В Красноярском Доме художника проходит выставка "Грани камня"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

16.11.2021 14:48
0

Читать все комментарии

2571

Выставка "Грани камня", приуроченная к 60-летию Заслуженного работника культуры Красноярского края, Почётного гражданина Шарыповского района, члена научного совета Красноярского краеведческого музея по палеонтологии, члена Союза художников России, скульптора, археолога, палеонтолога, ювелира, фотографа Сергея Краснолуцкого, открылась в Красноярском Доме художника.

И всё-таки, несмотря на многогранность талантов Сергея Анатольевича, главным героем выставки стал волшебный, завораживающий мир серпентинита.

- Мало найти камень, обработать, необходимо ещё его полюбить, чтобы из этого получилась вещь,- отметил, открывая официальную часть выставки, член Русского географического общества Владимир Черников.- У нас практически нет таких рукотворных людей. Наверное, не хватает кропотливого терпения... Тот же серпентинит, похожий на насекомое, настолько неоднороден, разнообразен, интересен. Всё это благодаря нашему коллеге Серёже Краснолуцкому...

Елена Половинкина, в недавнем прошлом геолог-минералог, рассказала, как работала в музее геологии Центральной Сибири, и её обязанностью было принимать людей, что называется, с улицы. Однажды пришёл очаровательный молодой человек и принёс горсточку зелёных камешков, назвав их серпентинитом.

- Меня это поразило настолько, что я спросила: "А вы откуда знаете?" - рассказала Елена Ильинична.- Показала ему нашу скромную выставку, спустились в шлифовальную мастерскую... А теперь в нашем музее богатая экспозиция благодаря Сергею Анатольевичу. В течение двадцати лет Серёжа приходил к нам и с восторгом рассказывал, чем занимается. На велосипеде он объездил весь Шарыповский район, где нашёл сотни захоронений древних стоянок скифского времени. Создал два археологических музея.

Уроженец Воронежской области, Сергей Краснолуцкий стал сибирской легендой не только как автор множества научных публикаций, в том числе в солидных зарубежных академических журналах, но также как первооткрыватель новых видов доисторических животных, как участник множества выставок, как блистательный педагог наконец, преподающий в детской школе искусств декоративно-прикладное искусство, скульптуру и графику. Среди его выпускников - архитекторы, дизайнеры, скульпторы, есть даже кандидат исторических наук.

- В трудные девяностые, когда нечего было есть, он вывозил группы детей, которые помогали ему,- продолжает Елена Половинкина.- А ведь их надо было кормить и содержать как участников экспедиции. Здесь огромную роль сыграли его выдающиеся организационные способности.

Сергей Анатольевич приехал на КАТЭК в 1982 году. Работал художником-оформителем на стройке, электриком, а на досуге занимался творчеством, которое затягивало всё больше и больше. Полюбив тайгу, он начал носить из леса диковинные коряги, из которых мастерил скульптуры. Работал в Шарыповском краеведческом музее, где именно благодаря его стараниям появились богатые археологическая и палеонтологическая экспозиции.

- С детства увлекаюсь резьбой по камню и дереву, скульптурой,- рассказывает Сергей Краснолуцкий.- Лет в 14 мне показали на кладбище барельеф. Так, говорю, и я могу. Взял кусок известняка, зубило. Сделал, получилось не хуже. Потом стал лепить. Увлёкся палеонтологией - в Воронежской области есть меловые карьеры, там находил первые свои раковины, ископаемые останки древних животных. Отец преподавал географию, что-то мне подсказывал.

Одним из главных увлечений Сергея Анатольевича как художника стал серпентинит, или, по-другому, змеевик. Это горная порода вулканического происхождения. Иногда её можно найти прямо в щебёнке, из которой строят дороги и насыпи. Собственно, первые образцы он и находил вдоль дорог. Собрал огромную коллекцию. И теперь знает об этом камне едва ли не всё.

Самое интересное - его картины из серпентинита. Художник берёт камешек, распиливает его, шлифует, и на срезе появляется изображение, которое там было спрятано - диковинные цветы и деревья, сказочные животные, планеты и галактики. Некоторые из этих картин можно увидеть невооружённым глазом, а некоторые - только под микроскопом или сильной лупой, настолько они крохотные, иногда 3 на 4 миллиметра.

Художник их фотографирует в большом увеличении, печатает в цвете, заключает в рамы и устраивает выставки. Ни один рисунок не повторяется. Палитра цветов и оттенков у серпентинита огромная: от фиолетового до белого, от алого до зелёного. И различные их сочетания.

Его небольшие скульптуры из серпентинита, гранита, мрамора и других природных материалов великолепны. Вот обычная муха или мокрица из камня, посмотришь на которую сбоку - это уже какое-то здание в восточном стиле. Сергей Анатольевич старается, чтобы его работы были наполнены разными смыслами. Сам художник называет свои занятия камнепластикой:

- Пытаюсь подчеркнуть природные линии, соединяю воедино графику, живопись и скульптуру,- говорит Краснолуцкий.- В сюжет, который дала природа, вношу свои коррективы. Иногда на отшлифованной работе намеренно оставляю скол, чтобы подчеркнуть фактуру.

Многие его уникальные украшения сделаны просто руками и на руках - без тисков, обычными инструментами: резец, наждачка, дрель с тончайшим сверлом.

А какие ювелирные украшения он делает из серпентинита! Броши, кулоны, серьги. Мечта художника - музей серпентинита. Неважно где - в Шарыпове, Красноярске, Москве. Главное, чтобы в России.

- В мире такого нет, а у нас должен быть,- рассуждает он.- Это же богатства нашей земли сибирской. Хочу, чтобы люди пришли в этот музей и увидели неповторимую красоту камня. О нём целые истории можно рассказывать, его изучать надо. Но у нас, как всегда, на это нет денег. Поэтому музей пока у меня дома.

Археология и палеонтология - ещё один пласт жизни Сергея Краснолуцкого. И он настолько гигантский, ведь шарыповская земля буквально напичкана артефактами. В сельских школах такие музеи - Лувр позавидует. Не случайно в начале 80-х годов прошлого века одновременно со стройкой в этих местах много лет работали бригады археологов из Ленинграда.

Там же, на берегу озера Ашпыл, и обнаружил Сергей первые свои археологические находки. Показал питерцам, которые начали копать в том месте и открыли уникальную древнюю стоянку. А Краснолуцкий навсегда заболел археологией.

Он нашёл в районе около трёхсот стоянок древнего человека. Большая часть из них была потом паспортизирована и поставлена на государственную охрану как памятники археологии. А лет 20 назад серьёзно взялся за смежную науку - палеонтологию, где хоть и не имеет учёных титулов, но зарубежные коллеги называют его доктором: по значимости открытий и количеству публикаций он этого звания достоин.

- Сергей - выдающийся палеонтолог,- убеждена Елена Половинкина.- Начинал с поисков древних черепах, но главные открытия были совершены им в карьере Берёзовского разреза. Мало кто знает, что в нашем краеведческом музее есть скелет четырёхметрового стегозавра, который Серёжа реконструировал буквально по крупицам. Такого в Сибири нет вообще! И всё-таки стегозавр - не самое выдающееся его деяние! Самое главное, что он впервые в Сибири нашёл самых древних млекопитающих, наших с вами предков. Понятно, можно найти торчащий из земли бивень мамонта, а вот такую маленькую зверушку?..

Представьте, вы стоите на обрыве, занесённом песком - как найти такую мелочь? Всё это надо просмотреть, просеять, и среди этой массы камешков найти зубки размером один-два миллиметра. И не просто найти - определить и сделать величайшее научное открытие.

Названия даются всем летающим и ползающим млекопитающим - и даются не просто так. Существуют три варианта: по географическому названию, по физическому признаку или по имени выдающегося учёного, чего трижды палеонтологическим сообществом был удостоен Сергей Анатольевич.

Нам всем что-то дано свыше, но не каждый об этом знает, а вот Сергей воспользовался этим на полную катушку. Лежит на берегу обычный камень. Тракторист проедет и просто отпихнёт его в сторону, Серёжа переворачивает, а это скифская баба.

Как человек образованный, Сергей понимал: если есть угольные пласты, значит, есть и останки доисторических животных. Начал исследовать Берёзовский разрез снизу вверх. И в верхних слоях, которые называются вскрышей, нашёл фрагменты панциря черепах, чешую древних рыб, зубы динозавров, их окаменевшие кости. Сообщил о своих находках профессионалам. И Шарыпово превратилось в Мекку палеонтологов. Учёные и студенты из Питера, Москвы, Германии стали здесь частыми гостями.

- У нас очень хорошо представлен среднеюрский период, 165 миллионов лет назад,- рассказывает Сергей Краснолуцкий.- Он меньше других изучен наукой. К нему относится большинство найденных нами растений и животных - динозавров, летающих ящеров. Хорошо представлен средний девон, это 400 миллионов лет назад. Брахеоподы, гастроподы, рыбы панцирные. После девона - каменноугольный период, нижний карбон, там пошли целые рыбки, это уже морские отложения. Никто ни в одном регионе мира не совершил в палеонтологии столько открытий, сколько у нас тут сделано за 20 лет. Мы открыли в районе множество видов доисторических животных, ранее неизвестных науке. Самое значительное наше открытие - первый в России хищный динозавр келеск. Да, яйца откладывал, рептилия же. А ещё тут бегали маленькие динозаврики, как собачки. Были мечезавры, бронтозавры...

Челюсть келеска Сергей склеивал из тысячи кусочков. Потом питерские учёные по ней создали и описали полный облик этого пятиметрового чудища.

Именно Краснолуцкий - автор палеонтологической сенсации. Он нашёл пока единственный в мире скелет стегозавра, которому 165 миллионов лет. Находка хранится в Красноярском краеведческом музее. Скелет неполный, но Сергей не теряет надежды отыскать недостающие кости, а главное - голову...

- Мы с вами присутствуем на выставке замечательного, талантливого, многогранного человека, который соединил науку и искусство,- не скрывала восторженных эмоций доцент Сибирского государственного университета имени Дмитрий Хворостовского, член Союза художников России Наталья Покровская.-Учёный, палеонтолог, великолепный учитель. Скульптор, мастер ювелирных дел... На этой выставке он раскрывается как истинный творец. Входим в зал и ощущаем его особую тягу к миру природы. Яркий божественный мир, извлечённый из земли. Этот внутренний огонь, это ежедневное желание что-то открывать присутствует в каждом его произведении, он проявляет себя мастером во всём. И в мастерской, и в ДШИ, и как археолог, и как палеонтолог...

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры