенчивый - чуть не на колени упал, и всё извинялся:

- Простите меня, дурака, Юрий Яковлевич, сам не знаю, как это всё получилось!

- А ты-то из-за чего подрался?

- А он меня актёром сираным обозвал! Ну, я и не стерпел...

(Потом уже, спустя время, выяснилось, что соперник Володи по драке имел в виду знаменитого актёра и дуэлянта Сирано де Бержерака, но классику Володя плохо знал, тем более - французскую, а потому и обиделся).

- Тебе только дай подраться, хлебом не корми! - только и сумел проворчать я в ответ.

- А я не виноват, что драка из меня так и лезет, - парировал Володя.

- А мы так крепко спали в своем номере, что ничего и не слышали, - враз сказали Вера Алексеевна и Татьяна Шук. А Алексей Наумович, узнав о том, что поездка в Бельск отменяется, расстроился:

- Я хотел там бабу знакомую, Нюрку, встретить. У нас с ней ещё перед войной любовь была. Жалко, не встретимся...

- Ничего, Алексей Наумович, как-нибудь в другой раз встретитесь, а сейчас не до любви - быстро уметаться надо.

И мы "умелись" буквально в минуты, хотя в другое время нам бы на сборы потребовалось не менее часа, а то и двух.

Только мы покинули гостеприимное село, приехала милиция (об этом нам друзья пировские позже рассказывали). Ну, приехала, - а нас уже и след простыл, будто и не было здесь никогда. Правда, пришлось сразу же заплатить директору за сломанный диван и за работу уборщицы. На это ушла добрая половина нашей выручки за спектакль.

В новогодние ночи я спал тревожно: беспокоило сердце. Всякое бывало в наших гастрольных поездках, но вот бежать сломя голову от позора ещё не доводилось.

"Банкетная" пировская наша история имела продолжение в родном Казачинском. Меня вызвали "на ковёр" в райком, вкатили выговор по партийной линии. А во время гастролей со спектаклями мы объезжали Пировское далеко стороной, не были там несколько десятков лет.

Было стыдно. И не столько мне, сколько "главным действующим лицам" пьесы под названием "Опасные гастроли" - все они были ведущими актёрами нашего театра, и ни один спектакль не обходился без них.

Дома я после тех гастролей ничего не рассказал. На традиционный вопрос жены, Алевтины Аркадьевны, о том, "как съездили", ответил односложно:

- Нормально.

Но где-то через месяца два после тех событий председатель райисполкома (где работала в то время и Алевтина Аркадьевна) Ильин спросил у неё:

- Ну, как там Юрий Яковлевич?

- Ничего, - ответила Алевтина Аркадьевна. - Готовит новый спектакль.

- А он не рассказывал, как гастроли в Пировске прошли? Малышев рассказывал, что начудили они там, еле дело замяли потом.

Так в Казачинском узнали о наших весёлых и опасных гастролях. Долго я не мог забыть их, даже сердце заболело. Но время всё лечит. Вот и наша "пировская гастроль" забылась, да и мало осталось уже тех, кто её и вспомнить-то может.

Нет уже давно на свете ни Веры Алексеевны, ни Володи Журавлёва, ни дражайшего нашего Алексея Наумовича, ни Гены Ибрагимова. До последнего дня они оставались преданными слугами Мельпомены, жили театром, искусством. И то, что происходило за кулисами, было частью их театральной жизни.

Красноярск.

Автор:

Юрий Варыгин, заслуженный работник культуры РФ.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры