Лектор Российского общества «Знание» раскрыла тайну столицы возникновения Хакасии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

03.03.2024 19:37
0

Читать все комментарии

2002

Столица бывшей автономной области Красноярского края и нынешней республики могла быть расположена в другом месте. Об этом слушателям Знание.Лекторий рассказала сотрудница регионального центра президентской библиотеки в Хакасии Елена Кривоносова. 

Она много лет обобщала данные других исследователей из Иркутска, Самары и заказывала уникальные и редкие документы из библиотек России. На лекции «Мы знали, город будет...» Елена Кривоносова поделилась результатами этой работы. 

Например, стало известно имя того, кто представил окончательный проект строительства Ачинско-Минусинской железной дороги, благодаря которой появился Абакан.

Слушателям народного университета «Сопричастность» в национальной библиотеке имени Н. Г. Доможакова лектор общества «Знание» Елена Кривоносова сообщила, что ещё к началу прошлого века в России назрело решение строить Ачинско-Минусинскую железную дорогу до богатой хлебом и рудой территории. А далее планировалось расширять сеть магистралей до Тувы и Монголии. 

Изначально существовали несколько проектов будущей железной дороги. И от выбора направления зависела судьба столицы Хакасии. Официальный старт строительству дороги был дан в 1912 году, тогда же было создано акционерное общество «Ачминдор» (Ачинско-Минусинская дорога). 

Для изыскательной работы из Санкт-Петербурга был приглашён инженер Григорий Андрианов. Судя по данным Российской государственной библиотеки, он предложил «восточный» проект дороги, которая шла от Ачинска через седловину горы Куня и узкоколейку Черногорских копей и выходила к бывшей Майдашинской переправе. 

Если бы проект был принят, столица Хакасии появилась бы в другом месте. Однако препятствием стала сумма, которую нужно было потратить на строительство большого моста в месте слияния рек Абакан и Енисей. 

Ещё один «серединный» проект тоже не приняли из-за сложности и дороговизны, даже не известно, кто его создал. Елене Кривоносовой удалось узнать, кто предложил и кто принял третий, «западный» проект, который и воплотился в жизнь. 

«В газете «Сибирская жизнь» за 1913 год есть небольшая заметка от собственного корреспондента по Сибири, в которой говорится, что Минусинская городская дума приняла решение, и путь пройдет по западному направлению со строительством трёх мостов через реки Абакан, Енисей и протоку около Минусинска. Проект в Думе представил инженер Мушкин. Даже его имя указано не было. Долгое время оставалось неизвестным, кто такой этот Мушкин. Он встречается в памятной книжке «Енисейская губерния. 1915 год». Там он выделен как инженер-путейщик. Также в этом сборнике указана его супруга, которая преподавала французский язык в женской гимназии Минусинска. Все прояснилось, благодаря исследователю Транссиба из Иркутска», – рассказала Елена Кривоносова.

Михаил Иванович Мушкин родился в 1869 году. Техник путей сообщения, самарский дворянин, он работал на стройке Забайкальской, Амурской железных дорог. Был выпускником Самарского реального училища, выдержал испытания в институте путей сообщения имени императора Александра Первого.

Был ли инженер Михаил Мушкин автором проекта или он только его представлял в Думе, пока не ясно. Нужно и дальше работать в архивах, чтобы найти сведения об этом, если они, конечно, сохранились. 

Строительство Ачинско-Минусинской железной дороги прервали Первая мировая война и Октябрьская революция, но затем уже новое правительство страны возобновило работы на этом стратегическом объекте. 

В ноябре 2025 года в Хакасии будут отмечать столетие прибытия первого поезда на станцию Абакан, которая появилась рядом с селом Усть-Абаканское. Через несколько лет соединение двух этих точек на карте даст мощный толчок появлению и росту областного центра, который будет назван Абаканом. 

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры