Николай Клепачёв: "Контроль и качество - будущее страны"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.03.2021 15:45
1

Читать все комментарии

1379

В 2008 году много шума наделала опубликованная в "Красноярском рабочем" статья "Дом, который построил Клепачёв" - в ней рассказывалось о мытарствах, испытываемых известным строителем, правозащитником, полярником, бывшим депутатом крайсовета.

Николай Александрович своими руками построил на собственном земельном участке по собственному проекту из подручных материалов большой жилой дом, однако чиновники чинили самые разные препятствия, считая его дачей и не позволяя узаконить. Доходило до отключения электричества.

Минуло 12 лет. Приближается май, 85-летие Николая Александровича. Кажется, всё в порядке. Большой дом, получивший официальную прописку, стоит и даже радует глаз. Впрочем, у хозяина нет уже сил довести строение до ума. А на горе, буквально под окнами Клепачёва, разворачивается глобальное многоэтажное строительство, которое ему, настоящему профессионалу, особой радости не доставляет. И не только потому, что "человейник" этот уже сегодня представляет для соседа внизу огромные неудобства, но также тем, что видит Николай Александрович каждый день, как, нарушая все нормы, трудятся строители.

Четверть века проработал Клепачёв начальником Красноярской краевой инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, следил за соблюдением проектов, норм и правил. А потом всё пошло наперекосяк. В бытность мэром Эдхама Акбулатова ликвидировали городскую инспекцию стройнадзора. Оказывается, сверху поступила команда - убрать лишнее звено.

- Я думал, что в крае как-то контролируется качество, ведь это очень серьёзный вопрос,- признаётся Николай Александрович.- Не стоит надеяться, что соблюдать нормы будут строители или заказчик. Этого не было никогда. Я это испытал на себе. Получается "временное сооружение за капитальные вложения". Неизвестно теперь, когда может произойти авария или даже обрушение.

Правозащитник вспоминает, что ещё Пётр I издал не потерявший до сих пор актуальности указ, в котором говорилось и о том, что нарушающих законы надлежит вешать без различия персоны. И до сих пор стоят построенные при императоре объекты, потому что контролировали качество. Архитектор имел право немедленно отдавать нарушителя под суд.

А Николай Александрович поднялся на горку - к бригадиру строящегося дома, поинтересовался: как, мол, строишь? "Как приказали, так и строю,- ответил бригадир, которому хоть небольшие деньги, но исправно платят.- У меня опыт, я стараюсь что-то соблюдать..." Но ведь этого недостаточно. Завтра чего-то не будет - и все старания полетят.

Ещё на заре перестройки Николай Клепачёв пытался покончить со сдачей недоброкачественных объектов, в том числе жилья, что не понравилось местному начальству. Не добившись повиновения, его просто убрали с должности. Пришлось поработать и дворником, и аэродромным рабочим, и даже комендантом на ледовой базе около Земли Франца-Иосифа.

Кто только ни выступал тогда в защиту строптивого Николая Клепачёва: "Известия", "Литературная газета", драматург Роман Солнцев написал пьесу "Статья", которая была поставлена в Центральном академическом театре Советской Армии, Свердловская киностудия сняла сразу ставший скандальным документальный фильм "Такая долгая зима". С театральной сцены, под зрительские овации, Николай Александрович шагнул в кресло народного депутата...

Поразил Клепачёва буквально свежий факт. 14 марта нынешнего года в новостийном выпуске он услышал о ликвидации норм, которые якобы мешают строителям. И не только им, но вообще всем. И тут же рука Николая Александровича потянулась к скромной книжке "Альбом плакатов СНиП-закон", датированной 1982 годом. Это детище самого Клепачёва, которое, похоже, уже никому не будет нужно.

Внутри на обложке его почерком записаны потрясшие душу пенсионера впечатления:

"14 марта 2021 года в 21 час в программе Первого канала "Новости" В. В. Путин сделал заявление о том, что он отменил во всём, в том числе в строительстве, всякие СНиПы и другие акты как тормозящие строительство. Дана полная свобода строить бесконтрольно.

Я, Клепачёв Н. А., бывший начальник Красноярской краевой инспекции ГАСН, заявляю, что дана полная свобода бесконтрольной застройке городов, сёл объектами жилья, соцкультбыта, временными сооружениями, за капитальные вложения обеспечивающими долговечность, устойчивость, комфортные качества на нормативный срок эксплуатации СНиП-законом, что является необеспечением безопасности. Это и есть преступление века в России..."

- Чтобы строить добротно, нужно соблюдать требования,- поясняет Николай Клепачёв.- И на плакатах показаны все операции для контролёров. А сейчас всего этого нет! Сегодня заказчик - он же строитель, он же проектировщик.

Ещё тогда, 12 лет назад, в той самой памятной статье "Дом, который построил Клепачёв", прозвучали печальные слова Николая Александровича: "Городское-то жильё уже начинает массово рассыпаться. Массово! А что будет через десять лет, через двадцать?"

Тогда ещё и сын к нему частенько наведывался, и внук с удовольствием носился по этажам, тренировался в специально для него выстроенном дедом спортзале, однако спустя годы оправдалось, как в знаменитом романе, "ожидание варваров".

Пришли строители, для которых ни норм не существует, ни какого-либо соседства, хотя рядом вот уже тридцать лет живёт здесь не только Николай Клепачёв, но ещё и несколько других, узаконивших свои хозяйства семей. Нависшая сверху многоэтажка периодически заливает огород сточными водами (минувшим летом подобным потопом был уничтожен почти весь картофель). С дрожью ждут в семье стариков-пенсионеров, когда хлынут вниз талые воды.

И это ещё не все проблемы, подаренные строителями. Когда-то заехала семья Клепачёвых на этот совсем не ухоженный участок, чтобы, облагородив его, зажить здесь спокойно в сравнительном отдалении от городской суеты. Однако "цивилизация" всё-таки дотянулась до стоящего глубоко в низине дома.

Мало того, что верхнее соседство оказалось бесцеремонным, так строители изувечили ведущую к дому стариков дорогу, по которой теперь не проехать. А значит, выросшие дети и внуки не смогут жить в построенном для них семейном доме, так как выбираться из него, чтобы уехать на работу, слишком хлопотно. Вот и остались Николай Александрович и Анна Сергеевна Клепачёвы в одиночестве...

- Ладно, отсутствует ливневая канализация,- сокрушается Николай Клепачёв.- Но ведь нет вертикальной планировки. Нашу картошку залили глиной и нечистотами. Сбрасывают всё из этих домов к нам. Приехал строительный чиновник, пообещал всё исправить, но ничего не сделал. Страх берёт: полное отсутствие контроля за качеством! Получается, это возводят временные сооружения?

Он начинает загибать пальцы. Госстроя нет - ликвидировали. Центральной инспекции нет. А ведь раньше её филиалы находились в Новосибирске, Красноярске и других городах. Госгражданстрой - ликвидирован. Нет лицензирования. В старые добрые времена, чтобы получить разрешение, необходимо было согласовать и утвердить проект, предоставить все нормативные документы. Подписку о соблюдении норм строительства, вплоть до уголовной ответственности, давали прораб и прочие.

- Сейчас всего этого нет. И так по всей России. Страна погибает, поскольку никаких перспектив у наших детей нет,- чуть не кричит от отчаяния Николай Александрович.

- Они ведь одурели! - скорбно добавляет Анна Сергеевна.- Это бывшая зона отдыха. Здесь был глава Октябрьского района, который утверждал, что это единственное место, где люди могут отдыхать. Посмотрите, что натворили? Завалили мусором, захламили. Что сделали с единственной дорогой, куда приезжали кататься ребятишки из города?

Между тем "цивилизация" останавливаться не желает. Вместо того, чтобы устремить взор в сторону правобережья или Солнечного, развивая там транспортную инфраструктуру, строители выбирают куски пожирнее, лишая город его "лёгких".

"Облысел" Удачный. Всё больше и больше жилых домов появляется в районе Академгородка, вымирает Берёзовая роща. Появилось сообщение, что сады и дачи в границах улиц Лесопарковой и Садовой подлежат ликвидации. Площадь участка, на котором они расположены, составляет 72 тысячи квадратных метров. Подрядчик должен всё снести, а очищенную территорию застроить жилыми домами и социальными объектами в течение 12 лет. Владельцам дач обещают выплатить компенсацию.

- Проехал я недавно по северным районам края, увидел, что там творится,- рассказывает Николай Александрович.- Никакого строительства. Закрываются школы, больницы. Норильск в тяжёлом положении. Здания рушатся. Там же вечная мерзлота, которая начала таять. Одна из причин - отсутствие контроля за сбросом горячей воды. У нас, в Красноярске, не лучше. Разговаривал с прорабом с соседней стройки, а тот говорит: "Пойдите, посмотрите дальше. Что там творится? Никто не проверяет". Если бы подобное было раньше, приехали бы, остановили строительство. Сегодня никто ничего сделать не может.

Интересно, что в настоящее время каждый гражданин, покупающий квартиру, должен её принимать, на что отводится час драгоценного времени. А что может увидеть за это время человек, ничего не смыслящий в строительстве? Побелку, покраску, которые совсем не влияют на долговечность.

По словам специалиста Клепачёва, влияют на долговечность соосность, опорные части, разделка стыков, фундамент, качество бетона. Принять это с наскоку невозможно, так как всё спрятано от людских глаз.

В советское время проверяли заводы на соблюдение ГОСТов и СНиПов, а сейчас этого нет. Когда первое лицо государства говорит об отмене СНиПов, надо взывать о помощи. Ведь, по сути дела, отменяются строительные законы.

- Чем опасны эти дома? - выглядывая в окно, размышляет Николай Александрович.- Там стык очень ответственный. Влага не должна проходить, воздух не должен проникать. По старинке как бы делают, но, вижу, никто ничего... Чем это закончится? Морозная деструкция увлажняет стык, начинает разрушаться бетон. А ведь марки бетона тоже разные... Может быть, особо ответственные, скажем, военные строители, осуществляют отдельную серьёзную приёмку - это вам не гражданские лица. Где гарантия, что не будет сейсмических событий? Дома-то рядом ставят, а у нас уже было 4-5 баллов... Тряханёт - и посыплется...

- Главное, чтобы было красиво,- говорю своим собеседникам,- чтобы вид на природу, а что будет потом, когда в квартиры въедут жильцы, похоже, сегодня никому не интересно.

- Удивительно, наша дача на этом месте 60 лет. Была общая дорога. Пришли хозяева, которые, оказывается, таковыми не являются - и всё...- вздыхает Анна Сергеевна.- Поневоле заставляют съезжать с насиженного места. А куда, если у нас это единственное жильё?

Красноярск.

#строительство #красноярск #качествожилья

Комментарии (1)

Гость


03.04.2021 20:27

Капитальный беспредел! У нас в районе строят социальные дома, которые на второй год разрушаются, сырость, гниль после зимы. Дешевые материалы, мин вата, изоспан, пенопласт, разрушаются и строят даже не профессионалы, а администрация и соцзащита приобретает, по сговору. Издеваются над молодежью, они жалуются, все в пустую, круговая порука.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры