Школа начинается с учителя

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.10.2020 11:48
0

Читать все комментарии

1160

Как известно, интенсивное социально-экономическое развитие страны, определяемое эффективностью кадровой политики, а также успешность гражданственных институтов, сохранение надёжного нравственного стержня в обществе возможны только при крепкой системе образования. В её основе, несмотря на растущую технологичность, по-прежнему остаётся преподаватель.

Верность лучшим традициям и новые возможности в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров характеризуют деятельность одного из старейших средних специальных учебных заведений Восточной Сибири - Канского педагогического колледжа. В этом году образовательное учреждение отмечает 93-летие.

Шаг вперёд

Свою историю образовательное учреждение, рождённое по инициативе Надежды Крупской в рамках объявленной молодым советским государством борьбы с безграмотностью, отсчитывает с 1927 года. Первый выпуск из 50 учащихся состоялся в 1931 году.

За минувший почти столетний период колледж подготовил тысячи наставников. Среди них - пионерские вожатые, учителя начальных классов, математики, преподаватели русского языка и литературы, технологии, иностранного языка, физической культуры, специалисты коррекционной педагогики и дошкольного образования.

Высокий рейтинг учебного заведения в системе профессионального образования предъявляет повышенные требования к абитуриентам: в колледж можно поступить только по окончании 11 классов средней школы. Поэтому конкурс сопоставим с вузовским…

В настоящее время, по словам директора Канского педагогического колледжа, доктора философских наук, кандидата педагогических наук Александра Андреева, в стенах образовательного учреждения на дневном и заочном отделениях обучается около 850 человек. Здесь по-прежнему готовят учителей начальных классов, воспитателей для системы дошкольного образования, учителей физкультуры. Также можно получить диплом специалиста по прикладной информатике (системного администратора).

Обладая широким арсеналом педагогических практик, давно подтвердивших свою эффективность, колледж сегодня ориентируется на передовые отраслевые технологии. В их числе - обновлённая система итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена.

Сама инициатива проведения демонстрационных экзаменов берёт начало в 2014 году, когда президентом Владимиром Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию были сформулированы поручения правительству относительно создания условий для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
 
Как рассказал Александр Андреев, колледж активно включился в эту работу и в 2017-2018 учебном году примерил на себя роль одной из площадок по воплощению пилотного проекта. Тогда в нём приняли участие 26 регионов России.

- Дебют оказался во многом знаковым для колледжа - впервые итоговая аттестация выпускников по специальности «Дошкольное образование» прошла у нас в инновационном формате демонстрационного экзамена по стандартам уже хорошо известного движения WorldSkills. Опыт оказался успешным - технология подтвердила свою состоятельность, - отметил Александр Львович.

Как подчеркнул руководитель учебного заведения, демоэкзамен позволяет студентам продемонстрировать в деле приобретённые профессиональные навыки. Выпускники не отвечают на теоритические вопросы, а выполняют задания, максимально приближенные к реальной педагогической деятельности.

И для объективности оценки знаний учащихся экзамен принимают не педагоги, а представители работодателей. В упомянутом случае это были специалисты детских дошкольных учреждений Канска.

В текущем году пандемия внесла свои коррективы - по известным причинам в образовательных учреждениях не удалось вовремя организовать практические занятия студентов, необходимые для проведения демонстрационного экзамена. Однако уже в сентябре практику возобновили. 

Технологичный подход

Организация демонстрационного экзамена послужила хорошим стимулом к основательным переменам в материально-техническом оснащении Канского педагогического колледжа. По-другому и не могло быть, ведь в стандартах Союза WorldSkills Russia обозначены довольно строгие требования к перечню оборудования, необходимого при проведении демоэкзаменов.

На средства колледжа был приобретён целый комплекс учебного инструментария, включая интерактивные доски, наборы по робототехнике для дошкольников, комплекты развивающего оборудования, видеокамеры, чёрно-белый и цветной принтеры, тул-боксы для выполнения заданий по оформлению информационных стендов.

Вместе с тем, рассказал Александр Андреев, на базе учебного заведения был сформирован специально оснащённый кабинет - «Лаборатория практико-ориентированных технологий». По существу это инновационная учебная площадка, предназначенная для повышения профмастерства действующих и будущих воспитателей детских садов.

Сегодня колледж принимает заявки на проведение курсов повышения квалификации. Многие работники системы дошкольного образования Канска желают освоить современные методы профессиональной деятельности и технологичное оборудование.

Также в «Лаборатории» успешно занимаются учащиеся центра предшкольного развития «Академия детства». Центр в качестве структурного подразделения колледжа организован в 2008 году - с целью корректной адаптации ребят к условиям занятий в школьных коллективах.

Усилия не оказались напрасными. Уже в первый год работы «Академию детства» посетили около 80 юных учеников в возрасте от 3 до 7 лет. Позднее были открыты группы для детей от 2 до 4 лет. И сегодня, по словам Александра Андреева, воспитанниками «Академии» являются более 100 ребятишек.

Как пояснили в колледже, работа «Академии детства» достаточно разноплановая. К примеру, по запросу родителей дополнительно с детьми проводятся индивидуальные коррекционные и развивающие тренинги. «Академия детства» решает и вопросы внеучебной занятости студентов. По существу для будущих воспитателей и педагогов начальных классов участие в работе центра – это отличная практика, позволяющая успешно осваивать азы профессии.

Почти одновременно с «Академией детства» на базе колледжа был реализован другой перспективный проект - с основанием языкового центра «Тerra linguaе». Первоначально здесь проводились уроки с дошкольниками. Однако сейчас к ним прибавились занятия для школьников среднего звена и старшеклассников. Есть и взрослая группа, где слушатели изучают иностранные языки в объёмах, достаточных при кратковременном пребывании за границей.

По мировым стандартам

Новые формы образования, практикуемые в колледже, позволяют педагогическому и учащемуся коллективу учебного заведения идти в ногу со временем, развивать успех.

Более четырёх лет воспитанники Канского педколледжа уверенно демонстрируют свои компетенции в движении WorldSkills Russia. Из года в год в соответствующих состязательных программах на краевом уровне им удаётся завоёвывать призовые места.

Как отметила заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко, к участию в региональных чемпионатах WorldSkills допускаются только сильнейшие студенты старших курсов, хорошо владеющие методикой и проявившие себя как начинающие педагоги с высокой мотивацией к профессиональному росту. Стандарты WorldSkills для педагогов колледжа - это объективная оценка качества работы, а для студентов - возможность в соревновательной форме доказать, что они в числе лучших. 

Достижения ребят на слуху и являются предметом гордости, подтверждают высокий уровень специального профессионального образования в красноярском регионе. Очередным примером стали отмеченные в этом году наградами от губернатора края успехи трёх студенток колледжа - в учёбе и научно-исследовательской деятельности.

Горизонты открытий

В целом современную систему подготовки квалифицированных педагогов сложно представить вне процессов по наращиванию научного потенциала. В колледже такие задачи всегда оставались в ряду ключевых.

Подлинной визитной карточкой учебного заведения совершенно заслуженно считается научно-дискуссионный форум - Далевские чтения. Уникальный формат этого проекта, ставшего в жизни колледжа доброй традицией, сочетает в рамках ежегодной научной конференции академические и творческие площадки.

- Впервые Далевские чтения прошли в колледже в 2001 году, когда Россия отмечала 200-летие Владимира Даля - писателя, врача, этнографа и выдающегося филолога, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». А сегодня форум носит статус всероссийского с широким международным участием. Конференция объединяет представителей более 30 регионов РФ и десятка зарубежных стран. В текущем году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции чтения состоятся в режиме онлайн, - рассказал Александр Андреев.

Значимая грань Далевских чтений наряду с научно-исследовательским содержанием - это возможность обсуждения как в очной, так и заочной формах актуальных для современной педагогики тем. А для иностранных гостей - это ещё и более глубокое представление о русской культуре, погружение в сибирский колорит. В числе основных задач форума - поддержка студенческих исследовательских программ, повышение качества подготовки будущих педагогов.

Целостному нравственному воспитанию учащихся способствовали и Рождественские образовательные чтения - церковно-общественный форум, в течение пяти лет проводившийся на базе колледжа при участии Красноярской митрополии.

Комфортная среда

Вместе с тем традиционно большое внимание уделяется инфраструктурному развитию учебного заведения. Ведь очевидно - в каких условиях обучающиеся приобретают знания, в немалой степени зависит качество профессионального становления молодых специалистов.

В частности, существенные усилия были направлены на модернизацию и оснащение современным оборудованием базы отдыха «Салют», являющейся с 2007 года структурным подразделением колледжа. Сейчас «Салют» справедливо считается одной из лучших спортивно-оздоровительных площадок в регионе. В течение учебного года здесь проводятся углублённые учебные занятия, а в летнее время созданы условия для оздоровительного отдыха и занятий спортом.

В колледже действует собственная комфортная и хорошо оснащённая столовая. В числе прочего заметно обновлён облик прилегающей к колледжу территории. А нуждающиеся в жилье студенты на время учёбы могут рассчитывать на размещение в двух уютных общежитиях, расположенных в центре города.

- Сегодня в рамках развития отечественной системы образования внедряется множество проектов и концепций, но порой в гонке за технологическими новшествами утрачивается связь педагогов с учащейся молодёжью. Важно не допускать подобных просчётов. Потому в основе учебной и воспитательной работы в нашем образовательном учреждении лежит подготовка учителя как сильной и творческой личности, способного передать ученикам глубокие знания и вместе с тем лучшим образом повлиять на их воспитание. Именно в таких специалистах нуждаются современные российские школы, - убеждён Александр Андреев.

Василий КАСАТКИН.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры