Фотограф Александр Мищенко: "Главное  - не прозевать момент!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

12.08.2021 12:46
0

Читать все комментарии

2400

Саша Мищенко, Александр Васильевич, или дед, как его стали называть коллеги с той поры, как у него появились внучки, - это целая поэма в Красноярске и его необозримых окрестностях.

По профессии он фотограф или, как теперь говорят, фотохудожник, куда вкладывается много смыслов, но что можно обозначить одним очень ёмким словом  - Мастер. Кто бы и когда с ним ни встречался, - случайно или по делу, идя по проторённому пути или совершая прорыв в творчестве, открывая неведомый пласт земной или человеческой породы, - просто не мог в него не влюбиться.

Причём не столько в то, что Мищенко говорит, хотя, признаюсь, его сарказм поражает и очаровывает, сколько в то, что он делает. А лучше сказать  - вытворяет, беря в руки камеру и подключая свой вкус, дотошность, неизменное трудолюбие и выдавая на-гора блистательный результат. В чём вы сами можете убедиться, взглянув на его снимки.

Истоки и выбор пути

Поскольку каждый человек рождается от родителей, то и характер свой он наверняка получает от них же, совершенствуя его в силу желаний и способностей.

С превеликим трудом удалось мне вытянуть из Александра, что отец его Василий Павлович Мищенко в 1917 году 18-летним мальчишкой попал в революционную бучу с наганом в руках. Его загребли колчаковцы, от которых ему удалось сбежать к красным и попасть в Иркутске в ЧК, где его чуть не хлопнули свои.

"У меня больная жена, - рассказывал отец, - а через дорогу логово бандитов. Ну а я хожу в ЧК мимо них как по острию ножа".

Со своей второй женой Ириной Митрофановной Щербаковой, мамой Саши, отец встретился в городе Тулуне Иркутской области. В семье было четверо детей, старший  - от первой жены, остальные  - от того брака, где Александр был самым младшим.

Отец, несмотря на невероятные перипетии своей жизни, был человеком мощного духа. Например, мог, собрав котомку, пуститься пешком из Красноярска в Минусинск, где в профилактории для туберкулёзников работала его первая жена. Там вылечить приобретённую в революциях и войнах хворобу и дожить до 90 лет.

К своему призванию Александр Мищенко пришёл не сразу. Отучился четыре курса в политехническом институте, отлетал несколько лет бортпроводником в "Аэрофлоте". А потом вдруг бросил и институт, и заработки и взялся за сложное и трудоёмкое по тому времени дело  - искусство фотографии. Той самой, что запечатлевает уникальные, а порой потрясающие моменты из жизни людей и страны, передавая атмосферу эпох и память поколений.

И начал со спорта  - самой непредсказуемой и подчас неуловимой съёмки. В этом, помимо его собственного сильного характера, сыграла огромную роль его жена и тренер, Надежда Мищенко которую все в Красноярске знали как фотографа, радио- и телеведущую, а ещё и как судью международной категории. С ней-то он и прошёл свой путь познания и совершенствования, найдя в этой женщине любовь, понимание и поддержку всем своим замыслам и идеям.

С Сашей Мищенко я познакомилась, работая в театре Музкомедии, где он по просьбе главного режиссёра Юрия Гвоздикова снимал спектакли. Когда директор театра имени Пушкина Игорь Бейлин предложил сделать для них гастрольную газету, я сразу позвала для этой работы Мищенко, зная, что лучше его никто тогда не снимал театр. А Игорь Яковлевич, распознав способности Мищенко, тут же сделал всё, чтобы переманить его из Дворца спорта, где тот работал, в свой театр.

Помню случай, когда в Красноярск на гастроли приехал музыкальный театр из Караганды и попросил меня осветить их пребывание, не имея при этом фотографий. Мищенко был в то время загружен в театральной студии и семейными обстоятельствами, и я стала искать другого фотографа. Нашла. Он отснял спектакль, но из пачки снимков ни одного вразумительного не нашлось: то кадр не в фокусе, то композиция не выстроена, то неясен смысл.

На такси еду к Саше, показываю пачку брака. Он улыбнулся: "Этому спецу только надгробия снимать". И спас положение, включившись в дело.

...А теперь пусть сам Александр Мищенко расскажет несколько историй про свои съёмки и про то, какие трудности ему пришлось претерпевать, добывая заветный кадр.

Так прорастает кедр

 - Мы с фотографом Андреем Бурмистровым решили съездить в Ергаки, куда он не добирался, а я там бывал не раз. Загрузили палатки и вдвоём ломанулись. Доехали до Оленьей речки, что в 625 километрах от Красноярска, выгрузились. Поставили палатку, разожгли костёр, похлебали кондёр (суп, приготовленный на костре).

Я спрашиваю: "Андрюха, а ты видал, как кедр растёт?!" И тут рядом с палаткой мы вдруг обнаружили этот нарождающийся кедр. Там не было травы, только мелкий камень, а этот малыш пробился и растёт. И как не растоптали этот крошечный кедр, ума не приложу. Место бойкое.

Мы тут же устроили съёмочный павильон: поставили штативы, накрутили камеру и сняли это маленькое сибирское чудо.

Жарки и снежник

 - Снимал я для турбюро Манский порог. В одиночку шарашился: лез на горы, потом еле оттуда сползал. Мне вообще интересны мелкие съёмочные точки. Допустим, Саяны большие  - Ергаки маленькие. Именно там потрясает тектоника уникальных природных явлений: щёки, свалы. Туда от Оленьей речки только пешком можно дойти.

Абаканский художник Луканин нашёл эти шпилеобразные скалы-останцы. Ходил туда на эскизы и написал о Каменном городе  - про Буреломную ведьму и Коняковый мыс, назвав это "Легендой о Каменном городе в Саянах".

А я там пересадил метра на четыре ближе к снежнику куст жарков со здоровым куском грунта. Их было море, но поляны жарков в кадр со снежником никак не попадали. Пришлось немного позаниматься агрономией.

Брусника

 - Я прилетел в августе в Норильск и готов был отправиться по маршруту: Хатанга, Диксон и дальше. Мужики говорят: "Поехали с нами по бруснику". А на Севере брусника очень большая, и грибов море, хоть коси: огромные поляны подберёзовиков, подосиновиков!

И тут я увидел её  - ядрёную красивую! Говорю мужикам: "Мне ваши заготовки до лампочки: мне вот эта брусника нужна!" Запал я на неё и начал думать, как это сокровище снять. Пришёл и щёлкнул  - так только дурак делает. А кто всерьёз занимается макросъёмкой, осваивает место и готовит его.

Вот и мне пришлось убирать грязь и бычки, которых там было в изобилии: где наш человек прошёл, всё загажено до невероятности. Установил широкую камеру и единственное, что добавил для ощущения росы: чуть-чуть побрызгал водой из пульверизатора, который всегда беру с собой, когда снимаю природу.

Снегирь

 - Вышел я как-то зимой из дома, а они прилетели  - снегири и свиристели, что обычно в паре летают. В городе дичка маленькая, которую они смолачивают.

Я, увидев этих красавцев, камеру в руки и пошёл их пасти. Они же пугливые. Долго с ними пластаться погода не позволяла: градусов 30 с лишним было. А свиристелей не выпас: они оказались пугливее снегирей.

Но по весне я их снял, когда можно было долго выжидать. А так как это было у соседнего дома, пришлось с фоном покрутиться, чтобы не лезли в кадр окна и стены. Но когда кадр есть, фон  - дело техники.

Канюк обыкновенный с птенцами

 - С канюком целая история случилась. Я договорился с орнитологами, что они мне найдут гнездо канюка. А это урочище Ары-Мас, река Новая, самый северный лес планеты.

Прилетел в Хатангу, мне говорят: "На станции Ары-Мас мужики нашли канюка". Мы в лодку и ринулись туда, за 180 километров, с будущим доктором наук Мухтаром Наурузбаевым, царство ему небесное. На вертолёте никто ж тебя сейчас не повезёт: дорого.

Подъезжаем, канюка охраняет тоже орнитолог, который работал в Таймырском заповеднике. Он с женой сети проверяет, а их мальчоночка лет девяти бегает по краю высокого, метров пятнадцать, песчаного берега. И на наших глазах внезапно срывается вниз пласт песка вместе с ребёнком.

Три дня мы его искали, хотя бы тело найти: ничего. У родителей шоковое состояние, тут не до канюков. Но на лодке орнитолог с нами проплыл, показал гнездо, понимая, что мы столько километров пёрлись в Хатангу, потом до реки Новой и до Ары-Маса.

Связи в то время и раций не было. Они погрузились в лодку и уплыли, а у нас началась эпопея с канюком. Поставили скрадок (нечто вроде временной палатки), я захожу за него и сижу часами. Проходит день, два  - канюк не садится в гнездо, где четыре птенца. Мать кормит их на лету. А они орут и очень интересно гадят: струя из гнезда, как фонтан улетает.

Проходит пять дней: канюк не садится! Что делать? Я поехал на велосипеде до радиостанции, что включается как генератор: покрутишь ручку  - заработала. Вышли на связь с орнитологом Игорем Чупиным, кандидатом наук по птичьим хищникам. Я ору: "Андрей, почему канюк не садится в гнездо?" Он ржёт: "Вас сколько там человек, двое? А он, Саша, до четырёх считает".

И я вспомнил, что есть хищные птицы, которые считают и до девяти. Мы с Мухтаром поставили ещё один скрадок, я за него спрятался, а он под пологом прошёл к лодке и уплыл. Канюк понял, что нас нет, выждал четыре часа, сел на гнездо и принёс птенцам лемминга. Тут я его в кадр и поймал!

Долгане в праздничных парках

 - С оленеводом Петром Павловичем Михайловым я снимал краснозобую казарку, птичку-краснокнижницу. Он имел своих оленей, никогда не заходил в города и посёлки, не пил, потому не спился. Его вторая жена Елена  - кандидат наук, окончила Ленинградский институт народов Севера, вышла за него замуж, когда ему было под 70.

Мы приезжаем к нему, заходим, а он нам: "Ребята, извините, жрать нечего. Даже чаем угостить не могу". Мы из лодки берём сахар, соль, крупу, сухое молоко и выкладываем на стол. А мне от него нужна была не столько краснозобая казарка, сколько его парадная зимняя одежда.

На Елене, снятой вместе с мужем, пояс, сшитый в Якутии, говорят, в XVII веке, парку она сама сделала. С настоящей парки, которая создавалась столетия назад, копируется орнамент, который набирают вручную из шкуры или кожи. Одни делали пояса со шнурками, другие на шубе нашивали орнамент, призванный говорить об их роде и о том, чем этот род занимался. Такая кодированная биография. Потом туда пришёл бисер. Пояс, как и украшения, передавался по наследству.

Долгане  - помесь казаков и якутов  - появились на нашем севере тысячи лет назад. Мы с Петром Павловичем и его женой приплыли на реку Новая Рассоха, где у него зимняя стоянка, они достали парадную зимнюю одежду, я их в ней и снял в августе.

Художник Баженов

- В театре Пушкина ставили "Алису в Стране чудес" или другую сказку, и надо было для неё сделать рекламу. Я говорю: "Баженов, у нас есть голландский костюм или одежда времён старых голландских художников XVII -XVIII века?"

Он нашёл костюм какого-то голландского персонажа, шляпу, а вот из какого спектакля  - уже ни я, ни он не помним. И мы сняли картинку, а заодно и художника Баженова показали: уж он очень там хорош!

О самом главном

- В любой съёмке для меня важен момент наивысшего напряжения сил и чувств. Если снимаешь прыжки в высоту, то это миг полёта через планку. В борьбе  - захват и касание ковра. В художественной гимнастике то же, что и в балете  - прыжки.

Что сейчас творят девочки в художественной гимнастике и наши балерины, уму непостижимо! А в драме  - это и глаза, и мизансцена, и композиционное построение.

Чего я только не снимал в жизни! Мотался на севера для альбомов по Таймыру, Столбам, Туруханску, по добыче и обработке леса... И из всех своих поездок и исканий понял, что фундамент творчества всегда один: показать то, что можешь увидеть и почувствовать только ты.

Природу  - такой, какой её никто, кроме тебя, не увидел. В портрете  - открыть человека таким, какой он есть, обнаружив его истинное лицо, а не то, что выдаётся на публику. В театре моя сверхзадача  - снять спектакль таким, каким я его увидел и почувствовал, открыв то, что удивило или поразило меня в работе художника, в постановке режиссёра, в игре актёров.

Но бывали моменты, когда я не мог снимать: не хотел щелчком камеры разрушать атмосферу, которая рождалась на сцене. Кстати, Валерия Дьяконова я открыл после "Поминальной молитвы", которая шла в театре 11 лет, где он вдруг обнаружил в себе неведомые грани таланта и потом такие роли стал потрясающие играть!

А на спектакле "Последний срок" я плакал: так Катя Мокиенко играла эту умирающую старуху! Я ведь тогда жену похоронил, и это всё проникало в самую глубь моей души.

Главное для меня  - не прозевать момент: в природе, в искусстве, спорте и в самой жизни. Это может быть страшная трагедия или восторг счастья, необычная красота или уникальный талант.

И вдруг после мучительных поисков, трудов, расчётов, усталости, отчаянья тебе открывается истина. Как награда или как дар. Мы все её ищем, но найдя, не всегда умеем постичь.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры