Рок атамана Кривоногова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.12.2021 07:47
0

Читать все комментарии

4224

...Вячеслав Анатольевич как-то выразился: "За моим родом беда ползёт!" Помолчав, пояснил:

- Во время службы в отделе УВД на транспорте получил ранение в ногу от бандитской пули, не сложилась и семья, правда, сын радует. Москва не утвердила, а я хотел стать членом Союза писателей России. Ведь книжки имею. Может, хватит судьбе испытывать меня?

Пыталась развеять его грустные мысли:

- Господь всем посылает испытания, проверяет, прочны ли наши души и крепка ли молитва, но он милостив...

Однако ослушался наш боевой атаман, не исполнил волю Всевышнего, проигнорировал призыв Русской православной церкви уберечься от мировой заразы - пандемии. Ведь когда нынче В. А. Кривоногов поздравлял меня с днём Святой Троицы и собирался поехать в Железногорск, посоветовала ему вакцинироваться от ковида. Он ответил, что не станет этого делать, мол, "ни пуля меня не возьмёт, ни эта напасть!". С досадой крикнула в телефонную трубку: "Вы, атаман, фаталист, а это страшно!"

Вскоре получила тираж своей книги "Великий странник из Овсянки" о Викторе Астафьеве. Там есть и высказывание Кривоногова. Приготовила подарочный экземпляр, стала ему звонить. Телефон отвечал: "Абонент не может с вами соединиться..."

Сообразила: начинается сельская страда и казачий прокос, а Вячеслав Анатольевич отправился в подведомственные ему (Единому енисейскому казачьему войску) станицы, хутора. Успокоилась, ни о чём худом не подумала.

Месяца через два позвонил один из казачьих руководителей... Весть оказалась страшной: исполнился последний рок атамана Кривоногова! Необратимый и невозвратный!

И 18 августа расстались с Христовым воином навсегда... Ему было только 66 лет.

Прощались в скорбном зале вблизи медуниверситета. Лежал он в закрытой домовине. Ко-вид!

Священник перед отпеванием подносил к свечам зажигалку. Обычно принято спичками...

Не все казачки покрыли платками головы. Традиции в православии незыблемы.

Бывшая жена атамана стояла поодаль от домовины, рядом с сыном, в обтягивающих брюках. К ней никто не подходил, не соболезновал... такое отношение заслужила. Она даже публично поносила Вячеслава. Ведь говорят же, что мы беззащитны перед теми, кого любим. Он же сильный, волевой человек, в прошлом боксёр, преклонялся перед ней. И меня несколько раз просил позвонить и поговорить с его супружницей. Та же подала на развод, но жить остались вместе.

Вячеслав Анатольевич по-прежнему боготворил "вторую половину", дарил дорогие подарки (машину), писал стихотворные циклы.

Кривоногов трудился адвокатом по уголовным делам, имел бизнес (по защите предпринимателей), а счастья в доме не знал.

Но где-то за полтора года до кончины встретил подругу, что-то стало складываться. Она скрасила последние дни Вячеслава.

Оттого вдовьих слёз, увы, не видела: не вышел у Кривоногова трогательный личный мир, а последняя его муза - Полина - горе скрывала.

...Утешало, что отдать последний земной поклон прилетел из Москвы в Красноярск Александр Гаврилович Мартынов - российский Верховный атаман, возрождавший отечественное казачество. Сейчас - советник нынешнего атамана. Он сказал несколько тёплых слов и добавил: "Остальное на погосте доскажем".

...Как-то Вячеслав заметил: "С детства люблю георгины, они росли в палисаднике нашего сельского дома". И мне удалось купить роскошный букет георгинов (август - их царство) для заветного поклона.

После отпевания домовину погрузили в ритуальный микроавтобус, а я спросила: "Есть ли ещё транспорт, идущий на погост?" Слава - сын - указал место, где стоит "Газель". Присутствующие быстрёхонько сели в свои машины, направились на Бадалык. А я взобралась в указанное мне авто и оказалась там одна.

Удивилась, что не на Торгашинском погосте, где прирезана для казаков землица, будет кривоноговский вечный покой. Он когда-то служил там участковым милиционером и позже часто бывал в селении у соратников - корневых казаков: Южкова, Афанасьева... Нравилось с ними попеть, погутарить...

...Наконец прибыли в "тьму тараканью", то есть дальнюю часть Бадалыка.

Невдалеке от места упокоения вновь состоялась краткая панихида (со священником).

Первое слово - от атамана Мартынова. Отметил, что сложнее всего восстановление казачества шло в Сибири, особенно в нашем регионе (сам он родом с Дона). Великое служение Кривоногова помогло этому благородному делу.

Затем молвили старики - главные люди в казачестве. Был и воинский салют из четырёх орудий! Бросили в могилку по горсти рыжей глиняной земли и стали закидывать. Рядом же группа людей прощалась с корейцем Ли - тихо, по-своему.

Кривоноговский холмик оформили венками - от станиц края. Кстати, с минусинскими казаками был человек, по одеянию отличавшийся от других. Поинтересовались: "Кто это?" Разъяснили: "Казак из старообрядцев". Вот такое новое явление. Старинные русские люди к русским примыкают...

Пока втыкала по совету цветочницы георгины в землю, и не заметили, как присутствующие растеклись "по коням", то есть по машинам. Только невдалеке копальщики укладывали инструмент в грязную тарантайку, туда и сами вскарабкались... И отчалили восвояси.

Стало сумрачно, было уже пять часов по вечеру. Вдруг на потемневшем небе увидела стаю потяжелевших ворон - "поминальщиков" от лукавого. Хитрые и умные бестии привыкли тут лакомиться не только пищей, но и водкой позабавиться. Об этом мне рассказывали кладбищенские смотрители.

Стояла я среди могильной печали (некоторые ямки приготовлены, открытые), а рядом - ни одной живой души! Соблюдая патриархальность, я словно из XIX века тут появилась: прибрана по-русски - в тёмном платке, на голове старинный кружевной шарф (бабушкин), а на груди - медаль "Женщине-казачке". Дана по приказу атамана Кривоногова...

Перекрестилась, поклонилась святой могилке раба Божьего Вячеслава и замерла от жути! Слава Господу, услышала вдалеке движение мотора "Газели", на которой сюда приехала.

Подбежала к ней, махая руками, шофёр заметил, раскрыл дверцу, впустив в салон. И удивился: "Думал, что все уехали, а вон, оказывается, как, тут несколько километров до основной дороги. Ну и дела, ну и люди, а ещё в военных мундирах, ведь правильного говорили о казачьем братстве, а на самом деле..."

Добавила: "У родовых казаков издревле традиция: "Своих не сдают" и "За други своя, а значит, и за казачек, родных, казачат ответ держат!"

Вот тут-то особенно горько почувствовала: нет рядом незабвенных супруга моего и атамана Кривоногова. При них такого быть не могло.

...Мне же сердце и поныне теснят воспоминания: даты, события, явления казачьей жизни. Атаман не только был в нашей с мужем судьбе, когда его поступки, подвижничество прошли рядом, а продолжают светить яркие зарницы от славного человека и теперь. Да и дальше, верю, не угаснут.

Его образ и в мыслях, и думах моих. Слабеют силы русских людей, убывает, к сожалению, мужество и православное добросердие. Вот тут и нужны достойные казачьи имена. В этом ряду В. А. Кривоногов.

...А я благодарна атаману за стойкую, честную память о моём супруге, покинувшем землю семь лет назад. Как говорится в известных стихотворных строках: "В счастье все дружатся с нами, в горе нету тех друзей". Таковы издержки бытия.

Отец мужа Михаил Лукич - родовой казак из расчудесного селения Береговая Подъёмная Большемуртинского уезда Енисейской губернии. Оттого Анатолий поддерживал казачество (ЕЕКВ), являясь заместителем атамана Кривоногова по информации и культуре.

Он дослужился до чина "есаул" и войсковых наград. И я не оставалась без внимания Вячеслава Анатольевича, медалей и чина (по папе - родовая казачка). За труды "Во славу русского казачества" (статьи, выступления перед молодёжью, издание книги авторской "Отрада Суриковская", половина которой - о казачестве, проект "Восстановление суриковско-казачьих мест Красноярья", создание исторической площадки в Торгашине, где родилась матушка великого живописца), была атаманом отмечена.

... Кстати, пять лет назад в честь 25-летия возрождения Енисейского казачества в Красноярскую краевую библиотеку привела почти сто казаков (по три группы), совместно с сотрудниками организовала выставку, провела беседу-лекцию о прошлом, настоящем и будущем казачества. Конечно, помогли собраться атаман В. А. Кривоногов и полковник ФСБ, тоже родовой казак, прошедший все "горячие точки" А. А. Овсянников.

По окончании действа ко мне подходили молодые казаки и спрашивали: "Когда будет следующая ваша лекция?" Они даже принесли для демонстрации свои воинские шевроны, пахнувшие порохом Донбасса. Добровольцам помогать братьям-славянам не возбраняется.

Нет на земле теперь этих героических воинов - атамана и полковника, душой укрепиться, рассуждениями поделиться не с кем. Поддержали суриковский проект, а узнав об угрозах в мой адрес (от сына бывшего предателя казаков торгашинских) заявили: "Опасаться не надо, мы рядом". И "поговорили" с ним по-своему, притих и примолк...

Мы с супругом по приглашению атамана были в двух "казачьих походах" - в Омске и Тюмени. Разумеется, казачки голоса там не имеют и присутствуют только с разрешения атамана, и обязательно с мужьями. Таков закон, без феминизма... Это, считаю, правильно!

В тюменском походе, к сожалению, Кривоногова не было - обострилась рана на ноге.

Когда не стало супруга, Вячеслав немало сделал для его памяти. К примеру, ходатайствовал о внесении его имени в Российскую книгу казачьей доблести. Приглашал на заседания штаба, где я рассказывала о моём видении теперешней жизни казаков. Была делегатом на Большом казачьем круге, проходившем в Красноярске. Пригласила правнучку достойного рода Рачковских-Стамбровских - Любовь Николаевну Песковскую. Её предки знались с Василием Суриковым и сибирским казачеством.

...Однажды, чтобы отвлечь от горестных мыслей, Вячеслав позвал меня в монашеский скит (вблизи посёлка Манского), где храм Святой Блаженной Девы Таисии, к иеромонаху Никандру. Туда привезли иконы из Сербии. Представители казачества их встречали и молились.

Батюшка Никандр произнёс богоугодные слова и предложил создать поход по боевым местам белой армии под руководством выдающегося генерала Владимира Каппеля. Присутствующие прокличали: "Любо!" Это означало одобрение.

После случилась трапеза - с самоваром и доброй беседой...

...А я намеревалась подарить атаману книжку современного учёного богослова Владимира Лаврова "Православный взгляд на ленинский эксперимент над Россией" (2019 год, одобрена издательским советом Русской православной церкви). Получила её от своего духовника, а второй экземпляр испросила для В. А. Кривоногова. Но отдать ему не успела!

Доктор исторических наук В. М. Лавров словно и мои думы услышал. В книге данные выверены, есть сноска на документы. С атаманом успели потолковать по телефону о некоторых пронзительных аспектах этой работы.

Так, Ленин 24 апреля 1919 года (полное собрание сочинений, том 50, страница 290) писал: "Добить казаков! Киев Раковскому, Антонову, Подвойскому, Камневу. Во что бы то ни стало, изо всех сил и как можно быстрее помочь добить казаков..."

...Нынче, 7 ноября, находясь в Севастополе, президент В. Путин заявил о примирении с прошлым... Увы! По-прежнему нет закона о казачестве и юридического обоснования злодеяний большевизма. Оттого эта трагедия тащится в будущее. Смердит и смердит... Хочется правил и честного осмысления: кто был кто?! Одни белые рыцари защищали воинскую присягу, а другие...

Если нет этого закона, то выходит, что казачье общество - не особое воинское сословие, а вроде "кружок по интересам".

К сожалению, Красноярск славится сохранностью и приумножением большевистских символов, чего в других городах почти нет. В Иркутске же поставлен памятник адмиралу А. В. Колчаку. Делегация наших казаков ездила на открытие.

...Под руководством атамана Кривоногова на юге нашего региона, в Хакасии, представители единого казачьего войска поставили в местах боёв святые кресты. Это знаки почтения православных христиан, храбро сражавшихся за последний оплот монархической России, державы, веками намоленной.

Об этом писал в своих публицистических книгах В. А. Кривоногов. Рассказывал и об атамане Иване Соловьёве. Узнала от Вячеслава Анатольевича, что более года назад казачий штаб направил на имя В. Путина и в правительство письмо с просьбой о помощи в переименовании красноярской улицы Свердлова в улицу Гидростроителей. Ответа не последовало.

Наш атаман прямо называл этого большевистского деятеля палачом! Но многое пока в стране и Красноярске названо в честь этого зловещего большевистского деятеля.

Так закончилась ли Гражданская война?! Наверное, придётся решать эти тяжкие пробелы нашим умным потомкам.

Попалась мне на глаза страница из местной газеты, где один пенсионер, бывший сотрудник милиции, посчитавший себя краеведом, пишет о сибирских казаках, заканчивая опус словами: "...Функционально казачество в России XXI века вообще не востребовано. Фактически это этнографический... реликт-анахронизм, пригодный разве что для политических спекуляций..."

Что тут скажешь? Досадно, что на казачестве всякая невежда готова отыграться. Но казаки такого не прощают. Ещё нагайка не спрятана в чуланы...

Тут вспомнила стихотворный куплет своего Анатолия Михайловича из стихов, посвящённых В. Я. Кривоногову:

"Крепнет войско честной славой

По станицам, куреням,

Постоим за честь Державы

Мы на страх её врагам!"

Непременно постоим, ведь казачество рождено как защитник многовековой православной христианской Руси.

Кстати, собравшимся в скорбный час проводов батьки атамана раздали только что изданную его книгу (сказывали, что он видел её) "Медвежьими тропами". Пусть мастерство Вячеслава ещё только определялось, но работа получилась домашняя, как длинная страница роковой судьбы автора.

...Весной соберётся казачий круг для избрания нового атамана, а если будет Богу угодно, он продолжит дело Вячеслава Анатольевича и укрепит казачье братство! Тогда и не посмеют разномастные, самостийные "писарчуки" копать яму Христову воинству, которое хранит Святая Богородица!

Слава Богу, что мы казаки!

Вероника АНУФРИЕВА,

член Союза писателей России, сотник ЕЕКВ (по решению и грамоте атамана и стариков).

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры