Человек, запечатлевший красоту Севера

Светлой памяти художника Язепа Мажулиса

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

22.09.2021 14:50
1

Читать все комментарии

2600

Мы познакомились 40 лет назад в полевом лагере гравиметрической партии, на одном из притоков Нижней Тунгуски. Это был высокий, статный парень с роскошной бородой, живший походами, рыбалкой, охотой -- интересный собеседник, вполне приветливый и благодушный человек, носящий несколько непривычное для слуха имя -- Язеп.

Язеп Доминикович Мажулис приехал в посёлок Бор Туруханского района во времена организации в нём геофизической экспедиции. Как стало известно в ходе общения, он -- сын художника, выросший близ леса, любивший лес, имевший реальные представления об этой стихии и навыки проживания в ней.

Один раз пройдя по маршруту, мы стали напарниками. Оба были молоды, полны здоровья и сил, и готовы месяцами мотаться по тайге, являя чудеса выносливости и упорства. А вдохновляла нас на то уникальная, чарующая взор природа Эвенкии.

В геологии у полевика, как у пехотинца на войне,-- минимум личных вещей: винтовка, нож, топор, рюкзак, спальник. Ну, может, ещё альбом с фотографиями. Язеп же всюду возил с собой мощный, окованный железом ларь, в котором находился довольно необычный для лесовика набор предметов: коллекция значков и старинных воинских наград, самоучители игры на музыкальных инструментах, комплект масляных красок, карандашные зарисовки и много чего ещё интересного.

Позже я оценил полезность данного багажа, поскольку благодаря ему интерьер лесных избушек преображался, и во время отдыха в них чувствовалось что-то "домашнее", что-то от далёкой цивилизации.

Помимо всего в скарбе моего товарища наличествовала гитара, которую, помнится, было крайне неудобно носить с собой во время многокилометровых переходов по горельникам и бурелому. Что ему, что мне удавалось толком сыграть на ней едва ли пару песен, но как можно в тайге без гитары!

Вспоминая о Язепе, важным его качеством надо назвать надёжность: в какую бы ситуацию ни приходилось нам попадать, я был уверен в нём как в себе, а это многое значит для людей, скитающихся по просторам дикой тайги. Немыслимо представить, ведь ходили без карт по местности, не тронутой ни профилями, ни охотничьими путиками, на десятки километров не отмеченной ни единым, пусть малым, признаком человеческого пребывания...

Вплоть до конца 80-х Язеп работал штатным охотником. В те же годы привёз из Тутончан красавицу жену, своими руками построил в Бору дом. Примерно с этого времени товарищ начал плотно заниматься масляной живописью, итогом чего стали несколько полномасштабных выставок. Благодаря особой своей энергии Язеп приобщил к занятию пейзажной живописью других местных художников, ранее бравшихся за кисть от случая к случаю.

Тогдашние его полотна отражали прежде всего быт промысловика: засыпанные снегом зимовья, стоянки у костра, поросшие лиственницами угрюмые панорамы Севера, таёжные реки, курумники. Особой темой картин были медведи, резвящиеся в отсутствие человека подле зимовий и лабазов.

В начале 2000-х Язеп проникся техникой импрессионистов, их оригинальной манерой письма. С этой поры в его палитре зазвучали "весёлые" тона, а работы представляли собой оптимистичные, жизнеутверждающие сюжеты, наполненные солнечным светом, пронзительно-яркой зеленью пойменных лугов и невообразимой раскраской мхов заполярной тундры. И, конечно же, в работах мастера присутствовал могучий Енисей -- то величественно-спокойный, то неистовый в проявлении необузданного нрава.

Важным свойством картин Язепа является их искренность. Каждое из полотен -- это правдивое повествование человека, занимавшегося промысловой охотой, прошедшего трудными тропами тайги. К другим их достоинствам надо отнести новации в использовании мастихина: от щедрых, пастозных "шлепков" белил до тонких и прозрачных мазков, накладываемых либо мягко, послойно, либо -- рваных, идущих "напродир" поверх красочного слоя. Различные приёмы и находки позволяли художнику добиваться объёмности и глубины изображаемого пространства, вывести его за пределы плоскости холста, сделав живым, осязаемым.

Как и во всём, в рисовании Язеп старался идти собственным путём. По его мнению, неукоснительное следование догмам той или иной школы существенно ограничивает свободу художника, лишает его возможности максимально самореализоваться, проявить индивидуальность. Он считал недостойным копирование чужих методов письма: всё в его картинах было истинно своим, авторским, идущим от таланта, наработанным долгими годами труда, терпением, самоотдачей.

С 2000-х годов Язеп неоднократно становился лауреатом краевых выставок и фестивалей. Несправедливым будет считать его художником только борским или туруханским, ибо знают о нашем Мажулисе далеко за пределами края, а отдельные его полотна с успехом выставлялись за рубежом.

Можно немало рассказывать об этом живописце, но куда лучше говорят о нём сами его картины, имеющиеся в местных музеях, украшающих офисы самых разных учреждений.

Летом текущего года Язеп Мажулис ушёл из жизни. Как ни казённо звучит, но это действительно был уход художника в расцвете творческих сил. Он был полон созидательной энергии, исканий и замыслов, и, конечно же, воплотил бы задуманное, и трудился бы далее столь же увлечённо, как все предшествующие годы, однако судьба предопределила свой исход.

Время неумолимо и скоротечно: увядают и осыпаются лепестки вчера ещё благоухавших бутонов, стареют и умирают люди, блекнут и исчезают дивные ландшафты. И только искусство способно сохранить лучшие явления нашей жизни, воспроизводя прекрасные, мимолётные её мгновения, наполняя зрителя удивительными ощущениями.

Пройдёт много лет, канут в небытие имена сегодняшних политиков и поп-звёзд, и наши правнуки будут с интересом рассматривать полотна простого художника из таёжного посёлка Красноярского края, открывая для себя пейзаж заповедных уголков необъятной Сибири, восторгаясь благолепием земли, что зовём мы словом "Родина".

И ещё останется с нами благодарная память о человеке, некогда рассказавшем в красках о неповторимой красоте Севера, о богатстве и суровом величии необыкновенной его природы.

п. Бор,

Туруханский район.

Комментарии (1)

Отклики в Дзене (канал Красноярский рабочий)

Анна Золотова: «Спасибо за статью. Не знала, что его уже нет... Я выросла в той экспедиции. Жили неподалеку. Как-то с мамой ходили к Язепу, смотрели его теплицу на бане».

ДМП70: «Очень поэтичная статья, возникает образ художника, впитавшего и отразившего всю красоту своей малой родины».

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры