С крыш скатываются тонны мокрого снега...
Прогулка по Туруханску весеннему
Начну с географии. Село Туруханск, административный центр одноимённого района, находится на севере Красноярского края и стоит в месте слияния Енисея и Нижней Тунгуски.
С чего я об этом? Дело в том, что, готовясь в поездку, выбрал десяток молодых сибиряков и задал им вопрос: "Где находится Туруханск?" Ответы, увы, не порадовали. Тут была и Чукотка, и юг Красноярского края, и даже Якутия. Только четверо ответили уверенно, правильно.
Итак, на географической карте России поселение с названием Туруханск появилось ещё в 1662 году. Правда, располагалось оно тогда не на правом берегу Енисея, а на левом. Нынче это место совпадает с небольшим поселением Старый Туруханск.
Для чего же наши предки основали его? Во-первых, Туруханск всегда был некой базой, отправной точкой для исследователей Сибири. Здесь бывали едва ли не все, кто изучал восточные районы Российской империи. И его роль в этом деле переоценить невозможно, она, бесспорно, огромна.
Кроме того, с XIX века Туруханский край стал местом политической ссылки. Из самых известных деятелей революционного движения здесь её отбывали большевики Иосиф Сталин (в селе Курейка), Яков Свердлов и Сурен Спандарян. Дома-музеи двух последних до сих пор сохраняются в Туруханске. "Сидели" здесь декабрист Николай Лисовский, врач и священник Валентин Войно-Ясенецкий, Ариадна Эфрон и Юлий Мартов.
В 30-е годы и вплоть до конца 50-х годов прошлого века Туруханский край был зловещим местом. Стараниями НКВД сюда тысячами ссылали наших соотечественников. С 1949 по 1953 год здесь велось строительство железной дороги Салехард - Игарка.
Во второй половине прошлого века Туруханск получил определённое развитие за счёт геологии и геофизики, авиации и сельского хозяйства. Недалеко (по местным меркам) от села строились Усть-Хантайская и Курейская ГЭС. Велись разговоры и о возведении Туруханской гидроэлектростанции.
Всё рухнуло в одночасье после распада Советского Союза. Теперь здесь более-менее исправно функционирует лишь аэропорт. Но своей авиации тут нет, а прежде были эскадрильи вертолётов и самолётов Ан-2.
Девять месяцев в году Туруханск связан с "материком" только авиацией. Оттого и цены в местных магазинах, мягко говоря, "кусаются".
Что же сегодня представляет собой старинное село, куда ежегодно за счёт бюджетных средств завозятся тысячи тонн топлива и прочих грузов для государственных учреждений?
Ничего. Обратной отдачи в экономику страны и края нет. Здесь просто живут люди. Официально считается, что в районе минимальная безработица. Улыбнувшись, соглашусь с таким заявлением...
Теперь вот о чём. На территории Туруханского района идёт добыча нефти на Ванкорском месторождении. И это замечательно. Недра Красноярского края богаты полезными ископаемыми. Но возникает несколько вопросов.
Во-первых, почему бы в районе не построить нефтеперерабатывающий завод, который позволил бы обеспечить север края дизельным и авиационным топливом, бензином? Во-вторых, отчего в районе нет современных больниц, музеев, плавательных бассейнов, футбольных и хоккейных полей, скоростного Интернета?
И нет этого не только в Туруханске, но и в Игарке, Верхнеимбатском, Бору, Бахте и в остальных поселениях района. Но главное, нет ощущения заботы нефтедобытчиков о территории, где они выкачивают из земли миллиарды рублей. Ну или я не заметил эту заботу. Готов извиниться, коль мне докажут обратное.
Предстоящим летом, если позволит эпидемиологическая обстановка, на Енисее планируют возродить теплоходный туризм. Откровенно говоря, проект вызывает у меня определённые сомнения. Но теплоход с Волги пригнали, цены назвали, маршрут определили.
До этого так активно туристов возила на теплоходе "Антон Чехов" швейцарская компания. На стыке веков она ушла с российского рынка, а "Антон Чехов" был продан на ту же Волгу.
Что же увидят туристы, путешествуя по самой многоводной реке России? Бесспорно, красоту природы. Музеи. Посёлки по берегам реки, в том числе и Туруханск. И, конечно, гостеприимных сибиряков.
Ну посмотрим, как у волжан пойдёт этот процесс.
Время от времени я бываю в Туруханске. И каждый раз не знаю, чем тут заняться. Какое-то время можно бродить по его улицам, "любуясь" убогой архитектурой, брошенными домами и общим запустением. Летом можно посидеть на берегу Енисея. Рыбалкой и охотой я не увлекаюсь, так что это не для меня.
Однако есть светлое место и в этой серости - Свято-Троицкий монастырь, основанный ещё в 1660 году иеромонахом Тихоном по указу царя Алексея Михайловича. А в 1670 году сюда из Мангазеи были перевезены мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского. Паломники и сегодня едут в Туруханск, чтобы поклониться им.
Ну а что весна? Весна сюда в конце марта, когда я там побывал, едва-едва приходит. Проталин ещё нет, но сосульки появились. Время от времени с крыш скатываются тонны мокрого снега. Прошедшей зимой его навалило здесь огромное количество.
Тротуары скорее похоже на тоннели. По дорогам постоянно ездит снегоуборочная техника. Снег разгребают, но не вывозят. К лету сам растает. И вправду, зачем жечь лишнее топливо, которое сюда завозится с таким огромным трудом? Своего-то нет...
Виталий ИВАНОВ.
Фото автора.
Туруханск.
Николай
08.04.2020 17:49
Сосед катался на микроавтобусе до Бора по зимнику- это вообще жесть. Когда были морозы 600 км преодолел за 14 часов, а недавно ездил, дорога туда и обратно заняла 5 !!!!суток, постоянно в паре с другой машиной вытягивал из колеи.
Билет на машине- 3000 рублей, авиацией- около десятки. На дороге куча постов, даже тугунов не провезешь.
Войдите, чтобы пожаловаться