Алексей Гуськов: "Не держите зрителей за дебилов"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.10.2018 15:22
0

Читать все комментарии

615

Всероссийская премьера комедии Евгения Шелякина "Вечная жизнь Александра Христофорова" состоится 18 октября, а перед этим событием в Красноярске побывал народный артист РФ, исполнитель главной роли и продюсер картины Алексей Гуськов, который не только устроил предварительный просмотр фильма, но и пообщался в Доме кино со зрителями.

Люди не хотят, чтобы их учили, тыкали носом. И я сам в последние годы, приходя в кинотеатр, задумывался: зачем же я всё-таки пришёл? С каких-то фильмов ухожу - скучно: не моя тема или не нравится, как это сделано, но на каких-то остаюсь.

КТО ЖЕ МОЙ ГЕРОЙ?

- Посчитал, сколько лет не был в Красноярске, - начал разговор Алексей Геннадьевич. - Выяснил, что это был 1981 год. 37 лет с таким удовольствием проехал, но тогда я был молод, мне вообще всё нравилось, а сейчас тем более. Я сделал картину "Вечная жизнь Александра Христофорова" и придумал себе своеобразный региональный тур. Мне интересно понять, кто же мой зритель? Кто вообще смотрит российское кино? Ведь за два последних года доверие к отечественному кино увеличилось на 12 процентов, а на 7 процентов упала посещаемость американских фильмов. С чем это связано? Пообщаться с кинотеатрами, где всё происходит, со зрителями. Человеческое общение гораздо лучше, нежели лайки накручивать.

Первым городом был Южно-Сахалинск - там я был 27 лет назад с одной из своих первых картин, "Волкодав", но тогда существовало киновидеообъединение, не было частных кинотеатров, всё планировалось министерством культуры. Мы вместе с режиссёром Михаилом Туманишвили объехали весь остров - Корсаков, Долинск, Холмск. Разруха была страшная. Сейчас Южно-Сахалинск совершенно другой город - туда прибывает уголь, газ, нефть. Замечательный кинозал на пятьсот с лишним мест с хорошим оборудованием, но киновидеообъединения остались, хотя несколько реструктурировались, однако работают прилично. Побывал на местном телевидении, где молоденькая ведущая в прямом эфире спросила, был ли я у них раньше? Узнав, что прилетал 27 лет назад, ответила, что родилась через год после того, как я уехал.

Мы позиционировали "Вечную жизнь Александра Христофорова" как семейное кино с возрастным ограничением "12+". Отзывы на сайтах кинотеатров о фильме читаю совершенно удивительные, что дорогого стоит. Таким образом, цель моего тура - посмотреть, как моё кино функционирует, если можно так сказать, в регионах, потому что ещё неизвестно, что в России является провинцией, а что - столицей. Для меня абсолютно ясно, что Москва и Санкт-Петербург - как два княжества, Монако и Люксембург, в Европе, мало имеющие отношения к самой России, огромной стране, живущей самостоятельной жизнью. И зритель очень отличается. Дальневосточный - один, в Уфе - совершенно иной. У каждого своя ментальность, природа юмора, восприятие.

Люди не хотят, чтобы их учили, тыкали носом. И я сам в последние годы, приходя в кинотеатр, задумывался: зачем же я всё-таки пришёл? С каких-то фильмов ухожу - скучно: не моя тема или не нравится, как это сделано, но на каких-то остаюсь. Остаюсь после тех фильмов, на которые в кинотеатр иду за мечтой, сказкой, волшебством. Вышло кино хорошего настроения. Мы научились делать блокбастеры типа "Движения вверх", снимаем артхаусное кино для фестивалей, но зритель за него не голосует. И здесь ничего не сделаешь, ведь условия проката таковы, что кинотеатрам надо выживать. Однако если зрителя всё время кормить фастфудом, то желудок испортится. Меня радует, что за последнее время такие фильмы, как "Зомбоящик" или "Каникулы президента", с треском провалились в прокате. Сочувствую своим коллегам-производителям, но постоянно говорю: не держите зрителей за дебилов. Таковыми зрителей делаете вы сами - сознательно, целенаправленно, не донося до них высокие образцы искусства. Нельзя слушать плохую музыку, смотреть плохие фильмы, читать плохие книги - вкус портится, но если ничего другого нет, что делать? Зритель сам разбирается, сам выбирает. Жаль, что поколение постарше из кинотеатров ушло, потому что в залах сегодня ржут и жрут. Но это уже вопросы воспитания.

Как в случае с мобильными телефонами, которые в театрах перед спектаклями настойчиво призывают отключать. В Москве есть один-единственный театр "Сатирикон", где никогда не звонит мобильный телефон. Константин Аркадьевич Райкин лично записал к зрителям тройное обращение. За десять минут до начала он говорит: "Дорогие зрители! Вы пришли в наш театр. Сегодня мы вам показываем спектакль. И звуки вашего мобильного устройства будут мешать прежде всего вам, а нам они будут мешать страшно. Будьте любезны, на время спектакля отключите ваши средства связи". Через пять минут звучит: "Это ещё раз я. Кто-то мог не слышать... Бывает... В основном к нам приходят интеллигентные люди, потому что признак интеллигентности - слышать другого человека с первого раза, но бывают и случайные. Случайные люди, пожалуйста, отключите средства мобильной связи, чтобы не мешать вам и работе артистов. Спасибо". Буквально за минуту до начала спектакля: "Это опять я вас беспокою... Интеллигенты, случайные отключили... Остались только дураки..." И ты видишь, что по залу проходит волна отключений.

НЕ ЛЮБЛЮ ПРОШЛОЕ

- В каких фильмах вам нравится сниматься больше всего?

- Во всех. Просто бывает период, когда деньги кончаются... Полтора года назад я собрал свою семью, хотя это трудно было сделать - у меня трое детей, и все бегают. Спрашиваю: "Вы счастливые люди? У вас отдельные квартиры, машины, вы работаете..." - "Да, папа, спасибо, а что ты хочешь сказать?" - "Скажу кратко. Я больше не хочу работать на унитаз. Можно, просто тупо не буду зарабатывать деньги? Не буду сниматься в сериалах? Можно, стану делать только то, что я хочу?" Разрешили не работать вообще. У меня начался совершенно золотой период жизни, чему я очень рад. Не люблю прошлое. Никогда не смотрю свои картины. Это случилось - и всё. Счастье - эфемерная вещь. У меня лежит история, которая снята в этом году. Закончу тур, выпущу картину, а дальше начнём монтировать, складывать, и на следующий год она выйдет. И опять это некая ироничная история. Хочу делать фильмы, которые нам помогают жить.

- Поступали ли вам предложения сняться без гонорара?

- Отношусь к этому нормально. Можно сняться и без денег, просто люди должны быть профессионалы, а не дилетанты, которым отказываю. Моя жизнь очень быстро летит. Как профи я открыт, и такие случаи бывали, но в 90 процентах из ста это была оскомина на зубах. Творчество - самостоятельно, как говорили мои мастера: в искусстве было всё, кроме нас. И это самое главное. Вопрос: зачем ты это делаешь? Если ты действительно без этого не можешь жить, что-то получится. А очень часто, к сожалению, приходят просто приобщиться. От идеи до воплощения - путь неблизкий. Было бескорыстное время, когда мы были молодыми, дружили, и Ваня Охлобыстин принёс в 1994 году повесть "Легенда о Мусорщике". Дальше стали писать сценарий. Картину выпустили в 2000-м.

- Как вы попали в актёры?

- Думаю, вы говорите с неправильным артистом, потому что в эту профессию идти я не собирался. Никогда. Учился в техническом вузе. Поэтому пришёл в актёрскую профессию чуть позже, сознательно. В моё время гремел Высоцкий, работали Эфрос, Ефремов, Товстоногов, Плучек. Это был праздник театра, не отравиться которым было невозможно. Учился у Виктора Павловича Монюкова, профессионального педагога и режиссёра, воспитавшего Николая Караченцова, Евгения Киндинова, Владимира Заманского. А ремесло давал Евгений Александрович Евстигнеев.

- Какую роль вы хотели бы сыграть?

- Такой роли нет. Ничего конкретно никогда не хотел сыграть - Короля Лира, Гамлета, дядю Ваню. А вот темы, которые меня беспокоят, - я за это брался. Года четыре назад купил книжку "Улыбнись нам, Господи, или Козлёнок за два гроша" Григория Кановича, где рассказывается о черте оседлости в царской России. И задумался над её экранизацией.

- Думаю, вы ошибались, говоря, что такие фильмы, как, скажем, "Находка", не найдут своего зрителя...

- Находят зрителя, но не место в сетке проката. Это история, застроенная у нас ещё в девяностых годах XX века, когда нам американцы помогли выжить во времена, когда в кинотеатрах торговали кроссовками и мебелью. Они пришли, поставили кресла, оборудование, подписали договор, что на 10 лет вперёд каждый день будет расписан американским кино. И эта застроенность существует до сих пор, поэтому отечественной картине очень сложно встать в сформировавшуюся сетку. А за это время по-другому был приучен зритель. Сейчас ситуация может поправиться, потому что нет худа без добра - мы научились делать разное кино.

Записал

Сергей ПАВЛЕНКО,

обозреватель "Красноярского рабочего".

Досье "КР"

Алексей Геннадьевич ГУСЬКОВ. Родился 20 мая 1958 года в городе Бжег (Польша) в семье военного лётчика. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Народный артист РФ.

После окончания средней школы поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана, откуда ушёл в Школу-студию МХАТ. По окончании работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, в театрах - на Малой Бронной, "Детектив", имени Н. В. Гоголя. Четыре года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.

В 2011 году был приглашён в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова на роль лесопромышленника Антипы Зыкова в спектакле "Люди как люди" по пьесе Максима Горького "Зыковы", а в 2012 году - на роль Дэвида Мортимера в комедии "Обычное дело" по пьесе Рэя Куни "Чисто семейное дело". В сентябре 2013 года принят в труппу этого театра.

Сыграл более семидесяти ролей в кино, в том числе в фильмах "Личное дело судьи Ивановой", "Плюмбум, или Опасная игра", "Волкодав", "Золотое дно", "Классик", "Граница. Таёжный роман", "Мусорщик", "Раскалённая суббота", "Рагин", "Смерть Таирова", "Турецкий гамбит", "Тот, кто гасит свет", "Концерт", "Август. Восьмого", "Белая гвардия", "Он святой, он человек", "Не покидай меня!", "Находка", "Мата Хари".

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры