Красноярск не стал "точкой входа" в Арктику

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

08.12.2019 16:41
0

Читать все комментарии

233

Вспомнилась статья Нины Селиной "Путин мечтает увидеть плато Путорана", опубликованная в "Красноярским рабочим" в апреле 2016 года - после форума Общероссийского народного фронта в Йошкар-Оле, на котором зашла речь об уникальной природной жемчужине Таймыра.

Активисты ОНФ назвали президента "единственным представителем власти, который показывает всей стране любовь к внутреннему туризму" и напомнили о недавно вышедшем на большой экран фильме "Территория", съёмки которого велись на севере Красноярского края - на плато Путорана.

- Кто из сидящих в зале что-то знает об этом месте, как туда проехать, что там посмотреть? Информации очень мало, - спросила и сама же ответила туроператор из Тюменской области Ирина Кандигарова.

Она попросила Владимира Путина дать "домашнее задание" губернаторам, главам муниципалитетов, мэрам городов - подготовить видеоинфомацию, фотоматериалы своих территорий и интенсивнее продвигать их в СМИ.

Президент не оставил это предложение без ответа, заявив, что третий год собирается поехать именно на плато Путорана. Отметил он и другие сибирские территории, привлекательные для людей.

- Нужно только создавать условия, - добавил он, - потому что просто так пригласить куда-нибудь, на какое-то озеро, до которого не дойти, не долететь, не доехать, и показать картинки, что там красиво, - этого недостаточно. Нужно, чтобы люди смогли туда добраться комфортно и могли провести там время, пользуясь современными благами цивилизации.

Далее речь в статье пошла о том, что именно плато Путорана менее всего приспособлено для массового паломничества, так что для простого смертного желание повидать сказочные красоты страны гор, озёр и водопадов так и останется несбыточной мечтой.

Ещё одна публикация - Фёдора Татарского "Из Хатанги - на Северный полюс" - появилась в "Красноярском рабочем" в июле сего года. В отличие от статьи Селиной, она полна оптимизма.

"Полюсному туризму на Таймыре быть! - утверждает автор. - Такое уже случалось в истории красноярского Заполярья. Первые интуристы вылетели из Хатанги на Северный полюс в 1994 году. 25 лет назад..."

А началось всё с инициативы французского предпринимателя Бернара Бьюига, который нашёл в Хатанге полное взаимопонимание и поддержку местных властей. А если говорить более конкретно, то надёжной опорой ему стал тогдашний глава Хатангского района Николай Фокин.

Кстати, в том же 1994 году Николай Андреевич зарегистрировал на Полюсе первое (и единственное) бракосочетание иностранной пары. И это было не единственным пополнением знаменитой Книги рекордов Гиннесса. Тут и футбольный турнир в составе 16 команд, и парашютные прыжки, и фестиваль воздушных шаров...

А преамбулой громких рекордов была неприметная организаторская работа. В частности, по обустройству лагеря "Борнео" неподалёку от полюса. Уже отсюда туристы достигали высочайшую точку планеты то на лыжах, то на собачьих упряжках, или на вертолёте.

Временами на стыках рейсов пятиэтажная гостиница Хатанги не могла вместить всех прибывших в посёлок путешественников. Размещались, как могли. Кое-кому приходилось спать прямо на полу в широких холлах - на матрасах и в спальных мешках, однако желающих повидать Арктику данное обстоятельство мало смущало.

"В то время, - поведал в своей статье Татарский, - любой европеец, побывавший на Полюсе, становился у себя на родине музейным экспонатом. Не говоря уже о малайцах и эквадорцах - эти тоже отметились. Начало 90-х почти для всей российской Арктики оказалось разрушительным, и полюсной туризм позволил Хатанге несколько лет поддерживать остатки былой роскоши..."

Так что не случайно сообщение ТАСС о том, что в 2020 году могут состояться первые туры из Хатанги на Северный полюс, с таким энтузиазмом было встречено автором статьи. Да и не им одним. В Хатанге до сих пор многие помнят француза Бернара - "того лысого мужика, который всю зиму без шапки ходил" и который Музей мамонта создал.

Вот только порадоваться долгожданной весточке не довелось сподвижнику основателя полюсного туризма - Николаю Андреевичу Фокину, который не так давно в ранге депутата Законодательного Собрания Красноярского края на 71-м году жизни ушел в мир иной...

На состоявшемся в августе 2019 года в Санкт-Петербурге конгрессе "Арктика - территория объединения компетенций" отмечалось, что сейчас арктический туризм во всём мире выходит на пик популярности. И пик этот подпирается довольно серьёзными причинами.

Первая - это индустриализация и развитие городов. По данным Всемирной туристской организации, большинство путешественников, а их счёт пошёл на миллиарды (!), это жители мегаполисов. И у этих горожан есть острая потребность перезагрузиться, сменить обстановку и картинку. Арктика обеспечивает такую возможность как никакая другая территория.

Вторая причина - это современная мода на экологичность, аутентичность и экзотику. Её, в свою очередь, подпитывает сэлфи-туризм. Люди хотят побывать там, где побывали их друзья или популярные персоны, а социальные сети и сарафанное радио ещё больше способствуют этому желанию. Ведь, согласитесь, для некоторых туристов возможность сделать фотографию на фоне знака "Осторожно, белый медведь!" уже самодостаточная цель путешествия.

Третья составляющая - это приход крупных игроков в лице международных круизных компаний. Почувствовав тренд, они моментально стали разрабатывать арктическое направление в Норвегии, на Аляске и, конечно, русской Арктике. Все эти причины переплетаются, подпитывают друг друга и создают своеобразный кумулятивный эффект.

Помимо традиционного интереса к Арктике со стороны жителей Западной Европы также отмечается значительный рост числа обеспеченных туристов из Китая и даже Индии. Туристы из Поднебесной, в частности, "на ура" принимают два продвигаемых россиянами бренда. Это - "Глоток свежего воздуха" - то, о чём мечтает большинство жителей китайских мегаполисов, и - "Северное сияние", увидеть которое считается там хорошей приметой.

Те российские территории, которые первыми осознали всю выгоду арктического туризма (например, Мурманская и Архангельская области), уже получают первые дивиденды. Или возьмём Шпицберген. В своём статистическом отчёте за 2016 год власти архипелага заявили, что индустрия туризма с выручкой в 5 миллиардов рублей вышла там на первое место, сместив добычу угля.

И разве это единичный пример? Взять ту же Испанию, которая по показателю валового внутреннего продукта (ВВП) уверенно теснит Россию. Туризм там обеспечивает примерно 11 процентов ВВП страны, 1,6 миллиона рабочих мест, стимулирует строительство, частично покрывает дефицит внешней торговли. В то время, как главная движущая сила промышленного развития страны, которой является сектор телекоммуникаций и информационных технологий, обеспечивает лишь 8 процентов ВВП.

И если в 1975 году на промышленность, строительство и сельское хозяйство в Испании приходилось 60 процентов ВВП, а на сферу услуг - 39,6, то в 2003-м на сферу услуг пришлось уже 67 процентов, а на прочие - 30 процентов.

И такая тенденция роста этой сферы прослеживается во всём мире. Мировая индустрия туризма состоит из широкого спектра услуг, начиная от отелей и гостиниц, курортов, казино, поездов, автобусов, самолётов, круизных лайнеров и заканчивая туроператорами и онлайн сервисами бронирования.

Согласно сведениям ООН и Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2015 году количество туристов составило больше 1,1 миллиарда человек. Более того, глобальная индустрия туризма поддерживает свыше 105 миллионов рабочих мест и приносит около 2,4 триллиона доларов в год ВВП.

Но вернёмся к полярному туризму. И тут он помогает решать вопрос занятости. Это сервис, гостиничный бизнес, инфраструктура... А применительно к малым народам Севера - ещё и серьёзная помощь для сохранения традиций промыслов.

Просто нужно научиться себя грамотно позиционировать. Здесь очень много зависит от местных властей. Даже не региональных, а муниципальных. Что мешает им начать с элементарного - создания сайта и календаря событий? В эпоху Интернета, развития социальных сетей это будет работать.

Кстати, уже проведены форумы "Доступная Арктика" в Ненецком автономном округе и Республике Коми с привлечением крупных отечественных туроператоров. В результате, были созданы пакеты "Уикенд в Арктике" или "Чумовые выходные" (от слова "чум"). И оказалось, что Арктика совсем рядом. До Нарьян-Мара из Москвы можно долететь за два с половиной часа и прекрасно провести там два насыщенных выходных дня.

Очень перспективным также обещает стать подбренд "Русский Север". Особенно применительно к круизам по северным рекам. А если их обеспечить судами река-море, то вариантов становится ещё больше.

На конгрессе Санкт-Петербург был назван "точкой входа в русскую Арктику". Он, действительно, является главным туристическим магнитом России, чему немало способствует и грамотная политика властей города. И у него есть потенциал не только для собственного продвижения, но и для превращения в идеальный долгоиграющий продукт по схеме: Санкт-Петербург - Северо-Запад - Арктика.

Турист приехал сюда один раз и понял, что здесь рядом Русский Север, а в следующий раз он через Петербург поедет уже в Арктику. Многократно приезжающий путешественник - это как постоянный клиент хорошего ресторана. Здесь есть все возможности, чтобы подобная цепочка сложилась, а выгодоприобретателями будут все её участники.

А теперь вопрос: "Что мешает тому же Красноярску стать "точкой входа в сибирскую Арктику?" Получить ответ на него хотелось бы от властей как краевого центра, так и края.

Пока же в число лучших туристических городов страны из года в год входят Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь, Новосибирск, Владивосток, Нижний Новгород, Самара.

Список, конечно, не полный, но Красноярск не попадает даже в двадцатку.

Теодор ШЕВЧЕНКО.

Красноярск.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", обменивайтесь впечатлениями о прочитанном и увиденном!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры