С кем вы, "культурные" господа чиновники из Красноярской краевой филармонии?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21.03.2024 22:32
3

Читать все комментарии

4325

Ой, как же захотелось возвращения крайкома, да хотя бы парткома или райкома из того самого - советского - времени! С их взыскательным вниманием к кадровым вопросам, требовательностью.

Нет, я не впала в ретроградную благость и вполне признаю и помню неидеальность многих моментов партийной работы. Но была у отчаявшегося советского человека, у раздираемого страстями и обидами трудового коллектива инстанция, куда можно было обратиться с вопросами - самыми острыми и жизненно важными.

А уж "подозрительная" текучесть кадров на предприятии или в учреждении, отношение руководителя к подчинённым, политика руководства были под пристальным партийным вниманием. И ведь выигрывало правое дело! Получалось, и очень нередко, решить проблемы "по правде" и по закону.

А куда сейчас податься человеку, коллективу, кому донести боль от несправедливости, где быть услышанным, понятым? Как зарвавшегося начальника привести в чувство? А чиновничью когорту - в русло гражданской ответственности и истинного служения Родине?

И половодье чувств

Вот такие мысли буянили в моей голове на довольно представительном заседании круглого стола, проведённого недавно в красноярском Доме журналиста. Были там представители и СМИ, и культурного фронта, и общественного штаба Захара Прилепина (в Красноярском крае есть такой!), и объединения потребителей России. А также - Красноярского регионального отделения Союза добровольцев Донбасса, артисты краевой филармонии. Собрало всех стремление понять, что происходит в той самой филармонии.

Но, пожалуй, конкретно тему определить было довольно сложно: из десяти пунктов повестки, обозначенной в пресс-релизе краевого отделения Союза журналистов, каждый тянул на многотомное разбирательство и горячую дискуссию.

Вот некоторые: "В филармонии принуждают артистов и работников расторгать бессрочные договоры и заключать срочные. С 2019 года из Красноярского академического симфонического оркестра уволены и уволились 46 артистов: кто-то не захотел расторгать бессрочный трудовой договор и заключать срочный по требованию руководства, кто-то имел неосторожность покритиковать руководство. С этими артистами расправились, даже несмотря на их звания и заслуги. Состав оркестра, который собирал Иван Всеволодович Шпиллер, почти уничтожен".

Ещё в 2020 году в "Красноярском рабочем" вышло журналистское расследование Дмитрия Голованова "Филармония строгого режима", где приводились факты произвола со стороны руководства филармонии, попустительства этому со стороны чиновников, отвечающих за культурную сферу, страданий и мытарств артистов. Нет, ответы были. И бурная реакция, возмущение директорско-менеджерского аппарата по поводу осмелившихся жаловаться.

Но если кто читал подобные ответы, то в полной мере постиг словесную казуистику и пустопорожнее истекание мыслью по древу. Никто никому не помог, руководство не вразумил, не одёрнул, положение дел не исправил. Мало хорошего принесли и судебные решения, вынесенные в пользу артистов. Ну, а профсоюз...

Помнится, критикуя нередкую инертность некоторых профсоюзов, кто-то сказал метко - как они с администрацией польку-бабочку танцуют. Видимо, так и пляшут шерочка с машерочкой. Или вальсируют нежно в такт.

Из анонса обсуждения на круглом столе:

"Сегодня в Красноярском академическом симфоническом оркестре (КАСО) много приглашённых артистов, в том числе из СНГ. У них выше оплата труда, чем у красноярских артистов, кроме того, для них арендуется за счёт филармонии жильё. НДФЛ для иностранных артистов - 30 процентов, и все эти расходы покрываются за счёт бюджетных средств. Почему не привлекаются местные кадры, ведь у нас есть государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского?

В 2009 году Красноярский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края (таковых в нашем регионе всего три.- Прим. ред.), в связи с чем ежегодно из краевого бюджета выделяется довольно значимая сумма на доплаты именно артистам симфонического оркестра, но никак не менеджерам филармонии. Это не стимулирующие выплаты, а именно доплата за звание. Местные артисты КАСО при колоссальной нагрузке получают заработную плату меньше, чем приглашённые гастарбайтеры".

Само по себе явление варягов (то бишь приглашённых со стороны), конечно, не криминал. В конце концов, и многие из музыкантов симфонического оркестра, и сам Шпиллер были когда-то приглашены в Красноярск. Но изначально была выстроена чёткая система работы, поставлены ясные цели и задачи во благо и на славу искусства края.

Это и дало мощный толчок к развитию культуры и искусства, упрочению замечательной по своей сути красноярской идентичности. А сейчас на что и на кого ставка в культуре и в искусстве Сибири? Равно как и в некоторых других областях деятельности.

Край пугливых чиновников

Эх, и не мыслилось такое крайкому КПСС в восьмидесятых, не о том мечтал и совсем другие грандиозные замыслы целенаправленно претворял в красноярскую жизнь Павел Стефанович Федирко, при котором началось движение "Превратим Сибирь в край высокой культуры!".

По воспоминаниям его современников, отправной точкой широкомасштабного культурного размаха (со строительством Большого концертного зала, Культурно-исторического центра, театров и так далее, созданием и открытием Института искусств, Художественного института, симфонического и филармонического оркестров), завидного для других сибирских регионов, стала встреча первого секретаря крайкома с местными деятелями культуры и искусства.

Павел Стефанович при непредставимом сейчас масштабе промышленного строительства, всесоюзных ударных строек прислушался, вник в возможности и чаяния своих собеседников, горячо их поддержал и организовал всё наилучшим образом. Вот это компетенция руководителя высшего порядка!

А ныне... С тоской и безнадёжностью смотришь на управленцев (ах, ну конечно же, менеджеров!) от культуры, на чиновников, депутатов - то ли малообразованных, то ли чересчур упоённых своим высоким положением, равнодушных и безответных на вопросы с мест, мало способных действовать самостоятельно, отвечать на запросы времени.

Помнится, во время одной давней губернаторской выборной кампании столичные пиарщики бросили в красноярцев слоган "Край непуганых чиновников", имея в виду их завышенную самооценку. Сейчас же мы стали краем пугливых чиновников.

Особенно робки они, как я заметила, в тех направлениях работы, которые касаются вопросов культуры, идеологического содержания театральной и музыкальной деятельности. Модные мастера культуры такого идейного тумана напустят, так концептуальными выкладками забьют, что чиновники и депутаты боязливо умолкают, как неискушённые зрители перед "Чёрным квадратом" Малевича.

Видимо, несовременность свою боятся обнаружить, некомпетентность и безликость свою расшифровать, потому и бюджетируют "чудовищными гонорарами", как выразилась известная наша джазовая певица, заслуженный работник культуры Красноярского края Вероника Махотина, заезжих именитых артистов, потрясая количеством громких мероприятий с их участием.

На круглый стол приглашали министра культуры А. В. Зинова, генерального директора Красноярской краевой филармонии Е. В. Стодушного, председателя краевой организации профсоюза работников культуры О. А. Гаговскую. Ни их, ни их представителей не было. Видимо, не царское дело - на трудные вопросы отвечать. Ну, а краевых депутатов особо и не звали, поскольку пока от обращений к ним толку большого не было.

Нашими закон не писан

Как верно было замечено на круглом столе, беды все от... закона. Закона о культуре Российской Федерации 1992 года, подписанного тогдашним президентом страны Борисом Ельциным и явно нашёптанным "друзьями". Оттуда и "культурный" менеджмент заокеанской выкройки.

Чётко же было сформулировано в законе, что органы власти и управления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, ни в форме приказов и требований. При этом, однако, прописано требование государственного финансирования едва ли не любых проявлений культурно-художественной деятельности.

Нонсенс? Да ещё какой. Хорошая такая уловка для "талантливых" менеджеров. Оттуда и родимчик чиновников (хотя в таком случае зачем вообще нужна их бесхребетная рать, сонм разных комиссий по культуре?), и вечный культурный шок депутатов. Вот и царствуют голые короли, а на разные даты и большие праздничные концерты завозят звёзд, порой сомнительной творческой значимости. Осыпают их деньгами и сумасшедшими подарками, а свои, красноярские, артисты остаются душевно растерзанными и профессионально уничтоженными. А ведь артисты у нас замечательные!

Но что особенно тревожно и печально в настоящее время - от разобщённости такой создаётся и общественная социально-психологическая обстановка, местами не очень здравая. И всё это как-то не про то, чтобы Родине служить...

Собственно, этот вопрос и был первым пунктом заседания круглого стола: "Месяц назад артистка филармонии Вероника Махотина обратилась с открытым обращением к губернатору Красноярского края, в котором рассказала о дискриминации артистов филармонии, о провале патриотической темы и слабой поддержке СВО в крупнейшей за Уралом филармонии. Ответы заявителю не поступили".

Так резко заявить, а в результате стать изгоем в филармонии, Веронику Махотину побудила... "Смуглянка".

- Я выросла на джазе, в моём репертуаре много джазовых композиций зарубежных авторов. Но с началом СВО я изменила репертуар, всей группой мы создали программу "С чего начинается Родина". А в свой юбилейный концерт, который состоится 12 апреля и который, кстати, руководством филармонии намеренно не включён в Пушкинскую карту, я поставила песни поэтессы с Донбасса Майи Пироговой, дочь которой погибла в Донецке в 2022 году.

Мария Пирогова, талантливая поэтесса и певица, с 2014 года была активным волонтёром, депутатом Народного совета ДНР.

- Я глубоко убеждена, что сейчас время патриотической музыки,- продолжила певица.- И, знаете, как-то по-новому, с особым смыслом и глубиной звучат песни военных лет. Я вижу по глазам зрителей, чувствую по их душевным откликам, что в них они черпают силы, что песни и музыка наша востребованы особо. Вот почему бунтую и ратую за новую музыкальную политику. Политику патриотической направленности.

27 февраля представители регионального отделения Союза журналистов России "высадились" с волонтёрским десантом в военном госпитале, где на лечении находятся участники СВО. Приехали с подарками, разными гостинцами. Была в том "десанте" и творческая составляющая в лице Вероники Махотиной и её музыкальной группы. Это был, пожалуй, самый ценный подарок для раненых бойцов СВО и медперсонала госпиталя.

Слушали песни военных лет со слезами на глазах. Артистам устроили овацию. Потрясены встречей были обе стороны. Ранее Вероника обращалась к руководству филармонии с просьбой перечислить средства от выступлений в виде благотворительной помощи участникам СВО. На что ей сказали (солгали!): "Не положено! Мы бюджетное учреждение".

"Десантницы", они же в прошлом - деятельные журналистки, узнали о проблеме нехватки костылей в госпитале. Поток нуждающихся в них беспрерывный. Благо милостивого разрешения не требовалось, а только неравнодушие, материнская к солдатикам забота, ну, и гражданская активность. У журналистов советской выучки всё это имеется сполна.

Секретарь краевого отделения СЖ Татьяна Голованова тут же бросила клич - объявила сбор средств на костыли. И совсем уж небогатые пенсионеры-журналисты собрали энную сумму в считаные дни. Татьяна обзвонила, объездила, оббегала все ортопедические салоны. В её адрес коллеги даже пошутили в соцсетях: "Ты на метле летала или санавиацию привлекла?"

Куплено было 20 пар, и 5 пар принесли своих, б/у, у кого были. Озабочена Татьяна и сейчас - чем ещё помочь раненым "мальчишкам", как она говорит.

А Вероника Махотина буквально вскипела во время проведения круглого стола, вспоминая концерт в госпитале:

- Сегодня то время, когда нужно объединяться по-настоящему! Музыкой, искусством! - горячилась она.- Агитбригады нужно создавать по прообразу тех, что работали в годы Великой Отечественной войны. И выезжать, выступать не только на СВО, но и во всех российских глубинках. И не просто дать концерт, а общаться с людьми, беседовать с детьми, чтобы больше знали о родной культуре, гордились нашей великой страной больших талантов, чувствовали единение народное. Вот куда направлять деньги, а не на заоблачные зарплаты и на фестивали с приглашением столичных маэстро.

Кстати, на прошедших громких фестивальных концертах ни слова не было сказано в поддержку СВО, ни рубля не перечислено в адрес фронтовиков.

- Что же мы можем сказать тем, кто возвращается, кто потерял здоровье в боях? Что хорошего сделали для их родных, детей, всех россиян, пока они были на войне? - продолжала Вероника.- Как "съедали", терзали унизительной недоплатой и несправедливостью? Дело ведь не только в деньгах и посылках на фронт. Суть - в общем отношении, в атмосфере родства и дружества. Чтобы те, кто на СВО, и те, кто возвращается, были спокойны за родных, страну.

И чтобы их не встретили, как работника филармонии Александра Кунзерука, который летом 2023 года ушёл добровольцем на СВО. Трудовой договор с ним тут же расторгли, а не приостановили на время участия в спецоперации. И не "узнали", не вспомнили, когда Александр зашёл в филармонию по возвращении. А он за участие в боях награждён медалью Жукова. Претензий к руководству филармонии он предъявлять не намерен, однако факт "говорящий".

Вообще какая-то когнитивная диспропорция лично у меня складывается: там - СВО, там - горе Донбасса, тревожные новости с Белгородчины и других российских областей, а здесь, в глубине России,- праздная благость, "нейтральный" гром разных праздничных мероприятий. Что за духовная сушь разъедает нашу землю? Неужели часть культуры и искусства потихоньку зашагала в пятой колонне?

И вновь всплывает сакраментальное "С кем вы, мастера культуры?". Так ещё в начале тридцатых годов прошлого века Максим Горький обратился к американским журналистам. Ну, почему такой же вопрос хочется задать и нашим "культурным" господам?

Красноярск.

Комментарии (3)

Гость


22.03.2024 16:54

Давно следила за этой историей и не выдержала.

А результат должен быть после статей какой? Вам не нравится афиша филармонии? Вам не нравятся проекты, гастроли коллективов? 

Во всех статьях фигурирует г-жа Махотина и артисты КАСО. В филармонии достаточно больше коллективов, но оттуда артистов с претензиями нет. Почему?

После поиска информации о ней в интернете, наткнулся на аналогичное недовольство предыдущими директорами. Можете назвать вещи своими именами, что данная артистка хочет больших денег и не хочет работать, и тогда все ее устроит.

Ну а КАСО страдает от слабого дирижера, который не умеет управлять коллективом, и оркестр стагнирует. Это видно не вооруженным взглядом на фоне Курентзиса.

Хочу обратиться к уважаемым журналистам, которые себя такими называют. Называть артистов СНГ гастарбайтерами - это прямое разжигание ненависти или вражды. На что есть статья - УК РФ Статья 282.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


22.03.2024 23:14

Создаётся впечатление, что Вероника решила за счёт СВО дешёвый авторитет себе заработать. Создала одну программу патриотическую и в грудь себя бьёт.

В афише филармонии до нее много патриотических программ было и никто это так не выворачивал. Все коллективы филармонии эти программы работают и без лишнего пафоса.

Состав оркестра, который собирал Шпиллер уничтожен... Маэстро нет с нами уже более 20 лет... Это ж сколько на сегодня лет тем артистам которых он собирал. Не думаю,что век артиста так долог, особенно инструменталистов. А от них напрямую зависит качество продукта. Слышала наш оркестр и 5 лет назад и сейчас, ну давайте не будем лукавить - качество улучшилось, да - до Курентзиса нам далеко, но все же. 

А более всего меня удручает - почему 30 лет назад когда вы молоды были, то гнобили артистов старше 50 лет, а теперь сами будучи такими не уступаете дорогу молодым? 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


24.03.2024 10:01

Прекрасная статья. Пора бы нашему народу просыпаться, а чиновникам задуматься, кому они служат.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры