Отчего грустит крестьянин
Вместе с бывшим главой Уярского района, а ныне фермером из села Новопятницкого Анатолием Карабариным, мы побывали недавно в Абанском районе.
Цель поездки у Анатолия Николаевича - поднабраться опыта, поговорить с коллегами за жизнь, узнать, что им мешает работать лучше.
Откровенный разговор состоялся в рабочем кабинете генерального директора ООО "Мана" Александра Дядичкина. В нём приняли участие председатель СПК "Усольский" Максим Тихоненко, совладелец ООО "Родник" Виктор Майдуков и глава крестьянско-фермерского хозяйства Дмитрий Халбеков.
Мужики сидели за одним столом, что называется, глаза в глаза, поэтому о своих проблемах говорили без утайки.
- Сейчас идёт посевная,- начал разговор Максим Тихоненко.- Это очень затратное мероприятие. Как правило, своих средств на него не хватает, и поэтому нужны заёмные деньги. Куда податься крестьянину? Правильно, в один из многочисленных банков за кредитом. Но прошли те времена, когда деньги давали быстро, порой всего за пару недель. Сейчас нужно распоряжение из Москвы - из центрального офиса. Вот и получается, что деньги просишь весной, а они приходят в лучшем случае осенью. А зачастую мы получаем полный отлуп.
- Это ещё не вся беда,- заявил Александр Дядичкин.- Для получения кредита нужна залоговая база. Она у нас в хозяйстве есть, но банкиры почему-то трактор "Челенджер", который стоит 12 миллионов рублей, оценивают всего в 5 миллионов. И так во всех хозяйствах, коллеги не дадут соврать.
- Мне приходилось бывать за границей, в частности в Канаде, там фермеров, в отличие от нас, холят и лелеют,- заметил Дмитрий Халбеков.- Солярка для них стоит гораздо дешевле, чем для других потребителей, а банковский кредит наши канадские коллеги берут всего под полтора процента годовых. А самое главное, фермеры загодя, с весны, знают, за сколько продадут осенью выращенный урожай. А у нас цена на зерно - как качели, никогда не угадаешь, какой она будет после уборки урожая.
- Хуже того, даже на территории нашего края стоимость тонны зерна разнится на несколько тысяч рублей,- продолжил разговор Максим Тихоненко.- В Ужурском районе, к примеру, хозяйства продавали зерно по 11 тысяч рублей и более, а у нас, в подтаёжных районах, с осени цена на "продоволку" едва превышала 6 тысяч рублей, а весной перекупщики расщедрились и добавили за тонну ещё пару тысяч.
- Потому что они умные, а мы дураки,- не скрывал эмоций Александр Дядичкин.- У того же Сергея Толстикова есть тупик, где он загружает зерном целые эшелоны, потому и цену за хлеб получает весомую. А мы так и не удосужились построить в Канске свой тупик, поэтому даром отдаём перекупщикам 2-3 тысячи рублей за тонну зерна. Скажу больше, там можно построить на паях свой завод по выпуску рапсового масла, иметь с него хороший доход и ценный жмых на корм скоту. Но где свободные деньги взять, если их на обычные крестьянские нужды не хватает?
- Инвестиционные проекты - дело рискованное,- добавил Виктор Майдуков.- У нас в прошлом году один мужик решил разбогатеть на продаже сена. На кредитные деньги купил косилку, пресс-подборщик и семена многолетних трав. К осени поставил в поле сотни тюков сена, которые по сей день стоят там, поскольку почти не осталось бурёнок на личных подворьях, а крупные хозяйства сами заготавливают корма. Думать и думать нужно, прежде чем один раз отрезать. Я так понимаю.
- А как у вас с кадрами? - обозначил жгучую проблему Анатолий Карабарин.
- У нас под боком большое село Устьянск, а животноводов на комплекс приходится возить даже из соседнего Иланского района,- горько усмехнулся Максим Тихоненко.
- А мы находимся в паре километров от райцентра, казалось бы, с кадрами проблем быть не должно, но найти доброго тракториста или животновода тоже большая проблема,- поддержал Александр Дядичкин.- Думаю, через десяток лет нам по примеру Павла Грудинина из подмосковного совхоза имени Ленина придётся ставить на фермы роботов, чтобы они коров доили вместо доярок.
- Наше хозяйство по масштабам много меньше, чем у Максима и Александра, но проблема с кадрами так же остра,- сказал Виктор Майдуков.- Мало того, что работников не хватает, они ещё и как профессионалы - никудышные. Один такой недавно мостик на Вознесенку проехать не смог, разбил крыло на своей машине, а трактор просит, чтобы я ему дал. Да он его или разобьёт вскорости, или человека придавит. В общем, отказал я ему.
- А как вы смотрите на планирование отрасли? - продолжал "пытать" своих коллег Анатолий Карабарин.- Это ж было здорово, если бы вы заранее знали цену на свою продукцию.
- Так-то оно так,- согласились собравшиеся.- Но решить эту проблему могут только в Москве. Пока же нашим партнёрам дана большая вольница, они нам продают свою продукцию по рыночной цене, а мы, производители социально значимых продуктов питания, вынуждены продавать за столько, сколько положит государство или перекупщики. Господдержка лишь частично возвращает нам утраченную выгоду. Пока так будет продолжаться, вряд ли мы, особенно живущие вдали от Красноярска, будем жить хорошо.
На этой пессимистичной ноте и закончился разговор. После этого сначала Александр Дядичкин, а затем Максим Тихоненко показали нам свои животноводческие комплексы. Скажу честно, после увиденного в Абане и Устьянске упавшее настроение поднялось на несколько планок. Ведь мужики делом доказали, что могут успешно работать даже при малых деньгах.
Невольно подумалось: а если б родное государство было щедрее по отношению к своим кормильцам? Даже сложно вообразить, сколько вкусных и полезных продуктов появилось бы на столах россиян.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Абанский район.
Гость (премодерация)
Войти