Обвинения в адрес Марии Чаплицкой, возглавлявшей эвенкийскую экспедицию, бездоказательны

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28.01.2022 17:50
0

Читать все комментарии

2008

Польский культурный центр в Москве работает над изданием на русском языке книги Марии Чаплицкой "Мy Siberian Year" ("Мой сибирский год").

Труд польской исследовательницы, в 1914-1915 годах возглавившей экспедицию Оксфордского университета на Енисей и в Эвенкию, будет опубликован в серии "Польско- Сибирской библиотеки". Книга в переводе М. А. Крисань под редакцией Т. Амброзяка, В. А. Беляевой-Сачук и В. Н. Давыдова должна выйти весной - летом 2022 года. Она будет доступна в книжных магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, а также в онлайн-магазинах.

В связи с предстоящим выходом книги прокомментирую дискуссию о происхождении хранящейся в оксфордском музее Питт-Риверса эвенкийской коллекции Марии Чаплицкой.

Летом 2019 года в Эвенкии побывала группа аспирантов-антропологов Оксфордского университета - Анна Глейзер, Пабло Фернандес Веласко и Яника Видер. Члены английской экспедиции пришли к выводу, что эвенкийские предметы были получены Марией Чаплицкой неэтичным способом, то есть изъяты из могил эвенков.

В интервью газете "Эвенкийская жизнь" руководитель экспедиции Анна Глейзер заявила:

"Многие экспонаты, собранные М. Чаплицкой, должны быть возвращены обратно. И мне было необходимо узнать от местного населения, как правильно поступить с этими вещами. Ведь привезти обратно не составит проблем, но как их вернуть в землю? Возможно, они несут с собой какую-то отрицательную энергию. И вот теперь, после общения с эвенками, у меня сложилась общая картинка. Мы примерно знаем, из какой могилы были взяты деревянный ворон и рыба,- это в районе посёлка Чиринда около озера. Чириндинцы сказали, что нужно провести специальные ритуалы. Прокурить и продымить эти предметы оленьим жиром, чтобы отчистить их, а потом привезти и похоронить по всем правилам" (газета «Эвенкийская жизнь» № 35, 20 сентября 2019 года, № 36, 27 сентября 2019; № 37, 4 октября 2019 года).

Утверждая, что предметы эвенкийской коллекции Чаплицкой происходят из могил, представители Оксфордского университета не учитывают, что ни на одном из артефактов, приобретённых Чаплицкой в Эвенкии, нет ритуальных повреждений. Как известно, обычай эвенков (как и других коренных сибирских народов) требует портить предметы, которые составляют "багаж" умершего человека. Например, были сломаны или перфорированы все предметы, обнаруженные В. Н. Васильевым в 1905 году в могиле эвенкийского шамана в ессейско-чириндинском регионе (Victor Wasiljew, Ein tungusisches Schamanengrab, Globus. Illustrierte Zeitschrift für Länder- und Völkerkunde, XCVI, № 20, 1909 год). Этот обычай соблюдается до сих пор и хорошо известен в Сибири.

Деревянные фигурки ворона и рыбы, которые Анна Глейзер и Яника Видер планируют захоронить в землю Чиринды, действительно входили в комплекс могилы шамана Накти. Но они никогда не лежали в земле или внутри гроба. Такие деревянные изображения размещались вокруг захоронения, чтобы блокировать контактную зону между мирами мёртвых и живых.

Что касается металлического изображения Солнца на медвежьей шкуре с костюма шамана Ланги Хукочара, то такие шаманские подвески иногда хранились у родственников умершего. Проводница Чаплицкой Пелагея Хукочар (Мичиха) была внучкой шамана Ланги Хукочара. И большинство эвенкийских предметов Мария Чаплицкая получила благодаря её посредничеству.

Рассмотрев аргументы Анны Глейзер и Яники Видер, констатирую, что деревянные ворон и рыба из коллекции Чаплицкой были взяты из числа изображений духов, охранявших место могилы шамана. Однако при этом нет никаких убедительных доказательств для обвинений Марии Чаплицкой во вскрытии эвенкийских захоронений и изъятии предметов, находившихся внутри гробов.

Москва.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры