Владимир Лукин о феномене вождя мировой революции и грехах ленинизма

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21.01.2024 09:48
5

Читать все комментарии

8450

Сто лет назад, 21 января 1924 года не стало Ленина. Его смерть, как великое горе, оплакивала вся страна. Ему соорудили мавзолей и поставили в ХХ веке тысячи памятников по всему миру. Память о Ленине и ленинизме век ХХI стирает практически до основания. Почему политики и публицисты должны оставить прошлое ученым, возражающим против отмены собственной истории? Предвидел ли Ленин, куда двинется чудовищное "красное колесо"? Собеседник «РГ» - известный историк и политик, профессор Высшей школы экономики Владимир Лукин.
Забыть нельзя помнить. Разные люди по-разному ставят в этом предложении запятую. Какой взгляд на Ленина, по-вашему, нам сегодня полезен?
Владимир Лукин: Забыть Ленина или забыть о Ленине действительно нельзя. Это фигура воистину историческая в любой системе координат. И в российской истории всех времен. И в мировой истории ХХ столетия. И в шкале ценностей - "гении и злодейство".
По моему мнению, 100-летие со дня кончины Ленина создает возможность (будет ли она использована - другой вопрос) постараться отойти от бесконечного страстного и бессодержательного препирательства вокруг дилеммы: он явившийся с небес ангел или чудовищный антихрист, воплощение абсолютного мирового зла?
Я с симпатией отношусь к тем, кто пытался и пытается вернуть Ленина обратно в историю России и мира. Я не с теми, кто продолжает молиться на него или, напротив, проклинать его в качестве некоего языческого истукана, возвышающегося над страной и миром.
Мне кажется, что наилучшим способом вспомнить о Ленине столетие спустя было бы окончательное разбожествление этого человека и возвращение его в недра его времени и нашей истории. Реальный - и очень крупный - масштаб личности Ленина от этого нисколько не пострадает.
Как известно, когда уходят боги, на смену им приходят идолы. А идолопоклонничество и история - не одно и то же.
В Великой октябрьской революции (перевороте) одни видят подрыв истории, устроенный посольствами враждебных государств в мощно развивающейся России, и Ленин, следовательно, их орудие. Другие - что жизнь в царской России была невыносимо противоречива и появление Ленина закономерно…
Владимир Лукин: Ответить на этот вопрос крайне трудно. Мудрее всех увернулся от него тот, кто изрек: "все предопределено, но выбор есть". То, что Россия на рубеже ХIX и XX веков была беременна революцией, было ясно многим. Незавершившиеся великие реформы Александра II, их торможение и откат (пусть даже частичный) при Александре III, постоянные зигзаги в сочетании с позорной и провальной авантюрой с русско-японской войной при Николае II породили в российском обществе сумятицу и депрессию.
Далее с очевидной неизбежностью разразился первый акт русской революции начала XX века. Кстати, Ленин, уже лидер большевиков, сыграл в этой первой революции весьма скромную роль.
Поражение революции 1905-1906 годов, казалось, открыло шанс для относительно мирного перехода России на рельсы экономической, социальной, правовой и политической модернизации. "Революция сверху", персонифицированная в личности Столыпина, успешно началась. Однако новая - на этот раз мировая - война спутала все карты и взорвала все мосты. Потребовалось два с лишним года для того, чтобы согласно ленинской формуле "низы не захотели, а верхи не смогли". И революция произошла - и сверху, и снизу. "Красное колесо" закрутилось. Не усилиями одного или нескольких человек, не волей людей, а силой вещей.
Но когда "красное колесо" уже закрутилось, кто-то сумел удачно предсказать скорость и сам путь его движения и смог пристроиться к нему.
А кто-то оказался настигнутым и раздавленным этим колесом. Вот это вопросы субъективные и личностные. И здесь в решающие моменты 1917 года ярчайшую роль сыграл огромный политический талант Ленина, его логика, твердость и гибкость одновременно. Его умение найти точные и тонкие ходы в нужный момент в нужном месте. Он твердо знал (и убеждал в этом сторонников), кому и как надо действовать вчера, сегодня, завтра.
Время революции и время обычной жизни - разное время. Ленин точно рассчитывал время по часам революции.
Видел ли он, куда двигалось это чудовищное "красное колесо"? Понимал, что нас ждет за пределами революционного времени? Это большой вопрос. На мой взгляд, если и видел, то очень смутно и приблизительно. Но заплатить за это будущее был готов сполна без колебаний и без жалости. Ведь будущее будет светлым. И хотя его контуры не очень ясны, не важно. Главное - "учиться, учиться и учиться". И конечно же, реорганизовать Рабкрин. А то, как ни странно, все еще воруют.
А что касается посольств и денег, - в бурных, мутных волнах больших революций намешано всякое и всегда. Какие революционеры отказывались от сомнительных ресурсов для решения своих насущных проблем? Чтобы потом наплевать на спонсоров. Русские большевики - не исключение из правила. Вот то, что они победили, - это одно из исключений.
Насколько Ленин случаен в нашей истории? Мог бы на его месте быть Плеханов? Троцкий? Бухарин? Был бы тогда у страны иной революционный путь?
Владимир Лукин: Ленин, на мой взгляд, и типичен, и уникален одновременно. Типичен он как лидер леворадикального крыла, которое существовало в каждой большой революции. Во Франции конца XVIII века это были даже не Робеспьер и Дантон, а Марат, Эбер, Шомет. В Германии ноября 1918 года - Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Кстати, левое крыло российской революции 1917-1919 годов не исчерпывалось партией большевиков. В октябрьском перевороте и последующих событиях активно участвовали левые эсеры во главе с харизматичной Марией Спиридоновой. Весьма ярко в революции и Гражданской войне проявили себя анархисты. Достаточно вспомнить Нестора Махно или легендарного "матроса-партизана" Железняка. Ленин уникален тем, что сумел найти зачастую единственно возможные ходы для того, чтобы на какое-то время овладеть бурной революционной стихией. Подчинить ее своей поистине грандиозной воле, силе убеждения и жажде власти. Он победил все. Кроме неизбежных и неотвратимых закономерностей революции. Но это за рамками человеческих сил.
Альтернативных же лидеров внутри большевиков просто не было. Плеханов не мог и не хотел быть "русским Робеспьером". (Кстати, таковым он называл своего ученика Ленина еще в годы их зарубежного сотрудничества). Он был скорее мыслителем, чем революционным вождем. Единственным реальным вождем левого крыла революции помимо Ленина мог быть и стал Лев Троцкий. По его реальному вкладу в подготовку, организацию и руководство революцией (а затем создание и руководство Красной Армией) роль Троцкого, безусловно, уникальна и сопоставима с ролью Ленина. Но он сам признал Ленина неоспоримым лидером партии и революции. С самого начала их возвращения в Россию тандем Ленин - Троцкий действовал сообща, и это не раз вытягивало большевиков из ситуаций, казавшихся безнадежными. Безусловно, Троцкий был вождем революции. Но по собственному выбору он был младшим вождем и признавал конечный идейно-политический приоритет Ленина.
Бухарин при Ленине не играл самостоятельной роли. Эта его роль созрела позднее, уже после ухода Ильича. Между прочим, его выступления и речи слушал молодой китайский студент Дэн Сяопин. На мой взгляд, именно бухаринский план модернизации постреволюционной России мог бы при определенных условиях стать альтернативой тому, что произошло при Сталине.
Одна из самых страшных страниц российского ХХ века - массовые репрессии, начатые еще при Ленине.
Владимир Лукин: Можно ли было избежать столь чудовищных жертв, жестокостей и репрессий, которые постигли нашу страну в революционные и постреволюционные времена? Мое мнение - да, можно. Если бы ошибочные, катастрофические политические решения не сорвали начавшийся процесс всесторонней базовой модернизации России. Модернизации очень сложной. Но в целом довольно быстрой, многоплановой и в ряде важных аспектов весьма успешной. Ее продвижение не могло быть бесконфликтным и благостным. Но оно могло обойтись без столь чудовищных революционных катаклизмов.
Конечно, история не знает сослагательных наклонений. Но все же существуют исторические развилки, когда возможны разные пути. Сам Ленин, как мы знаем, писал о том, что в России возможен американский или прусский пути развития капитализма. Насчет "казарменного социализма" он написать не успел. Зато успел в одной из своих директив впервые в истории употребить термин "концентрационный лагерь".
Можно ли осуществить революцию без репрессий? Думаю, что нет. И Ленин, обожествлявший революцию, ставивший ее во главе своих абсолютных ценностей, истово проповедовавший ее в качестве кантовского "категорического императива", не мог остановиться перед подчинением всего и вся этому грандиозному идолу. И здесь слезинка ребенка или море крови - это просто цвет и объем.
А раз так, остальное - тактика и конспирация: скольких и кого расстрелять, как разъяснить, что скрыть, на кого свалить.
Вообще, благодаря труду наших архивистов в ленинском наследии практически нет темных пятен. Все можно прочитать. Было бы желание, совесть и внутренняя порядочность.
Я прочитал практически все. Сомнений в политической ответственности авторов массовых репрессий, включая их главного идейно-политического вдохновителя, у меня нет.
Что касается Сталина, он был, конечно, учеником Ленина, и между прочим Троцкого (работы которого он тщательно изучал). Но прежде всего он был свободным человеком. Единственным в стране свободным человеком. Свободным даже от "категорического императива". У Ленина были ценности помимо его самого. Как сказал о нем Борис Пастернак в поэме "Высокая болезнь": "Он управлял теченьем мысли и только потому страной". Сталин - это "колесики и винтики", а государство - это я. Включая мавзолейного Ленина и угроханного ледорубом Троцкого.
Ленин в значительной мере опирался в своих действиях на марксистскую теорию. Что вы думаете о ее важности сегодня? Кто-то уже говорит, что марксизм оживет и вернет себе влияние, как научное, так и практическое…
Владимир Лукин: Ленин действительно довольно рано осознал себя марксистом и с присущим ему неистовством был "переперепахан" Марксом и Энгельсом. Мне кажется, что у Ленина, говоря его же языком, было три источника, три составные части его идейно-политического багажа. Во-первых, это продолжение традиции наиболее радикального крыла русского революционного движения - террористов-народовольцев, затем Ткачева и Нечаева. Недаром Ленин так положительно отзывался о деятельности нечаевской "народной расправы" и так ненавидел Достоевского вообще и "Бесы" в особенности. Во-вторых, он несомненно находился под сильным воздействием опыта, практики и эпоса Великой французской революции XVIII века, ее героев, ее практики, ее людоедско-романтической харизматики. В-третьих, Ленин действительно воспринял марксизм и его основные постулаты.
Марксистская теория - это очень серьезная и содержательная часть гуманитарной мысли второй половины XIX века, которая пыталась ответить на стержневые вопросы мирового исторического процесса исходя из реалий того времени и места, где она была создана. Как всякая содержательная концепция, она пережила эволюцию, при которой отдельные ее компоненты были особо отмечены и абсолютизированы различными учеными и политиками. Одни подчеркивали объективистские гегельянские стороны этой доктрины. Другие делали упор на субъективистских, романтических, так сказать, ницшеанских аспектах. Ленин стал одним из таких интерпретаторов, приспособив марксизм к "народной расправе" Нечаева и "топору Чернышевского и народовольцев". (Кстати, террор большевики критиковали не из-за его аморальности, а за недостаточную эффективность. И они правы: государственный террор значительно эффективнее индивидуального или группового.)
Так что на теорию Ленин действительно опирался, но лишь тогда, когда она фундировала его политическую практику.
За последние 30 лет мы старались десакрализовать образ Ленина. Но с демонизацией его не боролись. Что серьезного прибавилось к нашему пониманию Ленина? Знание, что у Ленина дед был евреем, а отец калмыком, заряженное вульгарной ксенофобией и конспирологией?
Или крики о том, что "Ленина прислали в пломбированном вагоне"?
Владимир Лукин: Образ Ленина сильно менялся и при его жизни, и после его смерти. Он менялся и в зависимости от мифов, укоренившихся в различных социальных стратах и среди различных этносов российского населения.
До революции Ленин был мало известен в широких кругах России. А в узких кругах, близких к социал-демократам, он, говоря словами оппонировавшего тогда ему и, как всегда, красноречивого Троцкого, "с присущими ему энергией и талантом, играл роль партийного дезорганизатора". После октябрьского переворота 1917 года Ленин приобретает общероссийскую и всемирную известность. Можно сказать, что через отношение к нему в значительной степени персонифицируется Гражданская война. Страна, ее население, ее социальные группы раскалываются по резко очерченной линии: положительное и отрицательное обожествление личности Ленина. И скорее, даже не личности, а функции.
Хотел бы обратить внимание на то, что на практике Ленин оказывал решающее воздействие на управление делами страны очень недолго, не более 4,5 года (1918-1921 год). С весны 1922 года страной руководило политбюро ЦК большевиков. А более конкретно - ближайшие помощники Ленина: Зиновьев, Каменев и Сталин. При этом внутри этой тройки власть плавно смещалась в сторону последнего. Именно тогда начался процесс тотального обожествления Ленина. Мотив - не столько возвысить самого Ленина (его внутрипартийный авторитет был неоспорим), сколько снизить уровень всех остальных, и прежде всего вождя номер два - Троцкого. Поскольку он был настолько высок, что некоторые соизмеряли его с ленинским. Что касается широких масс, то у крестьянства личность Ленина отождествлялась с приобретением земли, а у городских масс - с облегчениями, связанными с НЭПом. Так, узкопартийные интриги получили поддержку снизу и вокруг. Великая Отечественная война отодвинула ленинский миф, освободив дорогу для других исторических идолов. Следующий пик ленинской мифологии совпал со временем оттепели (конец 50-х - начало 60-х годов). Суть мифа: "Ленин - хороший, Сталин - плохой, вернемся назад к Ленину". Следующая волна динамики ленинского мифа наблюдается с 1985-го года - начала перестройки. Этот всплеск был недолог, его захлестнула мощная волна дезинтеграции страны и развала правящей партии.
Различного рода попытки втиснуть ленинский миф в прокрустово ложе националистических, в частности антисемитских изысканий, по-моему, серьезного отзвука не имели и иметь не могут.
О Ленине говорилось много - и его друзьями, последователями, и его недругами. Но мое внимание больше всего привлекло высказывание, быть может, не менее знаменитого, чем он сам, его современника Уинстона Черчилля: "Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он… Его оружие - логика, его расположение души - оппортунизм… Его предназначение - спасти мир, его метод - взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам… Он ниспровергал все. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий. Он ниспровергал целую историческую структуру, такую, как человеческое общество. В конце концов он ниспроверг себя… Он один мог вывести Россию из трясины. Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть".
Ленин и его исторический урок может быть полезным, только если он не будет упрощенным и одномерным. Столетие его ухода открывает возможность для разговора по существу о судьбах стран. О будущем мира и глобального порядка. О соотношении теории, практики и морали в системе государственного управления. О соотношении человеческого интеллекта и человеческой нравственности. О месте дней минувших и дней грядущих в злобе сегодняшнего дня. В общем, о нашей с вами жизни.
Возможно ли возвращение ленинских идей?
Как сказал поэт, "всё возвращается на круги свои, только вращаются круги сии". О сегодняшних реалиях реалистичнее всего говорить через столетие. Но могу предположить, что темы, затронутые в нашем сегодняшнем разговоре - революционный или эволюционный тип модернизации, роль личности в истории, - не потеряют свой интерес и тогда. А что касается научных марксистских или иных концепций, все они, по мнению булгаковского Воланда, очень интересны и одна стоит другой.
Беда лишь в том, что если долго и истово мыслить о всеобщем равном и коллективном счастье, разыскивая его в будущем или прошлом, можно вскоре обнаружить, что пропал не только сыр на столе, но и снег в тайге (причем не только прошлогодний). Так что, как сказал один из учеников Ленина, "не стоит выпячивать грезы и недооценивать жизнь". А еще лучше сказано в Священном Писании: "Довлеет дневи злоба его".

Комментарии (5)

Отклик в группе "КР" в "Одноклассниках"

Сергей Байкалов: «Очевидно, что многие из нас и сегодня в плену большевицких мифов. Однако, а как же у нас проходила большевистская революция? Да точно так же. Из США в 1917 году морем пришел «пароход Революции» – он привёз сторонников большевиков, которые, чего скрывать, финансировались еврейскими миллионерами США вроеде Я. Шиффа и К. Они были заинтересованы в распаде метрополий Европы, а ещё очень озабоченны судьбой евреев, проживающих в Российской империи. Вспомним, тогда на территории Беларуси, Польши и Левобережной Украины проживало чуть ли не половина всех евреев планеты. А все евреи США, включая их многочисленных миллионеров, были до одного эмигрантами из этих самых местечек.Все те, кого привёз «пароход Революции» в августе 1917 года, впоследствии заняли ведущие посты в первом правительстве Советской России. И это не только тов. Троцкий и тов. Урицкий,- там сотни и сотни людей новой администрации: советские наркомы и их заместители руководители советских силовых ведомств, банкиры новой страны и т.д. Все как один (и как Троцкий и Урицкий) – не только были евреями, но и многие из них - с американским гражданством. Чуть ли не каждый второй деятель РКП(б) в правительстве Советской России имел американское гражданство, либо ранее жил в США, ожидая, когда тут революцию начнут делать. Их позвал в Россию Ленин из Женевы. Их именами названы многие улицы у нас в России. При этом все они - пламенные большевики. При этом никто и не уточняет того факта, что до самой своей смерти эти товарищи так и не отказались от американского гражданства. Вероятно, на всякий случай. Получается, наши улицы до сих названы именами граждан США. КПСС за годы своего могущества их в культ. Уже более 30 лет не советской власти, да и могущество КПСС ( ныне - КПРФ и других партеек коммунистического толка) значительно ослабло. Вот уже сто лет, как ушел из жизни "самый человечный человек" и "друг всех советских ребят", "добрый дедушка Ленин", руки которого по локоть в русской крови. Однако до сих пор продолжается абсурд: вокруг, куда не взгляни, проспекты и улицы Ленина, Борцов революции, Дзержинского, Менжинского и иже с ними. Доколе?»

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

За статью спасибо. Да, Троцкий сделал революцию, привёз Ленина,  слава Богу, он вовремя помер. Не Сталин бы, Россию бы развалили. А улицы именами убийц названы и не переименуют. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

У меня был знакомый Ваграм Эмерскузян, зав каф. истории медицины Красноярского меда. Захотел написать статью о том, как Ленин в Красноярск из Шушенского приехав зуб лечить и книгу написал, в библиотеке Юдина работая. Открытый лист по Ленину дали - допуск везде. Потом мне сказал: "Сергей, столько работы, и никому даже рассказать не могу. Псу под хвост. Первое - в Минусинске и Абакане были стоматологи, а 3 дня с зубом плыть - больно. Нашёл в Красноярске карточку - 1-я страица вырезана, где диагноз. Но далее лекарства на основе ртути - это от сифилиса. Тогда полностью не излечивали, заразы не стало. Но умер Ленин - у нас все врачи знали диагноз: сифилис мозга". А в Шушенском рай земной, виноград, арбузы. Как Ленин туда попал - другая история, Крутовский помог.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Запоздало прочитал статью С. Павленко от 27.03.2009 года «Ленин будет жить! А где?». Вы отстаиваете музей на Марковского, где жил Ленин. А жил ли он там? Советская история- очень интересная вещь. Когда мама училась в школе, в начале 20-х годов её учили «Октябрьский переворот был совершён Троцким, в нём также принимал участие Ленин». Позднее учили так: «Октябрьский переворот был совершён Лениным и его верным соратником Троцким». Далее формулировка изменилась надолго: «Великую октябрьскую социалистическую революцию совершил Ленин, в партии был ранее проститутка Троцкий». Всё ясно. Так и с Лениным.

К счастью, я застал живых очевидцев его пребывания а Красноярске. Елена Александровна Крутовская, близкий друг нашей семьи, рассказывала. Ленин ехал в Красноярск в одном вагоне с Всеволодом Михайловичем Крутовским. Познакомились, и с вокзала, чтобы не толкаться в незнакомом городе, Крутовский пригласил его в гости. Потом попросил брата – врача В.М. Крутовского, дать справку, что на Север Ленин ехать не может по слабости здоровья. Поехал на курорт, в Шушенское. За это в доме Крутовских на стене под стеклом после 17-го года висела охранная грамота, подписанная Лениным, и стоял диван, на котором он спал. Да и репрессировали В.М. Крутовского нестандартно. Забрали в НКВД в возрасте, когда он уже не мог жить без посторонней помощи. Там он за неделю и преставился. После смерти тело вернули семье и предложили сей факт забыть. Ареста вроде и не было. А диван сожгли и Ленина переписали на Марковского. Возразить он из Мавзолея уже не мог.

Это же Е.А. Крутовская рассказывала В. Капелько (художнику), письмо он видел, а диван по указанию властей сожгли, когда Ленину меняли прописку. Конечно, он мог жить на Марковского у ссыльных в приезд «Для лечения зуба», который он почему - то лечил у известного в Красноярске венеролога Раппопорта. После этого партия срочно направила к нему Крупскую, чтобы не повторить заражения сифилисом при случайных связях.

Мои родители считали, что это знание и могло быть причиной гибели В.М. Крутовского, поскольку сей факт врачи, руководствуясь врачебной этикой, на широкую публику не афишировали. Ведь Бехтерев погиб, скорее всего, по этой же причине.

Ленинский диагноз «Сифилис мозга» знал и мой дед, известный терапевт, тоже погибший в застенках НКВД. Так что не надо переживать, будет стоять дом, в котором якобы жил Ленин, или его за ветхостью снесут. Исторической ценности он, во всяком случае, не представляет никакой.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Владимир Павловский

ответил Сергей Орловский


22.01.2024 14:56

Архивные газетные полосы с материалом Сергея Ивановича Павленко

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры