Загадки как способ обучения студентов

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.12.2021 12:05
0

Читать все комментарии

3714

Модернизация образования невозможна без использования новых методик и форм преподавания и обучения студентов.

Особенно серьёзно эта проблема высветилась в связи с пандемией, заставившей вузы переходить на дистанционное образование. Встала задача поиска нетрадиционных форм обучения, которые одновременно способствовали бы не только усвоению студентами теоретических знаний, но и развивали их творческие способности.

Пытаясь решить эту задачу, в рамках учебной дисциплины "История рекламы и связей с общественностью" я вышел на такую нетрадиционную форму работы обучения, как составление учебных загадок.

Использование загадок в учебном процессе, впрочем, дело не новое. Считается, что их решение развивает мышление и творческие способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Есть и методики использования загадок при воспитании и обучения детей.

В нашем же случае было принято решение попытаться обучить студентов не решать, а составлять загадки. С одной стороны, важно, чтобы они усвоили теоретический и фактический материал. С другой - освоили технологии организации материала в интересной форме, способной заинтересовать потенциального потребителя. И, наконец, с третьей - попытаться создать инновационное учебное пособие, которое можно использовать при изучении конкретной дисциплины.

Следует иметь в виду, что студентам, обучающимся по профилю "Реклама и связи с общественностью", важно обладать навыками составления доходчивых текстов, несущих рекламную и познавательную нагрузку. Это необходимо при составлении слоганов, рекламных текстов и так далее. Иными словами, конструирование загадок рассматривается как один из путей обучения райтерским навыкам, необходимым будущим специалистам.

Чтобы организовать этот процесс, важно было ввести студентов в курс дела. С этой целью была прочтена лекция о загадке как фольклорном жанре малой формы, словесной игре в виде замысловатого вопроса, требующего ответа. Затем было предложено почитать тексты народных, учебных загадок, изучить образцы, освоить шаблоны, по которым целесообразно конструировать загадки. Студенты должны были не просто их создавать, но готовить новый учебный продукт.

Сегодня в вузах активно используется электронная образовательная среда на базе программного комплекса MOODLE. Соответственно, встала задача формализации загадок до такой степени, чтобы можно было их вписать в проверочные тесты этой системы. Кроме того, если стоит задача, что с помощью загадок будут проверяться знания, то нужно было определить базовый источник, на основе которого должны они составляться. Это было важно, чтобы студент знал, какое издание он должен изучить, прежде чем браться за решение тестов.

Дальнейшая работа велась в разных формах. По одной из них, учебная группа делилась на подгруппы-команды, и каждой предлагалось составить во время занятия обусловленное количество загадок. Затем команды представляли на обсуждение всей студенческой группы придуманные загадки, проводилась их редакторская отшлифовка.

Другая форма работы - индивидуальная. Каждому студенту предлагалось придумать две загадки по изучаемой теме, главе учебного пособия. В связи с этим хотел бы выделить таких студентов-редакторов, как И. Александрина, В. Бородавкин, А. Будкевич, А. Валеев, М. Василевская, Н. Василенко, А. Власова, А. Воприков, В. Николенко, Р. Петрусёв, А. Семёнова, Э. Синяев.

А теперь приведу для примера несколько загадок, составленных этим авторским коллективом.

Стены Помпеи насыщенны красками, расскажут истории самые разные. Дожили они и до наших времён, ими украшен каждый район. (Граффити).

Расскажет она о событиях ярких, подскажет, где хлеба и зрелищ увидеть, и будет потом эмоций полная ниша, и называют все её... (Афиша).

Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог, в ней бывает картотека - и специальный... (Каталог).

Разноцветный знак товарный на вещице размещён. Он расскажет о товаре, где и как произведён. (Этикетка, ярлык).

Известно, что многие слова в русском языке имеют синонимы. Чтобы застраховать студента от неправильного решения теста, в систему MOODLE при составлении банка загадок и отгадок вносились не только слова-ответы, но также их синонимы.

В текущем учебном году составленные студентами загадки уже использовались при тестировании младшекурсников. Как показывает опыт, составление загадок как форма работы на практических занятиях встречается с интересом. Немаловажным является и то обстоятельство, что при конструировании загадок студент реально вынужден штудировать пройденный материал, то есть постигать необходимые знания.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ,

доцент кафедры логистики и маркетинга в агропромышленном комплексе Красноярского аграрного университета.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры