Каким быть Красноярскому экономическому форуму?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

18.07.2024 05:52
0

Читать все комментарии

3927

Как стало известно на прошлой неделе, в августе планируется провести двадцатый по счёту Красноярский экономический форум. Об этом сообщил губернатор Михаил Котюков в кулуарах прошедшей в краевой столице XI Российско-Киргизской межрегиональной конференции.

Многие наблюдатели к этому событию отнеслись с немалым скепсисом. Дело в том, что это уже не первый случай, когда осуществляется перенос сроков Красноярского форума.

Стало традицией, что он обычно проходит в марте. Однако в текущем году в марте были президентские выборы. Проводить на должном уровне форум в этих условиях вряд ли возможно. Тема выборов для федеральной и региональной элиты важней и значимей. В начале мая общественности сообщили, что форум предположительно пройдёт в первой половине июля. Но, как видим, произошёл очередной перенос сроков.

Как мне сообщили в пресс-службе губернатора и правительства края, подготовка к форуму идёт, но поскольку точных сроков пока нет, то и говорить что-либо конкретное на эту тему преждевременно.

Предположу, что в августе это мероприятие всё же состоится на берегах Енисея. В пользу этого мнения могу выделить несколько обстоятельств. Во-первых, в противном случае общественность просто не поймёт, навесит на нашего губернатора ярлык словоблуда. Во-вторых, проведение форума под занавес лета очень может пригодиться при осуществлении необходимых корректировок в бюджетный процесс как на федеральном, так и региональных уровнях.

Ещё в прошлом году было заявлено, что с 2024 года форуму вернут федеральный статус, утраченный в 2019-м. Соответственно, деньги на его проведение заложены в федеральном бюджете. Главной, узловой темой форума, как ранее сообщалось, станет реализация Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (Стратегии-2035), принятой в январе прошлого года.

Сам этот документ носит рамочный характер. В нём раскрывается видение правящих кругов, какие отрасли и кластеры следует в Сибирском федеральном округе развивать. Именно кластерный подход, с моей точки зрения, стал главным.

В октябре 2023 года правительство России утвердило план реализации этой стратегии. В нём подробно расписано, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо реализовывать в рамках формируемых восьми кластеров: "Лес, лесопереработка и лесохимия", "Переработка алюминия", "Драгоценные металлы", "Цветные и редкоземельные металлы", "Туризм", "Сельское хозяйство и пищевая промышленность", "Нефть и газ", "Уголь".

За таким планом должны стоять строчки в бюджете, то есть деньги немалые. Тем более, что со следующего года будет запущен целый пакет новых национальных проектов - и в этом случае возникает немало вопросов, как расходовать средства, на них выделенные.

О том, на что и как деньги делить, пока нет полной ясности. Для реализации Стратегии-2035 в достаточных объёмах одних только бюджетных средств явно не хватит. Один из вариантов - целевое финансирование ключевых отраслей и проектов за счёт эмиссии средств Центробанком, выдача им дешёвых кредитов.

Кстати, подобная практика была в дореволюционной России. По инициативе министра финансов Сергея Витте в 1894 году в уставе Госбанка страны была так определена цель его деятельности: "облегчение денежных оборотов, содействие, посредством краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежной кредитной системы". Подпитка экономики за счёт средств Госбанка стала важным слагаемым экономического роста в стране в конце XIX - начале XX века.

В общем, сегодня ясно, что без реформы Банка России, подчинения его деятельности проблемам экономического роста проблему нехватки инвестиционных ресурсов в российской экономике не решить. Ныне же одной из целей Центробанка, как записано в законе о нём, является "развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации". Иными словами, ЦБ является проводником интересов банкиров, а не экономики страны в целом.

Расходные обязательства бюджетной сферы, да и бизнеса, очень сильно зависят от стоимости денег в экономике. В разгар лета мы столкнулись с ситуацией, когда коммерческие банки начали по явно завышенным процентным ставкам привлекать деньги на депозитные счета, вытягивая их из экономики и потребительского рынка.

Дошло до того, что президент России Владимир Путин, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, обратил внимание на то, что крупнейшие банки с госучастием, поднимая депозитные ставки, фактически действуют "как пылесос", высасывая деньги из других банков. "Не знаю, это обоснованно или нет",- деликатно добавил при этом Владимир Путин.

В тот же день как раз состоялось заседание совета директоров Банка России, посвящённое размеру ключевой ставки. И (о, чудо?!) ЦБ не рискнул в очередной раз её поднять, якобы для борьбы с инфляцией и явно выдуманным, с моей точки зрения, его псевдотеоретиками "перегревом экономики" в России.

Нет полной ясности, решится ли ЦБ всё же поднять ключевую ставку на грядущем 26 июля очередном заседании совета директоров. Одно дело - распускаемые им пугалки, что в противном случае накроет страну волна инфляции, другое - позиция промышленных кругов, для которых дорогие деньги являются путём в экономическое забвение.

Любопытно, что и дорогие кредиты сегодня идут нарасхват. Одна из причин этого - в том, что после начала СВО многие игроки рынка потеряли возможность привлекать сравнительно дешёвые кредитные ресурсы за рубежом. Им остаётся кредитоваться на внутреннем рынке, где орудуют банковско-финансовые олигополии, в том числе и с госучастием.

Банкирам выгодно, когда наблюдается дефицит финансов. Их товар - деньги - в этом случае можно продать дороже. Банкирам выгодна война, поскольку в этом случае к ним на поклон за средствами идут государства, то есть надёжные заёмщики. Одно дело - продавать деньги частным лицам и малым компаниям, за которыми ещё побегать нужно и рекламой привлечь, другое - когда государство выпускает облигации.

Одна сделка - и банк получает стабильный и приличный процентный доход. А если таких сделок много, финансовым организациям и их акционерам вообще можно жить припеваючи. Процентные доходы банкиров напрямую зависят от размеров ключевой ставки. Чем она выше, тем большую маржу можно получить от покупки государственных облигаций.

В прошлом году не без помощи политики ЦБ по ускоренному повышению ключевой ставки и во многом благодаря обслуживанию государственных займов банковская система России получила рекордные прибыли. В текущем году ситуация для банков отнюдь не хуже, а если будет ещё и поднята ключевая ставка, для банкиров вообще наступит денежный рай.

В общем, следует ожидать решений от высшего политического руководства страны в части изменения подходов к денежно-кредитной политике. Но слишком много лиц и сторон заинтересованы в устоявшихся её форматах. Продавить подобное политическое решение будет очень нелегко.

В 2008 году Красноярский экономический форум стал площадкой, на которой кандидат в президенты страны Дмитрий Медведев озвучил знаменитые четыре "и" своей экономической программы: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Не исключено, что и в 2024 году КЭФ станет площадкой для оглашения существенного поворота в экономической политике.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры