После просмотра спектакля "Дуры мы, дуры!" хочется сказать: "Умницы вы, умницы!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.04.2024 21:30
0

Читать все комментарии

1382

Умницы мы, умницы!

Художественный руководитель Ачинского городского театра Никита Рак покорил своих зрителей лёгкой и одновременно мудрой комедией "Дуры мы, дуры". Более десятка премьерных постановок прошли с аншлагом. В чём секрет?

Ачинцы и сами не заметили, как их город стал театральной столицей красноярской провинции. Даже местные таксисты признаются, что самый частый пункт назначения у них сегодня - городской театр. Сюда стало ходить модно, престижно, а самое главное - здесь интересно.

Не секрет, что главными театральными зрителями в России являются женщины. Они приходят в театр с детьми и любимыми мужчинами, всей семьёй и с подругами, а иногда и в одиночку, но покидают зрительный зал счастливыми.

- Театр к этому должен стремиться, согревая женскую душу добрыми надеждами и яркими впечатлениями,- рассказывает Никита Игоревич Рак.- У нас стало доброй традицией делать нашим дорогим зрительницам весенний подарок - спектакль, от которого исходят лучики доброты, юмора и обязательно каких-то важных смыслов.

А ведь ещё легендарный философ Михаил Бахтин определял, что смыслы в искусстве - это всегда ответы на вопросы: как научиться быть счастливым, как решить проблемы, которых в современной жизни более чем достаточно.

Впрочем, к сожалению, на сцене у нас частенько стали появляться пустые, легковесные комедии, в которых смысла нет никакого, а низкопробный юмор выветривается из памяти ещё быстрее, чем люди выходят из зрительного зала. Особенно этим страдают многочисленные антрепризы.

Но Ачинский театр пошёл по совершенно иному пути, представив зрителю спектакль искромётный, очень смешной и одновременно многозначный, с узнаваемыми типами героинь, взятых буквально из жизни.

Как это удалось? Прежде всего, была выбрана пьеса Дамира Салимзянова, талантливого театрального деятеля, много лет возглавляющего театр в небольшом удмуртском городе Глазове. Этот коллектив приезжал в Красноярск на один из наших фестивалей, и тогда Дамир Халимович признался, что им всегда очень важно удивлять своего зрителя: сначала яркостью постановки, а затем чем-то ещё, что заставляет задуматься. Как раз этими качествами в полной мере и обладает комедия "Дуры мы, дуры!".

Сюжет прост: три обычных женщины самых обычных профессий по воле судьбы встречают Новый год без мужчин, хотя на самом деле они присутствуют в их жизни. Это и столичный любовник, который решил нарушить обещания и не приехать. Это надоевший, хотя и любящий муж. И ещё один муж-дальнобойщик, который застрял в дороге и не успевает вернуться к началу боя курантов.

Формально эти героини остаются одни, но спектакль, конечно, не об одиночестве, а о понимании, о стремлении найти близкого человека. Только женщина может сделать его счастливым, обретя при этом и собственную удачу.

Впрочем, зритель это понимает не сразу, его захватывает крепко сколоченная театральная интрига, которую профессионально представил режиссёр. Тут нельзя отвлечься, всё действие на сцене Ачинского театра рассчитано буквально по минутам, если не по секундам. Зритель смеётся, сочувствует и взрывается аплодисментами от неожиданных сюрпризов.

Причём аплодисменты начинаются сразу после начала действия, когда колоритная исполнительница роли Ларисы Виктория Тишкина буквально вполоборота заводит зал своей энергией, начиная вместе с партнёрами неотразимый танец. На премьере, как мне показалось, овации не смолкали.

Эффект этот был достигнут вполне классическими театральными приёмами. Приёмами простыми, но одновременно требующими безупречного режиссёрского искусства и вкуса.

Прежде всего, это знаменитое единство действия, места и времени. Всё происходит на глазах у зрителя, всё реально и узнаваемо. А с другой стороны, эта простота наполняется удивительной театральностью, благодаря, в частности, такой условности, придуманной ещё в Древней Греции, как Хор (Михаил Вергунов, Степан Старченко, Виктор Чекменёв). Эти хористы сопровождают героинь, они всегда рядом, они своей мужской харизмой как бы защищают женщин, поддерживают их. И делают это очень изящно и неожиданно, моментально превращаясь то в шустрого таксиста, то в пьяного соседа, а то и рождая на сцене настоящее театральное чудо.

Этому способствует работа художника Полины Рак, создавшей узнаваемые костюмы эстрадных кумиров российских женщин. Внешние атрибуты дополняются ироничной, пародийной режиссёрской трактовкой образов.

Блестящая театральная фантазия сразу расширяет горизонты бытовой комедии, заставляет задуматься над тем, кого мы считаем образцами для обожания. Хотя, возможно, достойные "предметы" нашей истинной привязанности находятся совсем рядом, буквально под нашим носом. Впрочем, когда появляется последняя, самая яркая звезда (и самая пародийная), да ещё и вошедшая не в ту дверь, зал буквально ревёт от восторга. Это и есть театр.

Любопытно, что "дурами" в спектакле героини называют только самих себя, и зритель понимает, почему они это делают. Потому что достаточно умны, чтобы признавать свои ошибки, достаточно ироничны, чтобы шутя находить решение своих проблем. Короче, умницы они, умницы! И это несомненно.

Ну, а фирменным стилем режиссёра Никиты Рака всегда является тщательная работа с актёрами, которая позволяет им раскрывать новые грани таланта. Зрители обожают своих кумиров именно за такие сценические открытия.

Особенно удивила Галина Никонова, звезда театра, представившая на ачинской сцене множество романтических героинь. И вдруг она создаёт яркий характерный образ Наили, решительно меняя свою пластику и даже речь. Её акцент просто бесподобен. Вот уже действительно: "Пришла татарка - принесла подарка!"

Центральная героиня Татьяна в исполнении Татьяны Панич-Коренской - очень романтичная, даже утончённая мечтательница, но актриса умело не перешагивает ту грань, за которой лёгкая комедия превратилась бы в драму. Она балансирует на этой тонкой линии, как бы наблюдая за своей Татьяной со стороны (такую женщину не нужно жалеть, в неё можно влюбиться, что в конце концов и происходит).

Иную трактовку этого образа даёт опытная Антонина Крупенникова, она играет чуть приземлённо, даже грубовато. Как бы намеренно представляя женщину, хорошо узнаваемую зрителями. И это тоже важно и интересно.

В роли Стасика вновь блеснул Андрей Телепов, обладающий глубоким и каким-то личностным актёрским даром. У него в спектакле почти нет слов, он выезжает на сцену в инвалидной коляске. Играет одной только мимикой, огромными своими глазами и отдельными жестами, такими выразительными, что зритель их сразу же отмечает. И когда он вдруг исполняет песню и танец "Казановы" (известный шлягер Валерия Леонтьева), зал взрывается от восторга.

Очевидно, что Телепов сегодня - один из лучших актёров в нашем крае. Посмотрите хотя бы, как он представляет самобытно графа Верейского в "Дубровском".

Впрочем, молодцы все актёры, участвующие в этой постановке. Они играют с каким-то творческим азартом, передавая свою энергию залу. Возможно, трупа Ачинского драмтеатра вместе с новым худруком переживает своё второе рождение. Будем ждать новых премьер и надеяться, что спектакль "Дуры мы, дуры!" смогут уже в этом сезоне увидеть и зрители в краевом центре.

Ну, а в Ачинске родилось ещё одно замечательное явление - театральный разъезд. Каждый вечер после спектакля тихий центр города вдруг оживает от эмоций зрителей, которые расходятся и разъезжаются по своим домам и квартирам. Они смеются, обмениваются радостными впечатлениями и чувствуют себя в эти моменты счастливыми. А для чего ещё нужен театр!

Ачинск.

Снимки предоставлены Ачинским драмтеатром.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры