Ефрейтор Степан Пушилов через 75 лет вернулся с войны

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.01.2021 12:11
0

Читать все комментарии

795

В 1945 году мой дядя Степан Наумович Пушилов - старший брат мамы - не вернулся с фронта. "Пропал без вести", - сообщили родным.

Семья активно вела его поиски: писали запросы в разные архивы, военкоматы. Ответ был один: ни в каких списках не значится. Его мать, моя бабушка Елена Ивановна Пушилова, до самой смерти ждала сына с войны. Из троих её сыновей не вернулся только он, младший.

Я не знаю, почему он выбрал меня. Но в последние годы из всей нашей многочисленной родни именно мне не давала покоя мысль о дяде Степане, который отправился на фронт в 1944 году, успел повоевать несколько месяцев и ушёл в небытие, навечно оставшись 18-летним юнцом.

Мне казалось величайшей несправедливостью, если он останется забытым, и наши дети и внуки даже не будут знать, о том что жил на земле такой парень - Степан Пушилов.

Из старшего поколения нашей родни уже никого не осталось в живых. Бабушка и дедушка несколько раз меняли место жительства - архив не сохранился. Но я поставила перед собой цель - во что бы то ни стало найти хоть какой-то след дяди.

Начала поиск, уповая на цифровые ресурсы и свою интуицию. Поискового опыта у меня не было никакого. Я разыскивала дядю Степана не один месяц. Работа эта требует терпения и времени. А времени как раз и не хватало.

Во время весенней самоизоляции свободное время оказалось даже в избытке. И мне наконец удалось найти место захоронения дяди Степана!

Единственная и самая главная "зацепка" ждала меня на сайте "Подвиг народа", откуда я узнала, что мой дядя в феврале 1945 года был награждён медалью "За отвагу". Из дивизионного приказа о награждении удалось узнать место службы, дату призыва, воинскую специальность С. Н. Пушилова, а также боевой путь его дивизии.

Но это была только зацепка. Впереди меня ждала долгая кропотливая поисковая работа. И я прошла этот путь - упорно и терпеливо. И теперь появилась возможность вернуть имя нашему герою - вписать его на могильную плиту в Калининградской области и увековечить память Степана Наумовича Пушилова - ефрейтора, снарядного 2-й минометной роты 481-го стрелкового Инстербургского полка 152-й стрелковой Днепропетровской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Награждённого медалью "За отвагу" за подвиг в бою 13 января 1945 года близ населённого пункта Колпаккен в Восточной Пруссии...

А теперь по порядку. Всё, что я напишу ниже, восстановлено мною по воспоминаниям уже ушедшего из жизни старшего поколения и найденным историческим документам.

Степан родился в 1926 году в семье Наума Семёновича и Елены Ивановны Пушиловых в деревне Донниково Даурского района. На этом месте сейчас плещется Красноярское море.

Семья была большая - семеро детей. Все - красавцы, как на подбор: высокие, плечистые. Наверное, как у всех мужчин Пушиловского рода, у Степы тоже были бездонные голубые глаза...

Когда началась Великая Отечественная война, старшие сыновья - Василий и Иван - ушли на фронт. Оба воевали геройски. Степан с нетерпением ждал писем от них, гордился братьями и, как любой мальчишка, втайне завидовал им.

Как рассказывала мама, в 1944 году, когда война уже подходила к концу, он очень переживал, что так и не успеет повоевать из-за своей молодости. Я не знаю, как ему это удалось, но мама утверждала, что Степан приписал себе несколько месяцев по возрасту и попал в последний военный призыв.

В марте 1944 года он, к своей радости, был призван Даурским райвоенкоматом. Как положено, три месяца провел в запасном полку в Тюмени, освоил специальность миномётчика.

До ноября 1944 года 152-я стрелковая дивизия - первое и последнее боевое место службы Степана - находилась в резерве. Шла активная подготовка к Восточно-Прусской наступательной операции. Дивизия принимала молодое пополнение. Воинов-сибиряков уважали и ценили на фронте - за выносливость, крепость духа, несгибаемую волю. И они никогда не подводили.

12 - 13 января 1945 года началось стремительное наступление наших войск по всему советско-германскому фронту. Перед ними стояла задача: во что бы то ни стало прорвать оборону противника.

За 16 дней наступления в Восточной Пруссии 3-й Белорусский фронт занял подавляющую часть территории этой провинции Германии и вплотную подошёл к Кёнигсбергу. Бои шли ожесточенные: враг отстаивал свои последние рубежи и, сопротивляясь, тоже стоял насмерть.

Степан, несмотря на свою молодость и неопытность, в этих боях проявил себя настоящим героем. 13 января он заменил погибшего заряжающего, огнём своего миномёта подавил огневую точку и уничтожил живую силу противника, тем самым обеспечив наступательное продвижение наших подразделений.

За этот подвиг приказом № 02/н от 14 февраля 1945 года по 480-му стрелковому полку 152-й стрелковой Днепропетровской Краснознамённой ордена Суворова дивизии Степана Пушилова наградили медалью "За отвагу".

Здесь боевой путь Степана Наумовича теряется. Я долго не могла найти его следов. И уже почти потеряла надежду. Помимо исторических источников, читала материалы краеведа и активного поисковика из Калининградской области Владимира Беспалова:

"Бои в конце января в Восточной Пруссии были кровопролитными. Наши солдаты после десяти суток непрерывного наступления были настолько уставшими, что, как рассказывали очевидцы, засыпали прямо во время боёв. На место прорыва немцами были стянуты лучшие артиллерийские, танковые дивизии. Немецкие танкисты в буквальном смысле слова сравнивали с землёй своими гусеницами советскую пехоту, бронебойщиков и артиллеристов, что имело следствием высокое количество пропавших без вести в эти дни".

Может быть, и Степан тогда так же безвестно сгинул?

По семейным рассказам, незадолго до Победы семья получила письмо от командира роты, в которой воевал Степан. Тот благодарил родителей бойца за воспитание отважного сына и сообщал, что видел, как его, раненного, выносили с поля боя.

Письмо не сохранилось... Когда это было? В каком бою?

Я изучила все имеющиеся на сайте "Обобщённый банк данных "Мемориал" списки безвозвратных потерь 152-й стрелковой дивизии, госпитальные списки и списки госпитальных захоронений. Проработала доступную информацию "Красного креста" о захоронениях на территории современных Польши, Венгрии, Германии. Никаких следов...

Не поверите, но у меня появилось ощущение, что кто-то будто ведёт меня в этом поиске. Впервые я настолько близко, настолько лично соприкоснулась с этим героическим и страшным временем. На сайте "ОБД "Мемориал" в очередной раз всплыла вкладка с донесениями о безвозвратных потерях 152-й стрелковой дивизии, словно приглашая меня ещё раз с ней поработать.

Не знаю, какой уже раз по счёту, я снова стала внимательно читать эти списки: начиная 13 января и заканчивая 5 сентября 1945 года. В них - сотни молодых ребят последнего военного призыва. Большинству - 18-19 лет. Сотни несозданных семей. Сотни нерожденных детей... Но дяди Степана среди них не было, сколько бы раз я их ни перечитывала.

Среди этих списков попадались донесения о дивизионных захоронениях на территории Восточной Пруссии. Их тоже было много. Они никак не были систематизированы и попадались как приложения к спискам погибших. Раньше я и внимания на них не обращала. Была уверена: если бойца нет в списках погибших, то и в списках захоронений его не может быть. Почти ни на что не надеясь, я все же стала просматривать каждое донесение.

И вот оно - донесение от 25 марта 1945 года... О могиле № 10 дивизионного захоронения, в которой 15 марта 1945 года был погребён 241 солдат. Близ населённого пункта Барслак, Северный округ Восточной Пруссии. Здесь были захоронены военнослужащие, подобранные на поле боя...

В списке погребённых под номером 114 значился Степан Наумович Потилов  1926 года рождения. Сердце забилось. По своему скромному поисковому опыту я уже знала: фамилия в списках могла быть искажена - либо нечётко написана в смертном медальоне, либо невнятно произнесена раненым, да и человеческий фактор при составлении списков тоже никто не отменял.

Необходимо было удостовериться. Я заново буквально перерыла все сайты и донесения в поисках следов С. Н. Потилова, предположив, что это другой человек. Но такой комбинации фамилии, имени, отчества, даты рождения нигде не встретила. Значит, это - дядя Степан. И погиб он примерно в феврале - марте. Вероятно, и свою боевую награду не успел получить...

Но на мраморной плите этой огромной братской могилы в нынешнем Багратионовском городском округе Потилов С. Н тоже не значился. Поэтому я связалась с поисковиками Калининградской области. Мне сразу ответил модератор областной электронной Книги памяти Андрей Иванов: "Разумеется, это ваш воин...".

По моим и другим поисковым данным, сейчас в книге Памяти и электронном списке захоронения создана страница Пушилова Степана Наумовича.

Я сразу написала запрос в администрацию Багратионовского городского округа, связалась с нужными специалистами по телефону. Спустя четыре месяца пришёл ответ с приложением фотографии:

"...Имя ефрейтора Пушилова Степана Наумовича увековечено на Мемориальном комплексе "Братская могила советских воинов, погибших в феврале 1945 года" в посёлке Славское Багратионовского района Калининградской области...".

Там, в далёкой, чужой стороне в феврале 1945 года обрёл вечный покой восемнадцатилетний парень из сибирской глубинки. Безрассудно смелый, мечтавший стать героем, как старшие братья. Со всей страстью юности он устремился навстречу мечте и геройски ушёл в бессмертие за два месяца до великой Победы, приблизив её на шажок своим ратным подвигом.

Из-за досадной ошибки в списках десятки лет мы ничего не знали о нашем родственнике. С этой болью в душе ушли из жизни его родители, братья и сёстры. Но через 75 лет небытия и безвестия наш солдат всё же вернулся с войны.

Низкий поклон и огромная благодарность администрации Багратионовского округа Калининградской области за человечность, отзывчивость и сохранение на своей земле памяти о наших погибших родных.

Зачем я это пишу? В нашем крае много семей, чьи родственники до сих пор значатся пропавшими без вести в Великой Отечественной войне. Можно по-разному относиться к цифровизации. Но в ней есть несомненный огромный плюс: отцифрованные исторические документы, которые сейчас доступны каждому.

То, что не удалось нашему старшему поколению 50-60 лет назад, вполне по плечу нам с вами. Ищите своих воинов и возвращайте им имена. Они этого достойны.

Ирина КОВАЛЁВА

Дивногорск.

Лица великой Победы

Газета "Красноярский рабочий" продолжает акцию "Лица Победы", начатую в феврале 2015 года.

За шесть лет мы опубликовали сведения о 1784 солдатах и офицерах, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Напоминаем, что для участия в акции вы должны принести или прислать в редакцию снимок фронтовика, приложив к нему краткое описание: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, призыва, демобилизации, остался жив или погиб, умер во время войны, в мирное время, место захоронения или место нынешнего проживания.

Для того чтобы мы вернули фотографию, обязательно вложите пустой конверт с подписанным обратным адресом.

Снимки и биографии воинов появляются в "КР" по мере формирования целевых газетных полос. Все опубликованные после 9 Мая 2020 года фотографии увидят свет в номере, выпущенном накануне следующего Дня Победы - в мае 2021 года.

Напоминаем адрес редакции газеты "Красноярский рабочий": 660075, г. Красноярск, ул. Железнодорожников, 17. E-mail: redaktor@krasrab.krsn.ru (в теме письма обязательно указывать - "Лица Победы").

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры