Десант в порт Маока. Южный Сахалин. Август 1945-го

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.09.2024 21:12
3

Читать все комментарии

1077

Морской десант, о котором я хочу рассказать, стал составной частью Южно-Сахалинской наступательной операции, проведённой Советской армией с 11 по 25 августа 1945 года в ходе войны с милитаристской Японией с целью освобождения южной части острова Сахалин.

Этот десант в порт Маока (ныне - город Холмск Сахалинской области), расположенный в западной части Южного Сахалина, был проведён целью развития достигнутого ранее успеха другой десантной операции - высадки наших войск 15-18 августа 1945 года в сахалинский порт Торо (ныне - город Шахтёрск Сахалинской области).

Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М. А. Пуркаев отдал приказ командующему Северной Тихоокеанской флотилией вице-адмиралу В. А. Андрееву и командующему 16-й армией генерал-лейтенанту Л. Г. Черемисову подготовить и провести десантную операцию по захвату порта Маока с целью принудить к капитуляции японские войска в этом районе и сорвать их возможную эвакуацию в Японию.

Все корабли Северной Тихоокеанской флотилии, предназначенные к высадке, были сведены в три десантных отряда, а также отряд огневой поддержки и отряд охранения. Первый десантный отряд состоял из семи сторожевых катеров, второй - из четырёх тральщиков, а третий - из трёх транспортов, спасательного судна и буксира. В отряд огневой поддержки были включены минный заградитель "Океан" и сторожевой корабль "Зарница", в отряд охранения - четыре торпедных катера.

Высадку десанта, основываясь на опыте уже осуществлённой ранее десантной операции в порту Торо, было решено провести непосредственно на причалы порта Маоко. Также предполагалось, что между первым броском десанта (штурмовой отряд из 297 автоматчиков), а затем - первым его эшелоном (сводный батальон морской пехоты численностью до 3 450 человек) и вторым эшелоном десанта (113-я стрелковая бригада в составе 2 334 человека) не будет длительного разделения по времени.

Предполагалось, что к исходу дня захваченный плацдарм будет расширен в глубину до железнодорожных станций Томамай и Атакай в направлении Тоёхара (ныне - город Южно-Сахалинск) включительно.

Командиром сил высадки был назначен капитан 1-го ранга А. И. Леонов, а командиром всего десанта - командир 113-й стрелковой бригады полковник И. З. Захаров.

Накануне, 17 августа 1945 года, южнее порта Маока провели специальную операцию: с подводной лодки Щ-118 была высажена группа, которая провела разведку местности, уточнила расположение вражеских огневых точек и инженерное обеспечение системы противодесантной обороны японцев. Полученная информация позволила нашему командованию более тщательнее спланировать операцию по десанту в Маока.

Силы японцев в порту и в городе Маока насчитывали два батальона пехоты, артиллерийские и миномётные подразделения, береговые части, один бронепоезд. Все они подчинялись командиру японской 88-й пехотной дивизии генерал-лейтенанту Киитиро Хигути.

Утром 19 августа 1945 года корабли Северной Тихоокеанской флотилии с десантом из порта Советская Гавань взяли курс на Маока. Погода на переходе морем, который продолжался около суток, была плохой, что привело к задержке начала высадки. Поэтому только в 7 часов 30 минут 20 августа в сплошном тумане корабли, соблюдая режим радиомолчания, сумели обнаружить вход в центральную гавань порта, после чего около 10 часов утра в него устремились сторожевые катера с первым броском десанта. Одновременно открыли огонь все наши корабли артиллерийской поддержки.

Противник был застигнут врасплох, и высадка первого эшелона советского десанта завершилась быстро и без потерь: десантники за 40 минут овладели прибрежными портовыми сооружениями. Однако в дальнейшем, по мере продвижения наших сил вглубь, враг начал оказывать сильное сопротивление. Из-за плотного тумана авиационная поддержка отсутствовала, а артиллерийский огонь с кораблей часто приходилось приостанавливать, так как видимость временами падала до 50 метров.

Только к полудню 19 августа первый эшелон десанта овладел всей территорией порта и завязал бои уже непосредственно в городе. Батальон морской пехоты вёл бой за восточную часть города, а подразделения 113-й отдельной стрелковой бригады под командованием заместителя командира бригады подполковника М. М. Тетюшкина - за его западную часть.

Благодаря смелым и решительным действиям советских воинов, к 14 часам дня Маока был взят. В уличных боях большие потери понесло мирное японское население, которое в панике пыталось покинуть город. При этом погибли до 600 жителей. В самом городе от огня нашей корабельной артиллерии возникли значительные разрушения и пожары.

Потери японцев составили более 300 солдат и офицеров убитыми и до 600 человек пленными, а потери советского десанта в Маока, по официальным данным, составили 77 убитых и раненых.

Кроме того, при высадке десанта один наш сторожевой катер сел на мель и получил повреждения сначала от огня японцев, а затем по ошибке в условиях тумана - и от советского сторожевого корабля, после чего был снят с мели и отбуксирован из порта. Ещё три советских катера были незначительно повреждены огнём японцев, а на прибрежных подводных камнях и мелях получили повреждения два наших тральщика и транспорт.

Общие наши потери могли быть ещё большими, так как впоследствии выяснилось, что ещё 17 августа в порту Маока находился японский корабль, идентифицированный затем как лёгкий крейсер, который из-за сильного тумана не был своевременно обнаружен советской авиационной разведкой. По счастливому стечению обстоятельств, этот крейсер ушёл из порта буквально накануне высадки нашего десанта...

Тем временем, спасаясь от губительного огня наших десантников и нашей корабельной артиллерии, японцы стали отступать из Маока вдоль железной и шоссейной дорог вглубь остова Сахалин.

Советский батальон морской пехоты начал продвижение по побережью на Хонто (ныне - город Невельск), а бойцы 113-й стрелковой бригады преследовали противника вдоль железной дороги на Отомари (ныне - город Корсаков), а также в направлении Футомата и Осака (Пятиречье) через Камышовый перевал.

Но на господствующих высотах у станции Футомата (ныне - станция Чапланово) японцы всё же остановили наши наступавшие части и вынудили их перейти к обороне. Бои на Камышовом перевале продолжались два дня. Они унесли много жизней с обеих сторон. На 22 августа 113-я отдельная стрелковая бригада продолжала вести бои на перевале, он был взят только к исходу того же дня.

А в ночь на 23 августа 113-я стрелковая бригада захватила железнодорожную станцию Футомата и продолжила дальнейшее наступление на Отомари (Корсаков). В то же время батальон наших морских пехотинцев продвинулся с боями в южном направлении, в глубину острова, до 30 километров.

Впоследствии, 25 августа, новым десантом Тихоокеанского флота и частями 113-й отдельной стрелковой бригады был занята японская военно-морская база Отомари. За это бригаде в числе 14 наиболее отличившихся частей, участвовавших в освобождении острова Сахалин, было присвоено почётное наименование "Сахалинская".

Таким образом, все поставленные задачи десантной операции в порт Маока были выполнены.

В целом боевые действия на Сахалине велись вплоть до 25 августа, после чего в Сиритору было заключено "Соглашение о прекращении огня на Карафуто" (так японцы называли остров Сахалин.- Прим. авт.), и японские войска на острове капитулировали.

Общие безвозвратные потери наших войск в боях за Южный Сахалин составили 2 011 человек. Японские войска потеряли, по разным оценкам, от 700 до 2 000 солдат убитыми, ещё 18 320 человек были взяты в плен.

В итоге весь Южный Сахалин, в соответствии с решениями Крымской конференции 1945 года и Берлинской конференции 1945 года, был возвращён в состав СССР.

Надо отметить и тот факт, что затем именно Южный Сахалин планировался как исходная точка для нового советского десанта, но уже на самый северный японский остров Японии - Хоккайдо. Этот десант был в последний момент отменён по личному распоряжению И. В. Сталина...

* * *

В десантной операции в порт Маока Южного Сахалина приняли участие и четверо наших земляков из города Боготола и Боготольского района. Все они входили в состав 113-й отдельной Сахалинской стрелковой бригады 56-го стрелкового корпуса 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта.

Так, в представлении к награждению 10 сентября 1945 года медалью "За боевые заслуги" командира взвода отдельной сапёрной роты 113-й отдельной стрелковой бригады лейтенанта Сарвартдина Мухаметовича Абдульменова, 1920 года рождения, уроженца Боготола, призванного в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) в сентябре 1939 года Сталинским ГВК Кемеровской области (ныне - город Новокузнецк) читаем следующее:

"Абдульменов С. М. руководил разминированием минного поля. Он лично разминировал минное поле под огнём противника. Это минное заграждение противодействовало нашим войскам при прорыве обороны противника".

Впоследствии, 6 апреля 1985 года, С. М. Абдульменов был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Другой наш земляк - Иван Ильич Тихонов, 28.09.1915 года рождения, уроженец назаровского села Ильинское, призванный в РККА 12 апреля 1936 года, был участником боёв на озере Хасан с 29 июля по 11 августа 1938 года.

Повторно его призвали 27 апреля 1941 года Ворошиловским РВК Приморского края (город Владивосток). Старший лейтенант служил командиром пулемётного взвода 1-го стрелкового батальона 113-й отдельной стрелковой бригады. Уволен в запас 17 мая 1948 года. Награждён медалью "За победу над Японией", 6 ноября 1947 года - медалью "За боевые заслуги", 6 апреля 1985 года - орденом Отечественной войны II степени.

После войны И. И. Тихонов проживал в Боготоле в переулке Детском, 2. Умер 28 февраля 1999 года, похоронен на городском кладбище.

Александр Семёнович Наумов, родился 5.08.1924 года в селе Старый Боготол (по другим данным - в Ачинске). Он был призван 16 августа 1942 года Сковородинским РВК Амурской области и служил телефонистом в 113-й стрелковой бригаде. Демобилизован 4 октября 1945 года. Награждён медалью "За победу над Японией", а 6 апреля 1985 года - орденом Отечественной войны I степени.

После войны А. С. Наумов проживал в селе Старый Боготол. Он умер 11 июля 1985 года и похоронен на кладбище Старого Боготола.

Ещё один участник тех сражений - Николай Иванович Кивлев, 4.05.1918 года рождения, уроженец боготольской деревни Тузлуковка. Он был призван в РККА 21 октября 1938 года Боготольским РВК. Старшина стрелковой роты 113-й стрелковой бригады. Служил до 18 января 1946 года.

После войны Н. И. Кивлев проживал в деревне Вишняково-Катеюл Боготольского района, работал бригадиром МТФ Юрьевского совхоза. Затем он проживал в Больше-Косульском сельсовете. 6 апреля 1985 года в честь сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Надо упомянуть и ещё одного нашего земляка, который причастен к взятию города Маока,- Ивана Фёдорович Журавкова, 1926 года рождения, уроженца шарыповского села Линёво. Он был призван в Красную армию 15 мая 1943 года Боготольским РВК и являлся курсантом учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота.

С сентября 1944 года старшина 1-й статьи Журавков стал трюмным машинистом подводной лодки "Щука" N 118, входившей в состав 3-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (войсковая часть N 15086). Именно лодка Щ-118, рискуя быть обнаруженной и уничтоженной, высадила и забрала нашу разведгруппу накануне советских десантов в порты Торо и Маоко.

И. Ф. Журавков был демобилизован из рядов Тихоокеанского флота 20 марта 1950 года. Награждён медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией", а 6 апреля 1985 года - орденом Отечественной войны II степени.

После войны И. Ф. Журавков работал мастером производственного обучения в Боготольском железнодорожном училище № 7 года Боготола и проживал в городе на улице Сибирской, 10, а затем - на улице Советская, 19, квартира 25. Умер он 9 октября 1991 года.

* * *

Русско-японская война 1945 года, как и Великая Отечественная, была исполнена примерами мужества и героизма: 87 из её участников стали героями Советского Союза, а свыше 308 тысяч наших солдат и офицеров награждены боевыми орденами и медалями.

Медаль "За победу над Японией", учреждённую указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года, получили около 1 миллиона 800 тысяч человек. Это говорит в целом о количестве тех, кто принимал участие в этой беспрецедентной по скорости проведения и эффективности войне, названной впоследствии рядом историков "августовским штормом".

Со всеми её боями на периферии, включавшими боевые действия на Корейском полуострове, овладение островом Южный Сахалин и Курильскими островами, советско-японская война 1945 года продлилась менее месяца: 2 сентября (по московскому времени - 3 сентября 1945 года) Япония подписала акт о своей безоговорочной капитуляции.

По советским данным, наши войска потеряли в этой молниеносной войне 12 тысяч человек погибшими. Надо отметить тот факт, что эти потери почти вдвое меньше, чем потеряли те же американцы, а именно 20 тысяч 195 человек только в одной из своих боевых операций в войне с милитаристской Японией- в битве за остров Окинава.

Причём на острове Окинава в плен американским войскам сдались семь тысяч японских солдат и офицеров. Воинам же Советской армии в ходе войны с милитаристской Японией сдались в плен в августе - сентябре 1945 года свыше 640 тысяч японцев.

Комментарии (3)

Гость


06.09.2024 07:12

Спасибо. Буду помнить.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Войну с Японией все должны помнить. Это завершений 2-й мировой, возврат потерянного в 1905-м. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Мой коллега, преподаватель КрасГАУ Станислав Горбачёв, был призван на фронт в конце 1944-го. Попал в танкисты, воевать начал в начале 1945-го. Победа, вывели часть в СССР, танки все наладили. Август 1945-го - построили, сказали, что началась война с Японией, наше дело правое, победа будет за нами. По расчётам Генштаба война продлится 2 года. Танки на погрузку. Пока ехали, война закончилась. Станислав дослужился до полковника, вышел в отставку, преподавал до последних дней в ГАУ. Почему 2 года? Скорее всего, нас хотели американцы подставить - острова штурмовать, а там каждый бы был камикадзе. Я как-то на военной кафедре СибГТУ про Хиросиму и Нагасаки помянул. Мне полковник сказал: "Ты, Сергей, устав учил? Там же сказано - для достижения цели использовать ВСЕ средства". Может, это капитуляцию японцев  ускорило. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры