Эпоха Юрия Гвоздикова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.03.2021 07:57
1

Читать все комментарии

1099

Вокруг человека, рождающего идеи, все живут в радостной эйфории, не понимая первопричины своего счастья. Когда уходит центр их вселенной, становится ясно, кто это был. Я приведу лишь несколько воспоминаний о Заслуженном деятеле искусств РФ Юрии Гвоздикове в канун его 80-летия, до которого он не дожил, уйдя 7 января, в Рождество Христово.

Я спросила Геннадия Чихачёва, Заслуженного деятеля искусств РФ, основателя Московского музыкального театра, что на Рязанке, знает ли он Юрия Гвоздикова.

- Да кто же его не знает? Ведь он один из тех, кто стоял у истоков создания ассоциации музыкальных театров страны.

Семидесятые

- С Юрой мы познакомились в 70-е, когда я написал оперу "Орфей и Эвридика",- рассказал композитор Александр Журбин (Москва).- Он её посмотрел, восторженно отозвался и заявил: "Журбин, тебе нужно работать в музыкальном театре, в том числе и в нашем".

Первым спектаклем была у него в Красноярске моя "Пенелопа", шлягер, который шёл по всей стране. Юра его здорово сделал, я приезжал на премьеру в Красноярск. Потом возникла идея мюзикла "Восемь любящих женщин", он поставил его в Свердловской музкомедии. Она шла всюду и до сих пор идёт. А Юра был первым! Я туда приезжал на его прекрасный спектакль, который там долго жил.

Позже в Красноярске был у него мой "Биндюжник и король" с названием "Молдаванка... Молдаванка!..". Я его не видел, но раз Юра ставил, значит, здорово! Когда он уже не работал в Красноярской музкомедии, я всегда знал, что он где-то есть. Это был потрясающий человек, удивительный режиссёр, знаток музыкального театра. Всё, что он делал, было прекрасно!

- Предложение написать музыку для "Соколиной песни" было для меня очень неожиданным,- признался мне в 1977 году московский композитор Илья Шахов, приехавший в Красноярск задолго до премьеры.- Я в основном писал произведения эстрадного плана, для детей или комедийную музыку. А тут поднимаются глубинные пласты из жизни людей русских, показывается бунтарская стихия народа.

Мы с Юрием Ивановичем сначала решили создать героический лубок со скоморошиной, но реальность ситуаций и судеб заставили изменить жанр. И встала задача - объединить в музыке народность, напевность, мелодичность и современные ритмы, что сблизили бы нас с событиями "давно минувших дней", заставив сострадать героям спектакля, как хорошо знакомым, понятным нам людям.

Сделать это надо было ненавязчиво, уведя ритмику как бы на второй план. И передать в музыке накал страстей, растущее мужицкое ожесточение - от робкого, нерешительного до захватывающего и испепеляющего.

Для музыкальной комедии спектакль необычен - из-за неординарности сюжета и ситуаций, а потому сложен для актёров. И здесь нужна отличная от классической манера исполнения: с горловыми приёмами и присущей ей раздольностью и широтой. А это не всем сразу удаётся.

Восьмидесятые

- Я приехал из ГИТИСа в Красноярский оперный на дипломный спектакль,- вспоминает режиссёр Павел Степанов (Москва).- Оказалось, опера "Горе от ума" Банщиковым не написана, и мне - от ворот поворот. Кто-то подсказал: "Иди в музкомедию".

Гвоздиков принял меня радушно, а то, что я из ГИТИСа, решило всё: он там учился, остались прекрасные воспоминания, как о братстве по крови. Заявил: "Я ставлю "Пенелопу" и беру вас ассистентом. В работе познакомитесь с труппой, мы - с вами". В "Пенелопе" поручал мне вводить второй состав, и мы с актёрами придумывали свои находки. Юрий Иванович их не отметал, а обострял, делая ярче. То есть сохранял своё реноме как постановщика и не ущемлял инициативы практиканта.

А когда я ставил комедию Кальдерона "С любовью не шутят" с музыкой Гоберника, он дал мне полную свободу. Правда, с двумя актрисами возник конфликт: они выскочили из работы, репетируя параллельно в другом спектакле, а увидев, что надо входить в уже готовый рисунок, восстали и пошли к Гвоздикову.

Юрий Иванович явился на репетицию: "Мне интересно посмотреть". Посмотрел, встал и громко, чтобы все слышали, сказал: "Вы хорошо работаете, мне всё очень нравится". И проблема была решена.

Девяностые

- Мы были знакомы с Юрием Ивановичем с 1996 года, когда я стал мэром Красноярска, а он депутатом горсовета,- вспоминает Пётр Пимашков, депутат Госдумы.- Мы дружили семьями, я часто бывал у него в театре, где он провёл огромную работу по реконструкции. Это тогда казалось немыслимым. Но его авторитет одолел всё, и театр обрёл второе дыхание, став одним из лучших в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.

Где бы Юрий Иванович ни находился, сразу собиралась толпа. Он обладал энциклопедическими знаниями, много читал, знал, сам писал. Мог анекдот рассказать, байку, случай из жизни. Как-то уговорил меня спеть в Большом концертном зале с Верой Барановой и Светланой Кольяновой песню "На этой улице Заречной". Я в жизни не пел, а там слушателей море! Но он убедил, обучил, а потом сам дирижировал.

В День города у нас всегда готовился концерт, который ставил Гвоздиков, собирая лучшие силы города, края, приглашая друзей из Москвы, создавая событие, как и в своих спектаклях, где были юмор, веселье и яркое зрелище!

- Мы с мамой как-то вечером, когда мне было 13 лет, пришли к Юрию Ивановичу в гости,- вспоминает Полина Шорохова, искусствовед (Москва).- Он встретил нас на улице с сыном, моим ровесником, который тут же вызвался нести мамин пакет и вёл себя так естественно и доброжелательно, что удивил галантностью и чувством юмора, не свойственным моим одноклассникам.

Видно, умение расположить к себе Артём унаследовал от отца, на которого был похож. Жена Юрия Ивановича отправила нас в комнату общаться, дав тарелку с дольками апельсина. Я застеснялась и отказалась, на что Артём обаятельно возмутился: "Что значит - ты не будешь?"

- Нам Юрий Иванович подарил свою книжку. Я почитаю её перед сном и порадуюсь: как всё было в золотое наше время,- говорит актриса театра имени А. С. Пушкина, Заслуженная артистка РФ Людмила Михненкова.- Мы ходили на его спектакли, он - на наши. Тогда все ко всем ходили.

Последний раз мы виделись года три назад осенью, когда предавали земле прах Перцева. Шли под руку. Он уже ходил медленно, шажочками. Отстали от всех и поговорили обо всём: о здоровье, о жизни. Больше я его не видела.

Он ведь всегда был балагуром: весёлый, ироничный, жизнелюбивый! Я с ним встречалась в Доме актёра по праздникам, а муж - в комиссии по реставрации нашего театра. Там у Юрия Ивановича лет пять назад был, пожалуй, последний взлёт. Потом он уже нигде не появлялся, особенно после смерти сына. Это его сильно надломило.

Вот так мы шаркали по кладбищу, и он сказал, что завтра год, как ушёл сын. Для него смерть Артёма было горе горькое.

Помню ощущение от его спектаклей: цельности и потрясающей собранной им труппы. А в лихие 90-е - смешной случай на праздновании старого Нового года в Доме актёра, когда он был председателем СТД. Есть тогда было нечего. В зале столы, где одна пластиковая тарелочка с кучкой винегрета, другая - с бутербродами. И водка. И это ещё надо было достать.

Юрий Иванович поздравил нас, а в конце сказал: "Мы всё переживём. Всё будет, всё минется, вся правда останется. За нас с вами, за ... с ними!" И эта его финальная фраза дала всем возможность расслабиться. Мы включили магнитофон и танцевали до одури.

Двухтысячные

- 20 лет назад рядом с нашей дачей на Пугачёве появились новые соседи,- рассказала Наталья Иванова, внучка Надежды Константиновны Стрелковой, бывшего секретаря Октябрьского райкома партии.- В шумной толпе были дочки, внучки, сын Артём и большой, громкоголосый Юрий Иванович Гвоздиков с маленькой хрупкой тётей Людочкой, как мы её звали.

Между дачами заборов нет, и на участках сорняки исключаются. А у них идеальный порядок, всё растёт и цветёт. Их сын Артём был очень добрым, неглупым, красивым и абсолютно безотказным. В этом он был сын своих родителей.

Юрий Иванович купил бассейн, вставил его в небольшую забетонированную площадку. Туда наливали тёплую воду и пускали своих детей и моего сына Егора. А на закате Юрий Иванович ставил в центре бассейна столик с фруктами, и наступало время женщин. Наше соседство быстро переросло в тёплую дружбу. Я помню его коронную фразу: "Твоя любовь к даче на 90 процентов - это хорошие соседи".

Январь 2021 года

- Масштаб личности этого талантливого режиссёра и общественного деятеля и сегодня трудно переоценить,- убеждён председатель Союза театральных деятелей РФ, Народный артист России Александр Калягин.- Я узнал Юрия Ивановича в первые годы моего руководства СТД РФ, и помню, какой яркой он был личностью, каким обладал умом и необыкновенным чувством юмора.

* * *

В своей книге "А жизнь продолжается" Юрий Иванович написал: "Мне довелось служить в театре в те счастливые годы, когда во главу деятельности этого учреждения ставилась духовность, воспевался патриотизм и любовь к ближнему, а не челобитие Золотому Тельцу".

Москва.

Комментарии (1)

Гость


07.01.2023 01:07

Человечище! Был.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры