Бывший редактор Пётр Говорков вспоминает о работе в газете "Красный Партизан"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.09.2022 15:57
0

Читать все комментарии

3453

Большое видится на расстоянии. Три слова - истина, не требующая доказательств. Не исключение из этого правила и моя трудовая биография.

Давно обратил внимание: чем дальше в прошлое уходит всё, что связано с партизанской районной газетой "Красный партизан", тем больше в памяти всплывает деталей, связанных между собой, но претендующих на какую-то свою значимость. А всё объясняется просто. Редакция "Красного партизана" - это вся моя трудовая деятельность, вся моя жизнь.

Как начиналось? После службы в рядах Советской армии недолго проработал в Партизанском хлебоприёмном предприятии. В феврале 1971 года мне предложили попробовать себя в качестве фотокорреспондента районной газеты. Хорошо помню свою первую командировку. По расстоянию недалеко - в соседний с райцентром колхоз имени Кирова. На первую полосу нужна была фотография ни много ни мало его председателя, депутата Верховного Совета РСФСР! Каково первое задание?!

Оставлю за скобками свои волнения и переживания. Виктор Васильевич Щербаков принял меня как подобает. Снимок сделали в рабочем кабинете без всяких проблем. Его интервью было уже готово, недоставало только фотографии.

Снимок рассматривали всей редакцией. По качеству он получился безупречным. Сделали замечание относительно положения рук на столе и отправили в печать. С этого дня меня приняли на работу в творческий коллектив. Такое вот начало.

Не могу не вспомнить своих первых редакторов. Людмила Вахрушева и Владимир Завилицкий активно помогали мне в творческих поисках. Замечали оригинальные находки, терпеливо объясняли разницу между просто фотографом и фотокорреспондентом, если возникала такая необходимость. Отдельные слова благодарности Петру Иосифовичу Бодрикову. Под его началом проработал до 1985 года.

Прислушивался к советам старших товарищей - корреспондентов, заведующих отделами, ответственного секретаря. Поясню, что ответственный секретарь - это вторая фигура в газете после редактора. По сути, он своего рода архитектор издания. Из газетных материалов формирует очередной выпуск. Если требуют обстоятельства, отправляет кого-то в срочную командировку. В том числе и фотокорреспондента.

В то время ответственным секретарём работал Владимир Штайц. Ранее он долгое время сотрудничал с газетой в качестве нештатного корреспондента, набрался журналистского опыта, плюс определённое стремление к творческой деятельности. Всё это позволило ему занять ответственный пост.

Владимир Карлович тщательно вычитывал поступающие материалы, при составлении очередного номера со знанием дела "дирижировал" ими. Занят был, что называется, от звонка до звонка, и временами даже больше. Газета выходила четырехполоской три раза в неделю - по вторникам, четвергам и субботам.

Как только позволяло время, Штайц любил пофилософствовать на разные темы. Плотного телосложения, уверенный в себе и своей правоте. Таким он мне запомнился. Одно его приветствие многого стоило: "Здравствуйте все сразу!"

В небольшом кабинете деревянного здания редакции, где размещался почти весь коллектив - заведующие отделами, корреспонденты, включая секретаря-машинистку Галину Бем, это звучало довольно весомо и убедительно. Кстати, к секретарю-машинистке стекались рукописные материалы, и она без устали стучала на электрической пишущей машинке.

Не стану называть в полном объёме должностные обязанности каждого, о ком пойдёт речь. Только отдельные черты, позволяющие нарисовать общую, правдивую картину.

Добавлю несколько слов об ответственном секретаре. Его необычное и в то же время точное приветствие я взял как ключевое при написании фантастического рассказа "Нетленка на четвёртую полосу". Да простит меня Владимир Карлович за такой плагиат. Для тех, кому интересно, рассказ размещён среди других подобных на сайте www.litnet.com.

Оставались вопросы, на которые в то время пытался получить ответ. Как мой выбор сочетается с детской романтической мечтой стать лётчиком? Как быть с тем, что после школы поступал в лётное училище, не прошёл медицинскую комиссию, предполагал поправить здоровье и повторить попытку?

Пришёл к заключению, что всё это в прошлом. Мечта разошлась с действительностью. Так бывает. Не суждено летать. Время упущено - и точка. А где-то внутри на генетическом уровне таилась подсказка: "Не робей, это твоё..."

Попробовал писать. Получилось. Отложил фотоаппарат и сел за пишущую машинку. Звучит коротко и просто, но за этим - огромная творческая работа. Нужно выбрать тему, найти соответствующего человека или круг людей, поговорить с каждым и так далее. Нюансов много.

Пытаясь всё разложить по полочкам, спросил опытного журналиста Владимира Леонтьева, как он работает. Выслушав меня, тот откровенно рассмеялся:

- А ты ещё и думаешь! Я просто сажусь за машинку и печатаю текст!

Правда, на этом наш диалог не закончился, и принёс он несомненную пользу. Один только факт, что рядом творит журналист высокого уровня, заряжал положительной энергией. А когда выходил в свет номер газеты с его очередной нетленкой, как он нескромно называл свои материалы, равнодушных среди нас не оставалось.

Заметный творческий след в нашем коллективе оставил Олег Пащенко. Талантливый журналист с первых материалов обратил на себя внимание читателей. Он занял должность ответственного секретаря. Сам писал много, часто ездил в творческие командировки. Его материалы отличались высоким профессионализмом.

Олегу Анатольевичу предрекали серьёзные успехи в журналистской, писательской, политической деятельности. Всё оправдалось. С него брали пример, внимали комментариям и наставлениям, учились журналистскому мастерству.

В моей творческой судьбе он также сыграл заметную роль. В июне 1983 года дал мне рекомендацию для вступления в Союз журналистов СССР. Так случилось, что мы одновременно в 1975 году поступили заочно на отделение журналистики Иркутского государственного университета и в 1981 году успешно его окончили.

Олег Пащенко переехал в краевой центр, работал в редакции газеты "Красноярский комсомолец", учредил "Красноярскую газету" и стал её бессменным редактором, несколько созывов избирался депутатом краевого Законодательного Собрания.

С теплотой вспоминаю творческое окружение, имена коллег, опытных и начинающих журналистов, с которыми работал над выпуском газеты. Это Любовь Шенина, Тамара Сысоева, Галина Стахеева, Николай Верведа, Феликс Митяев, Антонина Боголюбова, Валентина Квасцова, Светлана Кирман, Нина Семенкова, Ольга Семиренко, Римма Кубикова, Галина Григорьева, Людмила Владимирова. Людмила Леонасовна работает и в настоящее время. Всех не перечислишь. За долгие годы происходила некоторая ротация кадров. Одни вливались в коллектив, другие увольнялись.

В июне 1981 года в моей трудовой книжке появляется запись за подписью редактора Петра Бодрикова: "Назначен заместителем редактора газеты". Это означало, что позади определённый этап творческой деятельности, впереди - более ответственная работа.

Здесь, наверное, следует уточнить - начиная с первых опубликованных материалов, я придерживался темы военно-патриотического воспитания молодёжи. Одно время выпускал страничку "Патриот". Занимался общественной работой. Возглавлял комсомольскую организацию редакции. Комсомольские руководители отметили мою деятельность за активную работу по воспитанию молодёжи редакции и всего района. Награждён именным комсомольским билетом в честь юбилея ВЛКСМ.

В должностные обязанности заместителя редактора входило регулярное освещение партийной жизни района. Чтобы легче было писать на эту тему, коммунисты редакции избрали секретарём партийной организации. А через четыре года Пётр Иосифович ушёл на пенсию, и меня назначили редактором газеты "Красный партизан".

Да, действительно, большое видится на расстоянии, и довольно трудно выбрать из него самое существенное, самое важное. Вспоминаю, как в начале восьмидесятых ездил в Москву на семинар заместителей редакторов районных и городских газет. Побывал на Красной площади. Жаль, что не удалось посетить мавзолей В. И. Ленина.

Но я не об этом хочу сказать. Семинаристы выпускали свою газету - каждый из слушателей принимал в этом участие. Запланировали и мой материал. Я решил написать о нашем районе, о том, как у нас побывал Высоцкий. Дело в том, что Владимир Семёнович участвовал в съёмках фильма "Хозяин тайги", а фильм снимался на территории Манского и Партизанского районов.

Я отправился на Новодевичье кладбище, на могилу барда. Вокруг небольшой статуэтки Владимира с гитарой горели свечи, лежали живые цветы. Подходили и уходили почитатели его таланта. Побыл там, сделал снимок для газеты. Московское издание увидело свет с моим материалом. По возвращении опубликовал материал с фотоснимком и в нашей районной газете "Красный партизан".

К этому хочу добавить буквально несколько строк. На семинаре нам читали лекции на политические темы, отмечали важное значение средств массовой информации в воспитании советских людей, прогнозировали дальнейшее развитие технического обеспечения выпуска печатной продукции.

Особенно поразило последнее. Нам говорили, что в самое ближайшее время в этой сфере ожидается буквально прорыв. Набор и вёрстка газет в металле уйдут в прошлое. Эту архаику заменят электронно-вычислительные машины. Новая техника поступит в каждую редакцию. На ней будут работать специально обученные операторы, осуществляя набор и вёрстку. Техника займёт немного места. Всё будет выглядеть, как несколько шкафов от пола до потолка.

Прогноз оправдался на все сто, вот только компьютеры оказались значительно компактнее. Это была революция в печатном деле. Всё проходило на моих глазах и непосредственно при моём участии. Сказать, что легко к этому относился, поскольку безоговорочно поверил московским лекторам,- погрешить против истины.

Прогресс неминуемо повлечёт за собой закрытие устаревшей типографии и увольнение полиграфистов. А поскольку главный редактор газеты являлся по совместительству ещё и директором типографии, вся эта работа ляжет на его плечи. Назову имена наших полиграфистов, с которыми мы работали над выпуском газеты: Мария Некрасова, Мария Кирсанова, Галина Скрипченко, Сергей Низовцев, Виктор Романов и другие.

Конечно, для заместителя редактора революция в печатном деле казалась далёкой и во многом туманной перспективой. Но наступил 1985 год, Пётр Иосифович ушёл на заслуженный отдых, редактором назначен ваш покорный слуга. Стало быть, все проблемы, связанные с выпуском газеты, с грядущими переменами в печатном деле и не только, пришлось решать мне.

Но вернусь к нашим повседневным делам, оставив в покое своё отношение к грядущим переменам. Время всё расставило по своим местам. Я проработал редактором районной газеты ровно 26 лет, перешагнув начало пенсионного возраста. Своеобразный рекорд, если можно так выразиться, не только для нашего издания.

Всё это время газета выходила без срывов, регулярно поступая к читателям. Уверен, так было всегда, начиная с 1930 года. Не является исключением и настоящее время. Наша газета была, есть и будет не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором.

В заключение хочу пожелать коллективу редакции творческих успехов. А руководителям района - решить вопрос о присвоении одной из улиц райцентра имени газеты "Красный партизан". Историческая справедливость должна восторжествовать.

Пётр ГОВОРКОВ.

Партизанское.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры