Незабываемое: как я ездил туристом в Болгарию

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

02.06.2023 07:30
1

Читать все комментарии

3109

Итак, мне предстояла поездка в Болгарию. Об этом приятном сюрпризе я узнал от заведующего сектором печати крайкома КПСС Ильи Волкова. Я тогда работал редактором партизанской районной газеты "Красный партизан".

"Будешь руководителем группы"

Однажды в моём кабинете раздался телефонный звонок.

- Пётр Иосифович? Здравствуй, дорогой! Проанализировали вашу районную газету. Издание хорошее, содержательное. Решили тебя поощрить за это туристической поездкой в братскую Болгарию. Будешь руководителем группы.

- Илья Николаевич, так я за границей-то никогда не был. Какой из меня руководитель в такой ответственной поездке?

- Все что-то когда-то делали в первый раз. Проконсультируешься в крайсовпрофе. Ты парень хваткий. Справишься. Готовься к поездке.

Так, на ультимативной ноте, закончился наш разговор.

Через несколько дней я был уже в краевом совете профсоюзов. Там встретил несколько знакомых по работе. Все они прибыли, чтобы получить ЦУ (ценные указания), как правильно организовать поездку за рубеж, как вести себя и вверенной тебе группе в чужой, хотя и дружественной Советскому Союзу стране.

Посвящали нас во все таинства поездки работники турагентства и сотрудники Комитета государственной безопасности. Находясь в чужой стране, говорили они, нельзя терять лицо своей Родины. Нужно быть предельно вежливыми, тактичными. Меньше лезть в глаза к болгарам с вопросами. Не дай Бог оказаться под хмельком. И вообще, гулять по людным местам лучше вдвоём, втроём. Группой. Это убережёт от возможных непредвиденных ЧП.

А мне, кроме всего прочего, работники турагентства посоветовали во время отдыха выбрать денёк и съездить с группой в яблоневые сады, которые находятся недалеко от отеля "Златы пясцы".

После семинара в крайсовпрофе я заехал на квартиру к своему другу, проректору Красноярского госуниверситета Борису Кирилловичу Ржепко. Рассказал о предстоящей поездке в Болгарию. Он и его жена Алла Васильевна поздравили меня со столь неожиданной удачей. И вдруг Борис Кириллович сказал:

- Для болгарских друзей у меня есть интересный презент. Мне недавно местные таёжники привезли кедровые шишки. Передай их болгарам. Пусть выращивают кедрачи. Вспоминают сибиряков.

А потом появилось море...

Через несколько дней наша группа, состоящая главным образом из работников воздушного транспорта, в количестве 34 человек прибыла в Москву. На самолётах до столицы летели каждый самостоятельно.

Встретились всей группой уже в гостинице "Москва", где для каждого из нас заранее были забронированы номера. Вечером все туристы из группы зашли ко мне и передали деньги для приобретения авиабилетов до Болгарии. Кстати, в этот же вечер мы сумели сходить на концерт популярного белорусского ансамбля "Песняры", который состоялся в концертном зале этой гигантской гостиницы.

Утром следующего дня мы с инициативной группой, которую избрали на летучем собрании туристов, поехали в аэропорт. Отстояв длиннющую очередь, приобрели желанные авиабилеты.

Как говорится, всё шло хорошо по намеченному плану. Но перед отлётом, в аэропорту Домодедово, возникла непредвиденная заминка. Диктор-информатор объявила: если у кого из пассажиров есть вещи, запрещённые для вывоза за границу, их нужно сдать в камеру хранения или отдать своим родственникам или знакомым.

Мы не беспокоились. У каждого был минимум багажа и бутылочка русской водки. Но это для вывоза не запрещалось.

И вдруг очередь застопорилась. Контролёр, молодая девушка в фирменной одежде Аэрофлота, остановив взгляд на одной из наших туристок, сказала:

- Откройте ваш чемодан.

Пассажирка, красная от волнения, раскрыла чемодан. Контролёр, перепотрошив нехитрую кладь, извлекла какую-то золотую безделушку.

- Уберите немедленно запрещённую вещь, иначе я сниму вас с рейса,- строго сказала она.

Благо среди провожающих оказался знакомый нашей туристки. И инцидент был исчерпан.

Через несколько десятков минут пассажиры рейса, растянувшись в длинную живую цепочку, вошли в открытую дверь Ил-18. Этот самолёт, словно гигантская доисторическая хищная птица, легко проглотил в свою утробу массу людей.

Когда я занял своё место в салоне и огляделся, то не увидел скопления пассажиров. Все спокойно сидели на своих местах, пристёгиваясь ремнями безопасности.

Потом командир сказал по радио какие-то напутственные слова пассажирам рейса, пожелал приятного полёта. Самолёт спокойно тронулся с места, вырулил на взлётную полосу и легко взмыл в ясное, голубое московское небо. При подъёме нас немножко прижало к спинкам элегантных кресел.

Самолёт набрал высоту более 10 тысяч метров над землёй, мы с интересом глядели в иллюминаторы. Под нами как бы уплывали назад кустистые облака, виднелись крапинки небольших городов, сельских поселений, тоненькие ленты рек и, конечно же, массивы лесов и полей.

А потом появилось море. Чёрное море с тёмно-красным оттенком. Оно и радовало нас необыкновенной красотой, и в то же время пугало своей необъятностью. Но мы, пассажиры, были спокойны: советский самолёт-гигант был в руках опытных пилотов.

Как-то неожиданно вдруг исчезло море, самолёт начал снижаться, и мы увидели землю, густо застроенную большими и малыми городами. Под нами была Болгария. Именно в эту замечательную страну летела отдыхать сибирская туристическая группа.

Сделав большой круг над столицей Болгарии, наш лайнер мягко приземлился на аэродроме Софии. Подождав несколько минут, пока успокоятся турбодвигатели, мы с благодарность покинули самолёт.

Здравствуй, Долина роз!

На приёмной площадке аэродрома среди многочисленных встречающих оказались и наши переводчик с водителем автобуса.

- Вы сибирская тургруппа? - обратилась к нам молодая симпатичная брюнетка.

- Да, это мы,- ответили хором туристы.

- Я сразу это определила. Уже много работаю с сибиряками. По каким-то неизвестным признакам узнаю, что вы - сибиряки. А теперь позвольте представиться: я ваш переводчик. Меня зовут Карина. А этот молодой человек - наш водитель автобуса Кристов. Теперь я хотела бы поприветствовать вас на благословенной болгарской земле и пожелать, чтобы вы с интересом и пользой провели эти несколько дней у нас на берегу замечательного Чёрного моря. И, насколько позволит время, познакомились с нашей страной.

Мы ответили аплодисментами. А затем организованной группой подошли к своему автобусу, спокойно разместились в нём. Мне рядом с Кариной выделили место - ближе к водителю.

Когда автобус тронулся, Карина стала знакомить нас с маршрутом до отеля "Златы пясцы", в котором нам предстояло жить и отдыхать. И, улыбаясь, сообщила, что дорога длинная, если у кого-то возникнет проблема, в автобусе есть биотуалет. Для многих из нас, уж по крайней мере для меня, это была приятная новинка.

Пока автобус на хорошей скорости мчался по широким улицам Софии, Карина интересно рассказывала об истории столицы, о её жителях.

Покинув Софию, через непродолжительное время мы оказались на территории Долины роз. По обеим сторонам асфальтной трассы раскинулись обширные поля, покрытые красивыми ярко-красными цветами. Даже в автобусе мы ощущали пьянящий аромат этих дивных растений.

Уместно сказать, что болгарская Розовая Долина охватывает громадную территорию. Она расположена к югу от Балканских гор и к северу от массива Средно-Гора. Этот регион славится производством розового масла и, конечно же, является туристической достопримечательностью.

В пути мы останавливались, чтобы, выйдя из автобуса, размять затёкшие ноги, полюбоваться красотой Розовой Долины, подышать волшебным запахом роз.

Через полтора-два часа мы прибыли в место нашей дислокации. "Златы пясцы" - это большой комплекс гостиничных зданий, расположенных на берегу Чёрного моря. В одном из них разместилась наша группа.

За короткое время мы перезнакомились, а многие были уже очно или заочно знакомы, ведь все они были из одного ведомства - авиации. Поэтому вселялись в двухместные номера по обоюдному согласию. Это положительно должно было сказаться на микроклимате взаимоотношений.

Мне как руководителю группы была предоставлена отдельная комната. По общей договорённости ко мне, как бы на хранение, было снесено всё спиртное, которое привезли с собой.

Утром следующего дня все отдохнувшие и посвежевшие встретились в респектабельном ресторане. Завтрак был отменный - всё свежее, вкусное. Блюдам счёта нет. Пища русская, овощи, фрукты, приготовлены блины, стряпня всякая. Обслуживание отличное.

"Катюшу" подхватили местные жители

После завтрака все пошли на берег моря - загорать. И хотя была вторая половина сентября 1984 года, ярко, не обжигая, светило солнце. На берегу - мягкий, чистый жёлтенький песочек. Аккуратные деревянные лежаки, на которые можно сложить свои вещи, полежать, греясь на солнышке.

И море тёплое, ласковое, приветливое. Заходишь и не чувствуешь, что ты в воде. Красота необыкновенная. Все мы, жители Сибири, нежились в этой черноморской воде. Туристы, а они по возрасту были, что называется, ещё в самом соку, целыми днями барахтались в Чёрном море. А некоторые приходили купаться даже в тёмное время суток, перед сном, когда вода чуть-чуть остывает.

На второй день за ужином мы решили "обмыть" наш приезд. Поближе познакомиться друг с другом. Ведь здесь были лётчики, стюардессы, авиатехники, врачи и медсёстры авиационного транспорта. Прибыли из Туры, Енисейска, Норильска, Красноярска и других мест.

Администрация ресторана не возражала. Ужин с горячительным прошёл весело, интересно. Все много говорили, танцевали, пели русские и сибирские песни. А когда молодой, красивый вертолётчик из Дудинки запел популярную песню "Катюша", её подхватили даже местные жители - болгары, работавшие в этом ресторане.

Итак, в первые дни нашего отдыха, конечно же, прежде всего, было купание в тёплой воде. А вечерами мы ходили смотреть фильмы, которые демонстрировались на открытом экране в небольшом лесном парке.

Стоит над землёю Алёша...

Потом мы решили познакомиться с местными достопримечательностями. Прежде всего, посетить памятник советскому солдату Алёше, съездить в знаменитое Габрово, в яблоневые сады и, наконец, перед отъездом побывать в местных магазинах, устроить шопинг.

В соответствии с планом в один из дней, утром после завтрака, к нашему отелю на автобусе подкатили Кристов и Каролина.

- Сейчас мы поедем смотреть памятник советскому солдату-освободителю Алёше,- обратилась она к нашим туристам. Кто не знает, могу пояснить, что прообразом его является рядовой Советской армии Алексей Иванович Скурлатов. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив - София. Памятник представляет собой 11,5-метровую железобетонную скульптуру. Его можно увидеть из любой точки города.

Когда мы подъехали к Алёше и поднялись к нему по широкой лестнице из ста ступеней, я почувствовал себя крохотным гномиком. Стоял возле ног этого гиганта. Мой рост оказался меньше половины высоты его бетонного сапога.

Пообщавшись с железобетонным Алёшей, мы отправились в Габрово.

- Город расположен у подножья центральных Балканских гор в долине реки Янтра,- давала пояснения Каролина.- Он известен как международная столица юмора и сатиры. Когда мы приедем в Габрово, вы увидите всё это сами. А ещё он знаменит своей архитектурой болгарского национального возрождения.

Как ни удивительно, сами габровцы часто выступают персонажами анекдотов, где обычно представлены как чрезвычайно скупые люди, стремящиеся на всём сэкономить.

По приезду в Габрово мы все купили книжки анекдотов. Дорогой, сидя в автобусе, я прочитал вот такие смешинки.

Маленький габровец говорит отцу:

- Папа, мне приснилось, что ты купил мне шоколадку за пять левов.

- Если будешь послушным, на Новый год тебе приснится, что я купил тебе целый килограмм.

Или такой анекдот.

Друг спрашивает габровца:

- Иван, ты получил моё письмо?

- Это то, где ты просил меня одолжить сто левов?

- Да.

- Нет, оно до меня не дошло.

А вот ещё одна юмореска.

Содержатель гостинцы любезно отнёс вещи нового постояльца на четвёртый этаж.

- Вот вам на чай! - сказал приезжий и протянул ему... кусочек сахара.

Хозяин, не требуя паспорта, записал в книге для приезжих: торговец из Габрово!

...Проехав на автобусе больше 200 километров по дорогам Болгарии, удовлетворив своё любопытство, мы благополучно вернулись в свои "Златы пясцы".

Вася как бог Посейдон

Следующий день оставили для отдыха. Но спокойного отдыха у меня не получилось. После обеда, ближе к вечеру, ко мне в номер гостиницы робко вошли две молодые туристки из нашей группы. Одна из них - невысокая блондиночка с голубыми, припухшими от слёз глазками.

- Пётр Иосифович,- обратилась ко мне её подруга.- Мы к вам с жалобой и за помощью.

- Что случилось? Вас кто-то обидел.

- И да, и нет. Тут дело более чем серьёзное.

- Серьёзное?!

- Да, дело в том, что моя подружка влюбилась в молодого человека. Они общались с ним, а он ей изменил. Стал дружить с другой.

- Извините, но я, если молодой человек разочаровался в вашей подружке, ничем помочь не могу.

- Может быть, вы поговорите с ним,- робко вступила в разговор разобиженная подружка.- Вы же его знаете. Этот Вася. Вертолётчик из Дудинки. Мы с ним познакомились ещё в самолёте, когда летели из Москвы в Софию. Правда, он женат, но сказал, что жену не любит, будет разводиться с ней.

Когда, рыдая, девушка рассказывала эту дешёвую, многократно слышанную курортную историю, я вспомнил, как однажды, уже здесь, в "Златы пясцы", загорая на берегу моря, видел такую картину.

Плавали в тёплой бархатной воде двое. Он и она. Плавали, обрызгивая друг друга водой. Шутили, баловались, как счастливые дети. Потом они вышли на берег. Как истинный богатырь, бог морской Посейдон, он нежно взял на руки свою русалочку и легко понёс её в сторону гостиницы, в которой проживала наша туристическая группа.

Вспомнив ту картинку, я понял, что, конечно же, передо мной стояла, размазывая по щекам слёзы, та самая русалочка, которую нёс на руках Посейдон.

- Милые девушки,- как можно душевнее сказал я,- не волнуйтесь и не расстраивайтесь. Возможно, ваш бойфренд разочаруется в новом приобретении и вернётся к вам, в ваши горячие объятья. До окончания нашей поездки остаётся ещё несколько дней. Наберитесь терпения.

Деревню мы и не приметили

Следующая наша поездка - в яблоневые сады. Я вспомнил наказ сотрудников Красноярского крайсовпрофа. Они даже напомнили маршрут: "Поедете по трассе. Будет деревня. Свернёте направо. И вот сады".

С собой я взял, конечно же, кедровые шишки. Через полтора часа мы были на месте. Нас доброжелательно встретили болгарские садоводы и их агроном - высокая, в возрасте, женщина.

- Катя,- назвав себя русским именем, представилась она.- А это моё детище.

И она показала на большой массив яблонь, богато увешанных зрелыми плодами.

- И мои помощники - садоводы.

- А у меня для вас есть презент - кедровые шишки,- сказал я.- Его передал вам учёный из Красноярского госуниверситета Ржепко. Он просил, чтобы вы высадили кедровые орешки на болгарской земле и вырастили сибирские кедровые деревья. У вас будет своя кедровая роща.

Катя с благодарностью приняла из моих рук кулёк с шишками. Мы все окружили местную агрономшу. Она вытащила из мешочка несколько шишек. Я взял в руки одну из них. Расшелушил. И показал на орешке светлое пятнышко. Признак того, что орех зрелый, готовый вырасти в плодоносное дерево.

Потом мы помогали местным садоводам собирать яблоки. Заметив, что кто-то из туристов тряхнул яблоню, и плоды посыпались на землю, одна пожилая болгарка сказала:

- Трясти плодовые деревья нельзя, яблоки, ударившись о землю, скоро испортятся. А ведь мы собираем эти яблоки, чтобы отправить вам, в Советский Союз.

К вечеру мы собрались в обратный путь. Я подошёл к водителю и спросил, по какому маршруту поедем. Мне в турагентстве сказали, что будем проезжать деревню, а я её не видел.

- Как же,- сказал Кристов,- была деревня. В ней мы даже останавливались.

И я вспомнил. То был небольшой посёлочек с прямыми заасфальтированными улицами и красивыми кирпичными домиками, с черепичными крышами. Это был образцовый городок в миниатюре.

И мне стало как-то неловко. Ведь мы приехали из великой страны, которой гордимся, говорим, что у нас несметные природные богатства. Передовая наука и техника. И много чего другого.

Вспомнил Партизанский район, где живу со своей семьёй. Деревни, где я бываю по долгу службы. В этих поселениях проезжие дороги земляные, в дождливое время раскисшие, большинство домиков, где живут механизаторы и животноводы, с маленькими окошками, заборы покосившиеся, заросшие высокой жгучей крапивой-жалицей.

Подарки для своих любимых

Поездка в сады и общение с простыми местными жителями оставила у нас приятное впечатление. До расставания с Болгарией оставалось два-три дня.

За это время мы побывали на вечернем шоу, где цирковые трюкачи ходили босиком по раскалённым углям или битому стеклу. Я усомнился, что это раскалённые угли, подошёл и потрогал их ботинком. Сомнения рассеялись, когда увидел обожжённую подошву.

Предпоследний день отдыха мы посвятили шопингу, поездке в городские магазины. Если честно, не могу без стыда вспоминать это.

Когда мы зашли в один из больших универмагов, где полки были забиты различными, по понятиям наших туристов, дефицитными товарами, моих товарищей словно подменили. Они, особенно женщины, бегали от одного прилавка к другому, ища себе нужную, но недорогую покупку. Денег-то у каждого было в обрез. С восхищёнными взглядами они примеряли то красивую кофточку, то элегантные сапожки, туфельки или невиданную ранее шляпочку. Мужчины, конечно, положили глаз на кроссовки, которых было множество - разных по расцветке или форме пошива.

Видя необычное поведение русских туристов, ко мне подошла администратор магазина. Видимо, она поняла, что я главный среди них.

- Почему так странно ведут себя ваши товарищи,- обратилась она с вопросом.- У вас что - таких товаров нет?

- У нас так же, как у вас, много различных товаров. Просто наши молодые туристы хотят привезти подарки своим любимым именно из вашей замечательной страны. Ведь это будет память о Болгарии,- кривя душой, ответил я.

Вернулись в родные пенаты

Поездка в большой город и посещение магазинов была последним мероприятием в нашей туристической жизни в санатории "Златы пясцы". Утром следующего дня попрощались с сотрудниками отеля, и Кристов отвёз нас в Софию.

На таком же громадном Ил-18 мы благополучно вернулись в Москву. Прощай, добрая, приветливая Болгария!

Наша группа распалась. Кто-то остался в столице пожить, посмотреть музеи, сходить в театры. Да мало ли какие развлечения можно найти в Москве. Остальные, как и я, вернулись в свои пенаты.

В память о Болгарии привёз подарки родным и я. Жене - красивую шляпку, элегантную кофточку, детям - пластинки с записями популярнейшей в то время музыкальной группы "Бони М" и жвачку. Себе - белые кроссовки, оригинальный нож на кухню и книжку габровских анекдотов.

Так запомнилась мне эта поездка в Болгарию, после которой прошло уже больше 38 лет.

Пётр БОДРИКОВ,

член союза журналистов СССР и России.

P. S. Через год после нашего отъезда из Болгарии мне в Партизанское пришло письмо от того самого агронома яблоневого сада Катерины. Она писала: "Все кедровые орешки посадила. Они уже проклюнулись, теперь видны всходы кудрявых зелёненьких росточков по 10-12 сантиметров высотой. Будет у нас сибирская кедровая роща. Привет всем, кто был в вашей группе. 17 ноября 1985 года. С уважением, Катя".

Шушенское.

Комментарии (1)

Отклики в «Дзене»

Alexander Atanassov: "Златни пясъци. В перевод на русский - Золотые пески!"

Леонид Храмцов: "Интересно, спасибо".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры