13 февраля исполняется 125-лет со дня рождения художницы Ксении Матвеевой

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

12.02.2019 17:32
0

Читать все комментарии

1072

В истории Красноярска дореволюционного и советского периодов не было художника с такой необычной родословной, благородным воспитанием и в то же время -- тяжелейшими жизненными испытаниями.

Очень многое перенесла эта хрупкая на вид, но никогда не терявшая самообладание женщина, надолго не оставлявшая мольберта. Последние несколько лет жизни она никому не навязывала своё присутствие.

При этом, как отмечала Наталья Кончаловская, внучка В. И. Сурикова, приехавшая в Красноярск и побывавшая у Ксении Иннокентьевны, она удивительно хорошо сохранила юношескую бодрость духа, ясность и живость мысли.

Ксения Матвеева родилась пятью годами позже, когда в Красноярске её родители Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна Матвеевы открыли (поначалу в своём доме) городской музей и лично несли все расходы по его содержанию до 1895 года.

За три года до этого Юлия Петровна пожертвовала на строительство его здания 25 000 рублей. Супруги передали в музей большое количество книг, ценных произведений искусства, старинных предметов.

Здесь же находилась картина В. И. Сурикова "Милосердный самаритянин" (1874), подаренная молодым художником своему покровителю золотопромышленнику П. И. Кузнецову, принадлежавшая Юлии Петровне.
Дружеские отношения Сурикова с Кузнецовыми, а Юлия Петровна была дочерью золотопромышленника, продолжались несколько десятилетий.

Ксения Матвеева, как отмечали её дочери, после окончания гимназии в 1912 году поехала поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для этого ей нужно было владеть элементарными знаниями и навыками по рисованию.

Должно быть, Василий Иванович Суриков посоветовал ей посещать студию художника В. Н. Мешкова, с которым он был в добрых отношениях и даже позволил ему в 1912 году сделать свой портрет углем. Потом решительная сибирячка выбирала сама студии.

В 1914 году Ксения Матвеева поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и занималась в фигурном классе у художника-передвижника Н. А. Касаткина.

Он считается первым художником русского пролетариата, продолжавшим лучшие традиции демократического передвижничества. Известными его произведениями являются "Сбор угля бедными на отработанной шахте" и этюд "Шахтёр", созданные в 1894 году, то есть, в год рождения Ксении.

Касаткин был человеком своеобразным, его даже назвали "толстовцем на государственной службе". К слову сказать, Л. Н. Толстой посещал его мастерскую. Так вот, Касаткин был очень придирчив к некоторым ученикам, но к Ксении Матвеевой относился доброжелательно.

Революция 1917 года заставила её прервать обучение в Москве. В августе Николай Алексеевич написал ей письмо, в котором сожалел, что его ученица приняла решение оставить занятия в училище. Он сообщал, что она переведена в натурный класс и следует написать заявление о годовом отпуске.

"Вас преподаватели знают как талантливую и усердно работающую ученицу и сделают для Вас всё", -- писал Касаткин. Далее он изложил ей рекомендации, как следует работать, чтобы достичь совершенства: рисовать всё, что возникает перед глазами, искать красоту всюду. Форма, цвет, настроение -- всё должно быть отмечено.
 
Ксения Матвеева приняла участие в выставке, посвящённой памяти В. И. Сурикова, прошедшей в Красноярске в марте 1917 года, представив на ней одиннадцать этюдов и эскизов и один натюрморт.

В этом же году возникло Красноярское общество художников, членом которого она стала наравне мастерами намного старше её по возрасту и, пожалуй, была единственной дамой в сугубо мужском окружении.

Октябрьские события были потрясением. Она понимала, что может ожидать её и приняла решение пойти работать в гимназию учителем рисования. Но гимназии были закрыты как буржуазные учебные заведения. И всё же с началом советских преобразований Матвеева занималась педагогической деятельностью, и не одно десятилетие.

После смерти матери Ксения вышла замуж, и уже в двадцатые годы ей приходилось уделять время воспитанию двух дочерей.

Те ценности, которыми жили её родители в прежние времена, она унаследовала и по своему продолжала их доносить до людей. То, что было связано с трёхвековым прошлым Красноярска, попыталась передать в 1921 году в работе "Приезд воеводы".

В этом было, возможно, что-то от грандиозных суриковских композиций, посвящённых героям и событиям семнадцатого века. Работа экспонировалась на выставке во время проведения съезда Советов, а затем была приобретена музеем Приенисейского края.

Отвечая запросам времени, в тридцатые годы она обращалась к трудовой тематике в произведении "Возвращение рабочих с затона". Но старина прочно вошла в мысли художницы, а потому родились и "Красный обоз", и "Биржа извозчиков".

К 100-летию со дня рождения В. И. Сурикова Ксения Матвеева создала картину "Старый Красноярск". Это был своего рода живописный отзвук на его полотно "Взятие снежного городка".

В тридцать восьмом году новое потрясение -- арест мужа. Брали после продолжительного обыска ночью в доме, изъяли почему-то учебник немецкого языка и издание "Лувр" на французском. Отбывал он наказание по статье 58-10 в бухте Находка.

Время как будто бы проверяло женщину, причём беспощадно, на стойкость и выносливость. Доставалось ей в годы Великой Отечественной войны. Старшая дочь Ирина ушла на восточный фронт, муж всё ещё был где-то в тех же краях.

Голодно, холодно. Дров, чтобы отапливать печь в доме не было, разобрали забор, сарай, тротуар, дверь. От Союза художников нужно было выезжать на различные хозяйственные работы и летом, и в более холодное время, оказалась даже на лесоповале.

Приходилось много времени уделять агитационным изданиям, выпускать плакаты, открытки. Так рождались "Разгром фашистов под Москвой" и "Всё для фронта, всё для победы".

Дочь Ольга вспоминала, что Ксению Иннокентьевну кто-то порекомендовал хирургу Войно-Ясенецкому для выполнения иллюстраций к его изданию по гнойной медицине. Много приходилось рисовать заказных портретов вождей.

В эти же годы по заданию крайкома партии она выезжала в Шушенское, писала дом, где жил во время ссылки В. И. Ленин. Потом долго работала над картиной "Обыск у Ленина в Шушенском".

В 1948 году к 100-летию со дня рождения В. И. Сурикова Ксения Матвеева создала картину "Старый Красноярск". Это был своего рода живописный отзвук на его полотно "Взятие снежного городка", созданное в Красноярске в 1890 году.

Ксения Иннокентьевна предоставила красноярцам возможность погрузиться в зимние забавы горожан прошлого столетия, происходившие на высоком берегу Енисея. Возвращаясь к прошлому, она доносила до зрителей то, что было для неё особенно дорого.

Пятидесятые годы оказались совсем другими по масштабам художественной жизни, параметрам и тонусу. В начале десятилетия в Красноярск приехала дочь Сурикова Ольга Васильевна со своим мужем художником П. Кончаловским. В марте 1957 года состоялся первый Всесоюзный съезд советских художников. Матвеева, конечно, в нём не участвовала, но летом побывала в Китае.

Шестидесятые годы с их ударными стройками и рапортами XXII съезду были уже не в её "мажоре". Свою усадьбу, стоявшую на земле, она обозначила "историческим местом", деревянный дом -- "экспонатом №1", и он ей уже виделся "жилищем пещерной бабушки". И даже если эта шутливая инструкция предназначалась для внуков, в ней сохранялся "музейный" дух, присущий её внутреннему миру.

Она всё больше жила прошлым и оживлялась, когда к ней приходили неравнодушные знакомые, среди которых были соседи по улице супруги Гительзон. Иосиф Исаевич, учёный-биофизик, вернувшись из поездки в Полинезию, передал ей экзотические подарки, эмоциональный отклик этому стал натюрморт "Полинезийский мотив" (1962 год, собственность Гительзон).

В эти годы она создавала только натюрморты с садовыми, полевыми цветами или хвойными букетами. "Юбилейный натюрморт" 1964 года передает её чувства и мысли от общения с навестившими её художниками.

После юбилея прошло всего три года дарованной ей жизни. Кроме творчества она почти всё время занималась педагогической деятельностью. Её учениками в Красноярской рисовальной школе имени В. И. Сурикова были Андрей Поздеев и Юрий Худоногов.

Произведения Ксении Иннокентьевны Матвеевой есть в музеях Красноярска и Шушенского. Своим вкладом в культуру города и края она продолжила благое дело семьи Кузнецовых.

Любовь ШАПОВАЛОВА,

искусствовед.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры