"В котором деле я считаюсь пионером"

80 лет назад ушёл из жизни первый кинооператор Енисейской губернии Михаил Прокопьевич Чулков

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.05.2022 18:26
0

Читать все комментарии

3565

История развития кинодела в Енисейской губернии невозможна без упоминания имени Михаила Чулкова и его незаурядной для своего времени деятельности.

5 сентября 1881 года у енисейского мещанина Прокопия Фёдоровича Чулкова и жены его Татьяны Фёдоровны родился сын Михаил, о чём свидетельствует запись в метрической книге о родившихся Балахтинской Введенской церкви.

Ещё молодым отец Михаила, уроженец Вятки, по собственной воле добрался пешком до Сибири. Трудился на Ленских, Амурских золотых приисках, в приенисейской тайге. Позже работал на винокуренном заводе Юдина в должности вахтёра.

Прокопий Фёдорович женился на уроженке Малой Минусы. Богатств у семьи никаких не было. У матери числился лишь свой дом в Красноярске в 1890-1900 годах.

В 13 лет Миша лишился отца. Семья Чулковых переехала в Красноярск, что необходимо было для образования детей.

Всего же в семье было трое сыновей: Иннокентий - старший, средний - Михаил и Александр - самый младший. Иннокентий смог получить в Томске высшее образование. Но, к сожалению, семья рано потеряла его - в 1907 году в селе Рыбном Канского уезда он покончил с собой. Александр же в том же 1907 году получил специальность техника-железнодорожника. В Барнауле трудился в железнодорожных мастерских, на механическом заводе.

Миша Чулков окончил трёхклассное Красноярское городское училище. В 17-летнем возрасте год отработал на строительстве моста через Енисей помощником кассира и приёмщиком леса. Затем решил продолжить обучение и поступил в Красноярское техническое железнодорожное училище по направлению "ремонтно-строительные работы на железной дороге".

Окончив училище в 1901 году, прошёл двухмесячную практику на станции Усолье. Позже устроился слесарем в Красноярские железнодорожные мастерские, а проработав там некоторое время, был приглашён на строительство Круго-Байкальской железной дороги техником по земляным, скальным работам и каменной кладке.

Спустя два года Михаил отправился на перепроектировку пути Сибирской железной дороги, но из-за войны с Японией эти работы были остановлены. Так Чулков оказался безработным. Не желая воевать, снова пошёл в Красноярские железнодорожные мастерские в качестве слесаря и первоначально работал в сборочном цехе в течение трёх месяцев, затем там же - чертёжником, после чего получил должность помощника монтёра в механическом цехе, а через год - назначение на должность монтёра цеха, кем и проработал 10 лет.

С Февральской революции 1917 года до ухода с паровозо-ремонтного завода Михаил Чулков возглавлял профсоюзную секцию техработников и монтёров предприятия. В общей сложности он проработал на "железке" почти 15 лет, до июня 1918 года, и ушёл с неё по собственному желанию.

Но, видимо, ещё в юности настолько был впечатлён демонстрировавшийся тогда кинокартинами, что решил заняться киносъёмкой. В государственном архиве Красноярского края хранится дело, с которого юридически началась деятельность М. П. Чулкова: "Дело Енисейского губернского управления по ходатайству Михаила Чулкова о разрешении ему заняться кинематографической съёмкой картин".

25 января 1911 года Михаилом Прокопьевичем было подано прошение губернатору, которое запустило следующий бюрократический круговорот:

"Проживающий в г. Красноярске в 1 части по Береговой улице в доме есаула Белоусова, красноярский мещанин Михаил Прокопьевич Чулков обратился с ходатайством о разрешении ему заняться кинематографической съёмкой картин с достопримечательных видов, зданий, а также с различных событий. Вследствие сего предписываю Вашему Высокоблагородию доставить мне надлежащие сведения о звании, летах, судимости, нравственных качествах и занятиях названного просителя Чулкова, а также Ваше заключение насколько изложенное ходатайство его заслуживает удовлетворения. 29 января 1911 г.".

На что была дана справка:

"Проситель Михаил Прокопьевич Чулков происходит из мещан г. Красноярска, от роду имеет 30 лет, в городе живёт с детства, служит мастером в красноярских железнодорожных мастерских в механическом цехе, ни в чём предосудительном замечен не был, нравственных качеств одобрительных, препятствий к занятию Чулкову кинематографической съёмкой картин не встречается".

На запрос о политической благонадёжности 4 февраля 1911 года был отправлен ответ временно исполняющего дела начальника Енисейского губернского жандармского управления:

"Неблагоприятных в политическом отношении сведений о лице, упоминаемом в настоящем запросе, во вверенном мне управлении не имеется".

Наконец, от 12 февраля 1911 года было выдано свидетельство:

"От Енисейского губернатора на основании 158 ст. Устава о цене и печати, красноярскому мещанину Михаилу Прокопьевичу Чулкову, в том, что разрешается ему, Чулкову, заниматься в пределах Енисейской губернии кинематографической съёмкой видов и зданий с тем, чтобы при производстве сего Чулковым были в точности соблюдаемы все как ныне существующие на сей предмет законоположения и распоряжения правительства, так и впредь могущие последовать, что удостоверяется подписью и приложением казённой печати".

Правда, снимать Михаил стал раньше. Поворотным стал для него 1910 год - приобретение у фирмы "Братьев Пате" любительской камеры и станка для производства позитивов. Чулков активно вёл съёмки в летние периоды. За три года им были запечатлены на плёнке дачный посёлок, железнодорожный мост с движущимся поездом, берега рек Маны и Бирюсы, добыча золота по берегам реки Осиновой и покорение Столбов молодыми людьми.

Сибирские виды были сняты настолько успешно, что французская фирма "Гомон" в 1913 году выкупила часть негативов и демонстрировала во Франции, в Лионе, фильмы "По реке Мане", "По реке Бирюсе", "Красноярские Столбы" под общим название "Медвежьи уголки Сибири".

Работы Чулкова были, конечно, показаны и в Красноярске, о чём вещали афиши: "Только два дня! 23-24 апреля. Городской театр. Идут кинематографические картины видов Сибири и хроники города Красноярска. Съёмки фотографа-любителя М. П. Чулкова, рядом с большой программой других картин. Интерес для всех. Подробности в афишах".

О том, как воспринимались эти показы красноярцами, можно узнать из текста открытки столбиста Анатолия Безноско, отправленной брату - Николаю Безноско - 16 марта 1913 года в Санкт-Петербург:

"...В "Патеграфе" Полякова вчера и 13 шла, между прочим, картина "Столбы". Я, конечно, ходил смотреть. Вся картина разделена на пять частей, а именно:

Второй столб и подъём на него.

Первый столб и выход из трубы.

Столбы "Перья"

Столбы "Ворота"

Привал столбистов у камня "Бабушка".

Снято в общем очень плохо и даёт лишь общее представление. Лучше всех вышел Володька. Тебя хорошо видно на "Воротах", а меня на "Привале", где все вышли очень крупными. Красиво вышла "Свобода" и общий вид "Первого столба"..."

Кроме собственных киносъёмок Михаил загорелся идеей об организации кинотеатра. Он сумел найти единомышленников и создать в 1916 году товарищество "Арс". К 1919 году оно уже насчитывало более сотни дольщиков. Сам же Михаил Прокопьевич являлся председателем правления и заведующим кинотеатром (вплоть до 1919 года), ему принадлежали четыре пая по двести рублей.

События Гражданской войны изменили жизнь Михаила Чулкова - он был зачислен колчаковцами в дружину общественной безопасности. А с приходом Красной армии, в феврале 1920 года, кинотеатр "АРС" со всем оборудованием был передан Михаилом Прокопьевичем киносекции при штабе 5-й армии.

М. П. Чулков принял участие в Тасеевских экспедициях, организованных штабом 5-й армии в 1920 году. Затем был приглашён на должность кинооператора художественного подотдела отдела при ГубОНО, где и трудился до 1922 года, создав восемь картин-кинохроник и агитационный фильм.

С 1922 года он вернулся в кинотеатр "АРС" в качестве заведующего. С 1 февраля 1923 года по 1 мая 1924 года трудился в должности заведующего управлением кинотеатрами ГубОНО.

В 1927 году М. П. Чулков снял фильм "Красноярск", во время съёмок которого столбистами была оказана помощь по подъёму киноаппарата на вершину Второго Столба. Также он снял специальную кинохронику в четырёх частях на десятилетие Октябрьской революции.

Надо сказать, что Михаил Чулков не только занимался киносъёмками и руководил кинотеатром "АРС" - он также делился профессиональным опытом: начиная с 1927 года и фактически до конца жизни вёл обучение киномехаников немых передвижек и стационаров по кинотехнике, оптике, пожарной безопасности, являлся также заведующим учебной частью курсов. Подобное обучение прошли более полутысячи человек. Позже на ответственных постах кинофикации оказались его ученики.

С 1927 года М. П. Чулков был уполномоченным акционерного общества "Киносибирь" по Красноярскому округу, в 1929 году заведовал сетью предприятий "Киносибири" в Красноярске, после слияния акционерного общества с "Союзкино" стал старшим администратором кинотеатров города.

Какие фильмы сняты М. П. Чулковым с 1920 по 1929 год, показывает опись негативов кинолаборатории Красноярского горсовета, в которой указано наименование негатива, время съёмки, длина в метрах:

"День красноармейца 1920 г. 60

Красные партизаны Канского уезда 1920 г. 60

Заготовка дров союзами Рабис и Просвещен. 1920 г. 56

Инсценировка стихотворения 1921 г. 40

"Слепцы и безумцы"

Перелёт "Берлин - Пекин" 1926 г. 24

Гоштовт и подпольщики Красноярска 1929 г. 12 (и другие).

Итого: (приблизительно) 1 574 метра. (32 ленты)".

Интересно, что М. П. Чулков, не являясь членом партии, занимал руководящие посты. Им также была пройдена процедура "чистки соваппарата" в 1931 году.

Профессиональный подход к работе Михаила Прокопьевича неоднократно вознаграждался: в 1921 году губпрофсоюзом - за киносъёмку Енисейского губернского съезда Советов, в 1932 году Восточносибирским краевым отделением Роскино - за деятельность по подготовке кадров (отмечен благодарностью и путёвкой в Крым), в 1934 году - за отличное проведение ремонта кинотеатра (получил премию), в 1935 году - в связи с проведением празднования 15-летия кинематографии (премировался путёвкой на курорт). За работу во время политических кампаний не раз был отмечен благодарностью межрайонного отделения "Союзкино".

С 1933 года М. П. Чулков возглавлял кинотеатр "Рот-Фронт", но эта работа едва не стоила ему карьеры, а возможно, и свободы:

"Приказ N 176 от 9 ноября 1935 г. Директора кинотеатра "Рот-Фронт" тов. Чулкова с сего числа с работы снять за срыв проведения празднеств Октябрьской революции, за срыв демонстрации журнала "Сталин" и за плохое проведение ремонта кинотеатра".

С должности он был снят и... через полтора месяца восстановлен!

С 20 августа 1939 года М. П. Чулков стал постоянным представителем от Крайкинотреста по учёту и контролю за эксплуатацией фильмофонда, правильным составлением репертуарных расписаний с обязанностями приёмки и контролю поступающих фильм на базу "Союзкинопрокат" из районов края, составлению месячных репертуарных планов для районов, а с 22 октября 1939 года также - и от кинотеатров Красноярска.

25 ноября 1939 года директор кинотеатра "Рот-Фронт" М. П. Чулков был отозван в аппарат краевого треста старшим диспетчером с обязанностями консультирования городских кинотеатров и ответственного исполнителя по строительству и капремонту. 9 мая 1940 года он был назначен начальником ремонтно-строительного отдела, а 6 декабря 1940 года - начальником киноремонтной мастерской управления кинофикации.

Надо сказать, что даже во время войны, в пенсионном возрасте, Михаил Прокопьевич достойно нёс трудовую вахту: приказом N 166 по Красноярскому краевому тресту кинофикации от 8 августа 1941 года за отличное проведение курсов киномехаников немого кино руководителю курсов М. П. Чулкову была вынесена благодарность.

Но здоровье, видимо, уже не позволяло справляться с руководящей должностью, и он несколько раз подавал заявления на увольнение. В ноябре 1941 года эта просьба была удовлетворена, и он был назначен исполнителем технического отдела на должность техника.

Профессионализм М. П. Чулкова оставался весьма востребованным. Руководство приняло решение "в целях успешного проведения краткосрочных курсов киномехаников немых передвижек, организованных Управлением Кинофикации и для наблюдения за курсовыми мероприятиями, проводимыми в период курсовых занятий, техника тех. отдела т. Чулкова в течение месяца освобождать от занятий в конторе ежедневно на 2 часа".

Старейший киноработник Михаил Прокопьевич Чулков скончался 3 апреля и был похоронен 4 апреля 1942 года. К сожалению, далеко не все его киноработы дошли до нас, но даже то, что осталось, является бесценным свидетельством ушедшей эпохи.

Послесловие

Помимо документальных сюжетов, Михаил Чулков снял и художественную, первую для Красноярска, ленту, которая называлась "Лесная сказка". Её демонстрация началась на красноярских киноэкранах 18 февраля 1916 года. Показы проходили в кинотеатре "Люкс".

О создании этой "кинематографической новинки" 22 мая 1915 года писала газета "Отклики Сибири":

"Местный любитель-фотограф М. И. Чулков (так в тексте.- Прим. ред.), сделавший ряд удачных кинематографических снимков с берегов Маны, Столбов и др. живописных окрестностей Красноярска и демонстрировавший эти снимки в городском театре, предложил режиссёру детских спектаклей учителю В. А. Сипкину приготовить для кинематографа детскую пьесу, которую можно было бы разыграть в одном из живописных уголков окрестностей Красноярска. В. А. Сипкин дал согласие. Им была выбрана сказка-феерия, приглашены местные любители на роли взрослых и привлечено 15 детей на роли гномов и проч.

Пьеса была срепетирована и 11 мая сформированный кружок отправился в устье речки Караульной (20 вёрст от города), где есть много живописных мест и великолепных декораций для задуманной пьесы. Феерия была прорепетирована на месте и затем скинематографирована г. Чулковым. В настоящее время лента уже проявлена. Снимки оказались удачными. В недалёком будущем картина будет демонстрироваться г. Чулковым".

Михаил Чулков стал первым хроникёром Красноярска, запечатлевавшим на киноплёнке важнейшие события жизни города на протяжении трёх десятков лет. Долгое время считалось, что все эти фильмы утрачены, однако в начале 2015 года стало известно: в архивах краеведческого музея хранилась уникальная киноплёнка. Авторство не вызывало сомнений, на жестяной коробке надпись - "Чулков".

Плёнка была передана в "Красноярский кинограф" (ныне - "Енисей кино"), сотрудники которого взялись за её реставрацию. Некоторую часть фильма с этой плёнки можно найти в Сети. Качество записи, конечно, оставляет желать лучшего, но общее представление о фильмах МихаилаЧулкова и красноярской кинохронике столетней давности получить всё же можно.

27 августа 2017 года на здании Красноярского Дома кино была установлена памятная доска со следующим текстом: "В этом доме работал режиссёр, оператор, первый кинохроникёр Красноярска, директор кинотеатров "Арс" и "Рот-Фронт" Чулков Михаил Прокопьевич".

Сергей Павленко,

Обозреватель "КР".

Фото из фондов Государственного архива Красноярского края, Красноярской краевой научной библиотеки, а также Сергея ПАВЛЕНКО.

Автор:

Дина КАРПУХИНА, ведущий архивист Государственного архива Красноярского края.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры