Перезагрузка издательского бизнеса сопровождается невероятными трудностями
Как уже сообщал "Красноярский рабочий", в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей XXIX Всероссийского конкурса журналистов имени Ясена Засурского "Золотой гонг- 2023".
Это мероприятие проходило не само по себе, а стало частью крупного, весьма значимого события для печатной медиаиндустрии- ежегодного профессионального форума российских издателей "Издательский бизнес / Publishing Expo. Перезагрузка". В его работе приняли участие руководители всех наиболее значимых издательских домов страны.
Воспользуюсь материалами этого форума, а особенно конкурса "Золотой гонг", чтобы попытаться очертить некоторые тренды отрасли.
Рынок печатной индустрии переживает не лучшие времена. Как явствует из выступления президента Союза предприятий печатной индустрии (Гильдии издателей периодической печати- ГИПП) Алексея Иванова на проходившей в рамках форума конференции, мировой издательский рынок вырос за последний год на 2,2 процента. Рост во всём мире, по его словам, происходит в основном за счёт цифровизации издательского бизнеса и увеличения отпускных цен.
Если же говорить о России, то здесь ситуация менее радостная. В текущем году по сравнению с прошлым наименования реально издаваемых бумажных газет сократились на 10 процентов. Падают и тиражи. Количество типографий, выпускающих печатную продукцию, как на федеральном уровне, так и на местах уменьшается.
Не секрет, что подписные тиражи на второе полугодие 2023 года на федеральные и региональные издания упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не менее чем на 15--20 процентов.
И дело не только в том, что всё больше информации уходит в цифру. Важнейшей проблемой стали процессы, связанные с попытками оптимизации бизнес-процессов в АО "Почта России". Убытки этого ведомства стремительно растут, работники узлов связи из-за маленькой заработной платы стремительно увольняются.
В разных регионах, конечно, ситуация разная. Однако сегодня даже в Москве ежедневные газеты по подписке приходят не каждый день, а только через день. Если же говорить о провинциальных городах и весях, то здесь задержки с доставкой изданий по подписке достигают порой и двух-трёх недель.
Нетрудно прогнозировать, что подписные тиражи будут падать и впредь. По традиции в июле- августе 2023 года, как и в предыдущие годы, проходила досрочная подписная кампания (по ценам предыдущего года). По словам генерального директора ИД "Аргументы и факты" Руслана Новикова, по его издательскому дому падение составило 15--20 процентов. У других ситуация отнюдь не лучше.
Очень многие участники форума публично и в кулуарах говорили о том, что подобная ситуация идёт стране не на пользу. Если человек не получает информацию из привычного источника, он ищет её в других, чаще всего в Интернете. А эти источники могут распространять фейки. В современных условиях это идёт на руку врагам нашей страны.
Как показали дискуссии на круглом столе "Региональные СМИ в современной России", организатором которого выступил Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), тема подписки- самая животрепещущая и для региональных изданий. На этом, подводя итоги обсуждения, акцентировали внимание сомодераторы- главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев и исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская.
С моей точки зрения, современный кризис "Почты России" был предопределён предшествующими годами, когда под влиянием советов из-за рубежа в стране создавалась такая нормативно-правовая база, которая в значительной мере способствовала снижению эффективности государственного управления.
В России почта всегда являлась делом государственной важности. Акционирование этого государственного института было глубочайшей ошибкой. И эту ошибку необходимо исправлять.
Вообще, госполитика в области массовых коммуникаций нуждается в серьёзном реформировании. Пока же системности нет. Налицо разброд и шатания. В конце прошлого года, к примеру, власти Московской области объявили, что отказываются от учредительства муниципальных изданий: с этого года 46 газет прекратили своё существование. Вместо них на местах возникли собкоровские пункты общеобластной газеты. В регионе утрачено несколько сотен рабочих мест.
Когда подобные преобразования осуществляют, то обычно говорят о том, что дороговато для бюджета содержать СМИ. Но при этом часто в расчёт не берутся социальные издержки таких преобразований.
В современных условиях каждый издательский дом выживает по-разному. Общий тренд- цифровизация СМИ. К примеру, сегодня 40 процентов доходов издательского дома "Вечерняя Москва" поступает от размещения цифрового контента. Другие медиаресурсы также пытаются идти по этому пути.
С моей точки зрения, "Золотой гонг" выявил некоторые новые тренды в издательском бизнесе. Не буду перечислять все 12 номинаций конкурса, в котором приняли участие 75 средств массовой информации и 89 авторов со всей России. Обозначу лишь наиболее любопытные из них.
Газетой года на этот раз стало сетевое издание правительства Санкт-Петербурга "Петербургский дневник". Обосновывая этот выбор, председатель жюри, один из авторов федерального закона "О средствах массовой информации", действующего и поныне, Михаил Федотов отметил, что это не просто качественное, но и популярное издание, которое каждую неделю читают около миллиона читателей. Одна из причин успеха этого ресурса- возможность получать информацию из первых рук, в первую очередь от органов власти.
Вместе с тем выходит и печатная версия этого медиаресурса, 150-тысячный тираж газеты распространяется главным образом в петербуржском метрополитене. Выпускает этот издательский дом и видеоконтент.
Редактором года в нынешнем году стала главный редактор газеты "Наше время" Вера Южанская. Почему? Очень нелегко пришлось этому изданию. Правительство Ростовской области решило сэкономить. Раньше оно являлось соучредителем двух газет: "Молот" и "Наше время". В этом же году вышло из числа учредителей второй, оставив за собой только одно издание.
Журналисты "Нашего времени" лишились помещения, финансирования со стороны государства. Но они не сдались. Газета была переучреждена трудовым коллективом. Сначала она выходила в электронной версии, а затем перешла и на обычный- бумажный- формат. Объявленная подписная кампания прошла успешно. И теперь в шапке издания написано: "Народная газета".
Никакой медиаресурс не может обойтись без взаимодействия с органами власти. Но и власть не может обойтись без коммуникационных каналов, через которые она может взаимодействовать с населением. Во все времена люди искали и будут искать наиболее эффективные информационные каналы.
С этой точки зрения довольно успешным стал проект новосибирской газеты "Советская Сибирь", победившей в номинации "За укрепление взаимодействия органов власти и СМИ". Как сказала главный редактор Юлии Назаренко, идея проекта, представленного на конкурсе,-- помочь простым людям в решении нестандартных вопросов, возникающих в повседневной жизни. Таких, к примеру, как жилищно-коммунальные проблемы.
-- Мы можем привлечь экспертов, запросить ответы на вопросы, опубликовать историю, предоставив всем сторонам возможность высказаться,-- отмечает Юлия Назаренко.
Всё-таки средствам массовой информации в силу своего статуса намного проще выходить на органы власти, чем простым гражданам или бизнес-структурам. И этим нельзя не пользоваться.
Любопытный проект представила на конкурс редакция газеты "Якутск вечерний", победившая в номинации "Новая жизнь старой газеты". Год назад её редакция взялась за ведение своего телеграм-канала. И набрала 12 тысяч подписчиков, существенно усилив своё влияние в информационном поле.
А вот победителем в номинации "Акция года" стал журнал "Лица Липецкой области". Он выпустил сборник "Истории для Алисы". Кто такая Алиса? Это девочка из города Липецка, которая перенесла сложную операцию на позвоночнике. Возникла идея помочь не только ей, но и другим мальчикам и девочкам, которые прикованы к постели. А именно- создать занимательную книгу, которую они могут читать в постели. Был объявлен конкурс на лучшие тексты, во всех концах страны и в зарубежье нашлись желающие участвовать в нём. В итоге замечательная книга попала в больницы.
-- Солдат погибает дважды- один раз на поле боя, а второй раз- когда его забывают,-- сказала студента журфака Воронежского государственного университета Виктория Кучина, получая статуэтку богини Ириды как победительница в номинации "Журналистский дебют года".
Её заметки и очерки, отмеченные высоким жюри, были посвящены героям специальной военной операции. Эта тема- тоже веление времени.
Любая деятельность начинается с целеполагания. Но чтобы понять, куда двигаться, важно определить, где ты находишься. Надо отдать должное АРС-ПРЕСС. Этот альянс региональных издателей создал с помощью конкурса площадку, где проходят апробацию наиболее интересные идеи в сфере печатной, а отчасти и электронной, медиаиндустрии.
Надо отдать должное и членам жюри конкурса. В значительной своей части они представлены редакторами региональных изданий. И трудились они реально на общественных началах. На церемонии награждения их имена были озвучены. Одну из номинаций- "За укрепление взаимодействия органов власти и СМИ"- курировал главный редактор газеты "Красноярский рабочий" Владимир Павловский, выступивший в роли эксперта.
Фото с сайтов АРС-ПРЕСС и СППИ ГИПП.
Между тем...
Отделения "Почты России" связывают всю большую территорию нашей страны, и они должны быть в каждом селе, в каждом посёлке, особенно в тех, где у людей нет Интернета, заявила председатель СФ Валентина Матвиенко.
-- В посёлке, где нет телефона, где нет Интернета, обязательно должна быть почта, откуда можно позвонить,-- сказала спикер.
При этом Матвиенко напомнила, что к 15 ноября должен был завершиться мониторинг финансово-экономической ситуации "Почты России" и предложены меры по исправлению плачевной ситуации. Но пока результата нет. Глава СФ подчеркнула, что год заканчивается, и если кабмин пойдёт по лёгкому пути "дать денег из федерального бюджета с барского плеча", то СФ это поддерживать не будет.
-- Потому что надо понять, как будет дальше работать "Почта России", какие механизмы, инструменты правительство применило. Мы не будем поддерживать просто выделение 20--24 миллиардов из федерального бюджета на бесхозяйственность или неправильную модель финансово-экономической работы почты. Мы эти 24 миллиарда направим на детское здравоохранение
Ранее спикер верхней палаты называла финансовое положение "Почты России" очень печальным и призывала "выработать правильную финансовую модель существования" компании.
Правительство рассматривает новые меры поддержки наименее прибыльных отделений "Почты России", на фоне того, что её убытки в 2022 году составили 30,4 миллиарда рублей, а долг- 133 миллиарда.
Сергей Орловский
12.12.2023 00:36
На почте есть всё - паршивые консервы, конфеты, даже марки по заоблачным ценам - но потерялись читатели. Увы
Войдите, чтобы пожаловаться