Светлана Гузий: "Очень часто в кассе висит табличка: "Билетов нет"

Директор Красноярского театра оперы и балета рассказала о том, как привлечь публику

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.09.2022 15:31
0

Читать все комментарии

9835

Одним из самых значимых событий нынешнего межсезонья стали масштабные гастроли Красноярского театра оперы и балета в Большом театре. Визит в Москву посвятили 60-летию Дмитрия Хворостовского - всемирно известного красноярца, именем которого теперь назван театр.

По завершении гастролей директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий в интервью "РГ" рассказала о планах и проблемах коллектива, работающего почти в трёх с половиной тысячах километрах от столицы.

- Какие самые актуальные проблемы сейчас для Красноярского театра?

- Проблемы всегда существуют, как в нехватке залов, так и финансов. Думаю, они у всех театров примерно одинаковые. И у нас в театре очень долго была ситуация, когда мы очень редко выезжали на гастроли, и премьер в сезоне было немного.

Когда пятнадцать лет назад я стала директором, я начала проводить сбор труппы. До меня этого никто не делал. Считали, что это опасно: оперу и балет собирать в одном зале. Однако оказалось, в этом нет ничего страшного.

Вообще я тот руководитель, который открыто говорит о проблемах. И, несмотря на нехватку денег и залов, сегодня мы научились делать так, чтобы работы хватало абсолютно всем артистам. Мы даём спектакли и в фойе, и в лофт-пространстве, где и родился наш фестиваль современной оперы "Искусство в квадрате". Кстати, за постановку "Груди Терезия" и за "Богатырей" мы взяли "Золотую маску".

И очень жаль, что на гастроли в Большом театре нам не удалось привезти оперу Александра Чайковского "Ермак", как это планировалось до пандемии. Мы просто не уложились в репетиционные возможности по времени. А сегодня, полагаю, наш театр лидирует в России по числу современных опер в репертуаре.

- Как вам удаётся привлечь внимание публики к современным проектам?

- Мы "идём в народ": рассказываем о театре, проводим опросы, спрашивая, что интересно современной аудитории. И прислушиваемся к мнению людей.

Правда, иногда и казусы случаются. Помню, после премьеры "Ермака" зрители нам стали писать: "Такая прекрасная опера, а в афише у вас ошибка! Написано А. В. Чайковский, а надо, чтобы было П. И. Чайковский!!!"

Но честно скажу, мне повезло служить в Красноярском театре. У нас очень благодарная публика. И к нам с большим удовольствием приезжают как режиссёры, хореографы, так и артисты. Это позволило нам в 2010 году начать проводить фестиваль "Парад звёзд в Оперном". Сначала мы слышали вопрос: "А что, в Красноярске есть оперный театр?" А через три года у нас уже было столько заявок взять в труппу и в оперную, и в балетную, что мы получили возможность выбирать.

- Не секрет, что лучшие солисты всегда смотрят в сторону столиц. И Красноярский театр уже покинули несколько очень ярких артистов...

- Первые солисты, кто уехал в мои первые три года руководства, были Дмитрий Соболевский и Анна Оль. Я очень сильно переживала, а потом поняла, что всё закономерно, потому что артист нуждается и в новых сценах, и в разной публике. Без покорения новых вершин не будет новых побед. А все артисты хотят быть великими.

Поправка на регион не влияет никоим образом. И, по сути, это правильно. Есть же поговорка: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Если солист не мечтает исполнять главные партии, то, наверное, ему не стоит служить в театре.

Каждый артист должен хотеть быть лучше. И за последние годы, не без гордости могу заметить, мы собрали очень сильных артистов как в балетной, так и в оперной труппах. И сегодня очень часто в кассе висит табличка "Билетов нет".

Когда это случилось в первый раз, лет только через пять, как я пришла в театр, я, конечно, горда была до безумия. Помню, как после назначения директором я ночи от страха не спала - плакала, думая, что мне никогда не заполнить этот огромный зрительный зал на девятьсот мест...

- Вы рассчитываете только на местную публику?

- Сегодня туристические центры сместились. И на фестиваль Дмитрия Хворостовского, и на премьеру "Лакме" к нам приезжало немало людей не только из Москвы, Санкт-Петербурга, но и из других городов России. И надеюсь, интерес к театру будет только расти.

Кстати, мы готовимся к реконструкции. Надеюсь, что в ближайшие годы в неё должны уйти. Правда, проекта ещё нет. Но уже есть техническое задание, которое мы предоставили архитекторам. Во-первых, нам нужен ещё один зал - Камерный - на триста мест. А во-вторых, мы хотим, чтобы наш основной зал мог принимать тысячу двести зрителей.

В 2028 году Красноярску исполняется 400 лет, а нашему театру будет 50. И хочется быть готовыми к этим датам во всей красе.

Кстати...

Из Сибири этим летом в столицу привезли сразу три постановки - балет "Катарина, или Дочь разбойника", оперы "Дон Жуан" и "Лакме", которые министр культуры Красноярья Аркадий Зинов назвал "блокбастерами". И посвящение знаменитому певцу, конечно, выглядело некой формальностью, так как из этого списка только в опере Моцарта пел Дмитрий Хворостовский. Но она не была для него ни коронной, ни, тем более, самой любимой.

Однако именно показ "Дон Жуана" на Исторической сцене (это при том, что в Большом идут сразу две собственные версии этой оперы на Новой и Камерной сценах) следует считать самым амбициозным проектом этих гастролей. Но было заметно, что постановке именитого австрийца Михаэля Штурмингера, сделанной по усреднённым европейским лекалам, Историческая сцена Большого велика и в прямом, и переносном смыслах.

К тому же заменивший за дирижёрским пультом музыкального руководителя постановки словака Петера Феранеца австриец Кристиан Кох никак себя не проявил и солистов не вдохновил. Хотя та творческая дерзость, с которой красноярцы взялись за оперу Моцарта, вызывает уважение.

Равно как и смелое обращение к редко ставящейся опере Делиба "Лакме", и не предполагающей, в отличие от "Дона Жуана", лёгкого коммерческого успеха. При этом именно "Лакме" в постановке режиссёра Сергея Новикова и дирижёра Александра Рудина, показанной на куда более скромной сцене, была достигнута та степень художественного высказывания, что позволяет задуматься и о судьбах человечества, и просто насладиться красивой оперой.

А вкупе все спектакли, несмотря на парадные интерьеры Большого, составили портрет Красноярского театра не торжественный, а ищущий свой путь в искусстве и к зрителю.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры