Программа «народного капитализма» в «Норникеле» не нашла понимания у специалистов

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.05.2023 09:45
0

Читать все комментарии

2355

Красивая и заманчивая идея построена на использовании цифровых финансовых активов – инструменте, который хоть и существует законодательно, но ещё не апробирован. Суть её в том, что сотрудники "Норникеля" получат не акции, а их цифровые суррогаты в виде токенов. Стартовая "упаковка" идеи выглядела весьма ярко. В ней чувствовался непривычный для российского "мира чистогана" социалистический дух. Владимир Потанин говорил, ни много ни мало, о восстановлении справедливости и возвращении работников "Норникеля" к процессу управления компанией.

Но программа не нашла понимания у специалистов, они разглядели в ней завуалированную "многоходовочку", напоминающую схему залоговых аукционов 90-х годов, инициатором которых тоже был Владимир Потанин.

По их убеждению, и у проекта "народного капитализма" есть как минимум один стопроцентный бенефициар -- сам Владимир Потанин.

Одно из главных условий успеха любой бизнес идеи -- она должна быть понятной. Желательно широкому кругу людей, в крайнем случае – профессионалам. Человек № 2 в российском списке миллиардеров ещё осенью прошлого года объявил о своих планах наделить сотрудников "Норникеля" акциями компании"в цифровой форме". Конечная цель -- сделать так, чтобы доля сотрудников компании в акционерном пакете выросла на 15 процентов (сейчас она составляет 10 процентов). Для этих целей "Норникель" скупает дополнительный пакет акций -- пока на 6 миллиардов рублей.

Однако выясняется, что содержание, стоящее за этой смелой идеей, которую господин Потанин преподносит под броским термином "народный капитализм", полного понимания не находит не только у 72-тысячного ядра коллектива "Норильского никеля", но и у финансовых специалистов.

Что обещается работникам?

Когда "Норильский никель" был приватизирован в 1994 году, то порядка 25 процентов акций принадлежали работникам. Но, к сожалению, они не смогли в полной мере воспользоваться преимуществами такого рода вложений, многие продали эти акции. Мне хотелось бы восстановить эту историческую справедливость и привести к тому, чтобы 25 акций акций "Норникеля" опять вернулись к людям, в том числе к работникам, -- объяснял Потанин осенью прошлого года. 

Он декларировал кроме того, что программа раздачи ЦФА призвана повысить мотивацию сотрудников, стимулировать их работать в «Норникеле» как можно дольше. 

Специалисты решили разобраться в том, что на самом деле получают люди. К ним возвращаются не акции, а их цифровые суррогаты в виде токенов. Каждому работнику со стажем полагается от 2 до 10 токенов, приравненных к рыночной стоимости акций, то есть на общую сумму от 30 до 150 тысяч рублей по нынешнему курсу. Неплохая, вроде бы, прибавка – вот только никаких рычагов влияния на компанию эти токены не дают. Их обладатели не могут голосовать, как это делают владельцы подлинных, "бумажных" акций. Более того, их нельзя и продать. Всё, что получает сотрудник на первом этапе, – интернет-страничку личного кабинета.  

Проблемы с восприятием [ЦФА] у населения, конечно же, будут. Доверие ко всем активам, и в том числе к цифровым активам, у инвесторов и у населения подорвано. Поэтому как раз повышение уровня грамотности будет очень сильно влиять на выбор инструмента -- но уж никак не на мотивацию сотрудников в «Норильском никеле», -- считает аналитик, частный инвестор Владимир Литвинов.

Еще одно обязательное условие получения потанинских токенов для сотрудника -- перевод своих зарплатных счетов в «Росбанк», который был куплен Потаниным на волне санкций. Иными словами, банк получает стабильную клиентуру, укрепляет ликвидность, владелец обеспечен дивидендами -- а взамен людям дают некую страничку на сайте с красивой цифрой. Интересный обмен!

Впрочем, спустя год токены, как обещано, можно будет продавать -- на специальной электронной площадке, которая также контролируется Потаниным. Видимо, стоит ждать, что к этому времени все работники «Норникеля» превратятся в опытных блокчейн-специалистов, потому что в противном случае всё это будет напоминать цифровую версию тех самых скупок ваучеров, которые сегодня кажутся господину Потанину несправедливыми.

Но даже если работник сохранит токены в неприкосновенности, через пять лет ему обменяют их на живые деньги по текущему курсу акций. Каким он будет на тот момент -- неизвестно, а главное, этот пункт программы не совпадает с её исходными целями: получается, через пять лет мотивация сотрудников "Норникеля" будет уже лишней?

Что понимают специалисты?

Как бы не была привлекательна внешне любая новая идея, даже самая революционная, она должна заслужить доверие финансистов. Эти люди априори консервативные, не склонные к импульсивным шагам. На данный момент необходимо признать: инвестирование в цифровые финансовые рынки – вещь в принципе рискованная. Эти рынки неразвиты, нестабильны, уязвимы для хакерских атак, подвержены частым законодательным корректировкам. Ну, а "народный капитализм" по-потанински, как отмечено выше, еще и сугубо корпоративная"игрушка", для которой внешний интерес -- совсем не главное.  

Мы пока сдержанно оцениваем предложения Потанина, так как подход новый и пока не выглядит, что он несёт что-то прорывное. Да, это добавит какую-то мотивацию для сотрудников, но это все, скорее всего, будет в достаточно ограниченных объемах, -- считает руководитель аналитического департамента «БКС Мир инвестиций» Кирилл Чуйко.

Переломить изначальный скепсис можно только одним способом: политикой максимальной открытости. Но, судя по крайне скромному старту проекта, в планы Владимира Потанина и не входит широкая популяризация новой программы. 

Объявлено, что на токены будут ежегодно начисляться дивиденды -- такие же, как и на обычные акции. Вот только предсказать размер этих дивидендов не сможет ни один финансовый стратег -- если, конечно, у него нет доступа к документам президента "Норникеля". Впрочем, ближайшие планы уже просматриваются: совет директоров компании рекомендовал не платить дивиденды акционерам "Норильского никеля" за 2022 год. Более того, Владимир Потанин еще прошлым летом предрекал, что и по итогам 2023 года дивидендов "в том объёме, к которому инвесторы привыкли", не будет -- у компании сейчас другие приоритеты. Получается, что новым "цифровым акционерам" ГМК рассчитывать на доход от своих токенов можно в лучшем случае только в 2025 году, на третий год действия "мотивационной программы"? Если это так, то к изначальному скепсису финансистов скоро добавится массовое разочарование самих работников "Норникеля".   

Кто же в итоге в выигрыше?

Как и подозревают специалисты в области финансов, от проекта "народного капитализма" стопроцентно выиграет сам Владимир Потанин. Сейчас он контролирует 37 процентов акций "Норильского никеля". В предложенную схему с ЦФА вовлечены только структуры самого Потанина: "Росбанк", ООО "Цифровые активы", платформа "Атомайз". Предполагается, что доля физлиц-акционеров ГМК за время действия программы вырастет на 15 процентов. А через пять лет случится обратный выкуп этой доли -- и несложно догадаться, у кого в итоге будет контрольный пакет акций компании. Плюс стабильно работающий банк с десятками тысяч новых клиентов. Как говорилось выше, схема напоминает залоговые аукционы 90-х годов, которые успешно провернул Владимир Потанин. 

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры