Проблем уйма, а специалистам "нечего делать"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.11.2018 19:15
2

Читать все комментарии

1259

Проблем уйма, а специалистам "нечего делать"

В апреле 2018 года доктор архитектуры, профессор СФУ Валерий Иванович Крушлинский направил в администрацию Красноярского края и мэрию краевого центра тезисы главных направлений действий в сфере градостроительства, которые, по его мнению, необходимо осуществить в ближайшие десять лет. Мы обратились к В. И. Крушлинскому с просьбой прояснить некоторые положения предложенного им.

Забыли не только о "пятилетках"

- Валерий Иванович, вы пунктиром обозначили своего рода "дорожную карту", обозначили позиции, которые включают в себя главные проблемы городского развития. Позвольте уточнить - кто это сможет осуществить и на какие деньги?

- Ну, это почти как извечные российские вопросы: "Что делать?" и "Кто виноват?". Предстоит большая "работа над ошибками". Это нормально.

В 1990-х годах в России проектное дело из "государева предназначения" перешло в разряд услуг. Отменён государственный заказ на жилищное строительство, которое было бесплатным, массовым образом проектировалось и строилось.

А ведь одновременно сформировались и структурировались десятки проектных территориальных институтов. В Красноярске успешно работали "Гражданпроект", "ПромстройНИИпроект", "Аэропроект", "Агропроект" с лабораториями, научными отделениями, которые корректировали московские типовые проекты в региональном аспекте.

Так, новосибирский "СибЗНИИЭП" разработал для Сибири серию домов III-97, которые с 1970-х годов строились в нашем городе, и сейчас она нуждается в доработке. Раньше постоянно разрабатывались нормативы и рекомендации, выросла культура проектного дела, эффективно действовала градостроительная наука. А сегодня эти институты - бывшие гиганты - должны соревноваться в тендерах с фирмами-однодневками. Это никуда не годится.

По федеральному закону № 44 тот, кто укажет низкую цену, остаётся и с деньгами, и с работой. Цены стали договорными, то есть сколько даст заказчик. Как быть с персоналом?

Фирмы-однодневки умеют играть в эту игру и выпускать халтуру. Примеров очень много, противно перечислять. Количество проектных работ резко сократилось, хотя проблем стало больше. Просто власть не "доезжает" до проектных заданий.

Или вот ещё - по грядущей Универсиаде. Почти все деньги на проектные работы "скушала" Москва. Ключевые объекты, общественные пространства, которые могли бы быть событием в архитектуре города, привязаны методом повторного применения, в удешевлённом варианте, без серьёзного благоустройства прилегающих территорий.

- Вы не преувеличиваете масштаб бедствия?

- Думаю, что я его даже преуменьшаю, чтобы не пугать. Большинство институтов перестали существовать, крупные специалисты ушли.

То же самое и по градостроительным проектам, и по градостроительным нормативам, которые для нашего краевого центра и края делались в другом городе. По ним специально созданная экспертная комиссия при министерстве строительства два года уговаривала "разработчиков" грамотно и научно обоснованно работать. Эта работа должна была выполняться в территориальном проектном институте "Гражданпроект", но таков закон.

- Первым тезисом вы формулируете необходимость корректировки генплана, чем подчёркиваете важность именно этого пункта. Но ведь генплан принят недавно - пару лет назад. Неужели в этом документе настолько всё плохо и неправильно определено?

- Учитывая общее неудовлетворение горожан и профессионального сообщества существующим генпланом города и многими другими проектами планировки, этот генплан не может служить нормальному развитию краевого центра.

Напрашивается необходимость его корректировки на новой социально-экономической и экологической основе, с предварительной разработкой стратегии развития города. Здесь необходимо подключить научное сообщество СФУ и Красноярского научного центра.

Возможно, следует предусмотреть создание специального научно-проектного центра при СФУ с участием большого количества крупных специалистов, профессоров, студентов.

В советское время в институте "Красноярскгражданпроект" после принятия генплана раз в пять лет проектировались так называемые "пятилетки", которые отслеживали его реализацию и ситуацию в городе и разрабатывали откорректированные направления развития.

Опять натыкают многоэтажек...

- Среди ваших обязательных к реализации мероприятий названа необходимость выполнения "схемы новых градостроительных ансамблей". Но ведь они уже сформированы - например, ансамбль на Пашенном с интересными высотными силуэтами жилых домов, или то, что запроектировано и сейчас строится на участках улицы Шахтёров и до начала улицы Партизана Железняка... Чем не ансамбли?

- Перед перестройкой в городе сложилась традиция формировать крупные ансамбли, появились Театральная, Предмостная площади, Стрелка, разрабатывался новый центр в составе десятков микрорайонов и "зелёных диаметров". Многоэтажные дома были частью крупного ансамбля.

Что сейчас? И сегодня есть территории для новых ансамблей, но это тема другого генплана. Новый мост через Енисей - Николаевский - построен, а где предмостные площади?

Как жители по обновлённой улице Волочаевской смогут выйти к Енисею? Бульвара нет! Как подойти к реке? В предложениях по застройке территории комбайнового завода тоже нет бульваров по набережным.

Большая часть жителей на свои доходы вряд ли купит один квадратный метр за три месяца. При этом потребность в жилье огромная, многие живут в трущобах либо вообще не имеют квартир.

Здесь и там бесконтрольно возникают одиночные высотные дома, а можно было бы собрать их в комплексы и сформировать общественное пространство. А для этого к генплану надо разработать систему новых ансамблей.

Негоже по берегам великой реки расставлять одинаковые дома. Хронически отстаёт социальное строительство - школ, детских садов и других объектов. Эта проблема финансирования и дефицита бюджета.

Актуальна тема застройки территории бывшего комбайнового завода: почти сто гектаров. Хорошо бы объявить конкурс, сообразить, что надо городу на этой территории, чего не хватает. Боюсь, будет как всегда - натыкают многоэтажек, детям поиграть негде, мужики будут драться за места парковки...

Через центр не проехать. А может, сделать парк и спорткомплексы для детей в бывших заводских цехах, некоторые можно было бы не сносить?

Городу необходимы хорошие бульвары по набережным, а не 6 метров газона, как на "Южном берегу". А может быть, на этом месте, как в центре Москвы, сделать хороший парк с необходимыми общественными зданиями и с небольшим количеством компенсационного жилья, чтобы убрать трущобы из центра.

В Красноярске крайне остра проблема трущоб. Опять напомню: раньше в институте "Гражданпроект" - в мастерской АМ-1 - делалась схема износа жилого фонда. И сейчас надо думать, как территории ветхого жилого фонда вернуть городу.

А далее - решение проблемы домов первых индустриальных серий, срок которых подходит к пределу их эксплуатации. Они начнут выходить из строя сотнями тысяч квадратных метров - такими же ударными темпами, как и строились.

Как проводить реконструкцию этих территорий? Там же чересполосица разных форм собственности. Тотальный снос старого жилья, как в Николаевке, тоже недопустим, так как там есть дома с признаками культурного наследия, которые можно отремонтировать и приспособить в новой застройке.

Продолжаются сложности у застройщиков. Платёже- и кредитоспособное население обеспечило себя жильём. А большая часть жителей на свои доходы вряд ли купит один квадратный метр за три месяца. При этом потребность в жилье огромная, многие живут в трущобах либо вообще не имеют квартир.

Надо подключить науку, чтобы определиться, как решить эти проблемы. Делать проекты реконструкции трущобных территорий, разрабатывать достойное жильё экономкласса. Нами был разработан подобный проект по улице Ленинградской, но, увы, заказчик в городской администрации поддержку не получил.

Ещё один пример - стали размещать "компенсационное" озеленение после вырубки леса под объекты Универсиады. Как будто нельзя было найти территории без вырубки... А проектов парков нет. Куда сажать? В ту же Берёзовую рощу, где возле школы милиции строится огромный жилой дом?

А где будут учиться дети? К школе на улице Киренского привязано жильё Студгородка, жилых комплексов "Орбита" и "Эдельвейс". Эту школу тоже надо реконструировать. И куда будут ходить дети из домов с бывшего антенного поля? Школу в нижнем Академгородке заняли под военный институт, а другой территории нет. Зачем?

Представленные на суд общественности планировочные проекты были обсуждены и получили большие замечания. Очевидно, что надо концентрироваться на решении градостроительных проблем. Возродить технический совет в "Гражданпроекте" и градостроительный совет при горсовете, привлечь опытных экспертов.

Нужен "экологический каркас"

- Вы утверждаете, что необходимо выполнить проект охраны природы города с разработкой проекта экологического каркаса и озеленения. Но ведь работают специальные комиссии по решению так называемой проблемы "чёрного неба", выявляются основные источники загрязнения, устанавливаются нормативы и ограничения, зафиксированы санитарные зоны и так далее. Что же вам тут не нравится, зачем нужна ещё альтернативная работа? Почему необходим дополнительный проект "экологического каркаса"?

- Только делать замеры воздуха и выявлять источники - недостаточно. Проект экологического каркаса мы разрабатывали в "Красноярскгражданпроекте" совместно с "ПромстройНИИпроектом" ещё в 1980-х годах в составе проекта охраны природы города.

Там много того, что осталось актуальным и нереализованным. Нужно вернуться, но с современными технологиями. И, главное, с рекомендациями, чем помочь городу, а это санитарные зоны, парки, скверы, бульвары, набережные, лесопарки и другое.

Все источники загрязнений были нанесены на план, разработаны санитарно-экологические зоны для промпредприятий, сформулировано понятие "Экологический каркас города". Было бы полезно повторить сейчас такую работу на новой основе и получить (совместно со строительством метро) оздоровляющий эффект для города.

В последнее время слышу мнения о слабом проветривании территорий с многочисленными высотными домами. Всё это нуждается в инструментальном подтверждении, хотя давно известно, что многоэтажная застройка не улучшает здоровья населения. Это факт, подтверждённый научными исследованиями в 60-70-е годы.

Постоянно говорят об автомобильных пробках, реже - о причинах. У нас ни по правому, ни по левому берегам нет скоростных магистралей, нет дорог-дублёров. На проспект имени газеты "Красноярский рабочий" постоянно "навешивается" новое жильё. Пробки от Предмостной площади до цирка.

А чего стоят "ненужные поездки"... Через весь город папы и мамы везут своих детей в детские сады. В новых микрорайонах мало рабочих мест, люди мотаются в другие городские места. Надо думать о создании новых промпредприятий в Красноярской агломерации.

Вообще, в городе с трудом решается проблема транспорта. В нашем климате дороги должны строиться на бетонном основании (может, из сборного бетона). Асфальт не терпит мороза, да и асфальтовое покрытие - материал не несущий, это известно всем, и в жару, и в стужу.

- Метро... Уже и не верится, что в ближайшее десятилетие оно появится в городе.

- Президент рекомендовал продолжить его строительство, оно более чем на 30 процентов решит проблему пассажирских перевозок в "линейном городе" и не будет загрязнять окружающую среду. И это новый уровень для Красноярска.

Перед городом и краем - сотни градостроительных проблем. Путь один - в администрации и города, и края должны поступать проекты с решениями этих проблем на грамотном, профессиональном градостроительном уровне. И только это может привести к развитию.

Вопрос - кто должен быть заказчиком этих проектов? Может быть, и сами проектировщики, но при поддержке - как из бюджета, так и от частных инвесторов.

По 172-му федеральному закону необходимо разработать стратегию развития, то есть разобраться в проблемах, выделить стратегические направления, которые тоже связаны со многими задачами. Ведь создалась парадоксальная ситуация: градостроительных проблем - множество, а специалистам "нечего делать".

Проектные организации деградируют, научные работы по градостроительству не заказывают. А ведь есть причины заказать серьёзную стратегическую градостроительную работу, разбить её на части, на отдельные проекты.

- И ещё больная тема: исторический центр с большим количеством объектов культурного наследия, которые срочно нуждаются в реставрации... Плюс вы пишете, что нужно провести работу по выявлению новых памятников культурного наследия и архитектуры. Если не хватает финансирования на реставрацию выявленных памятников, к чему увеличивать список?

- Город живёт, архитектура стареет. Если есть произведения архитектуры, их надо сохранять, хотя бы частично.

До круглой даты - 400-летия Красноярска - осталось десять лет. Много это или мало? Достаточно, чтобы выполнить ряд научно-проектных работ. Главное - как их выполнить: с умом или "как всегда"... Для этого необходимо проводить архитектурные конкурсы, а потом создавать рабочие проекты.

Виктория КАПЕЛЕВА.

План Валерия Крушлинского:

1. Откорректировать генеральный план развития Красноярска под новую стратегию развития города (разработать эту стратегию по федеральному закону № 172).

2. Разработать проект реконструкции исторического центра города.

3. Выполнить схему новых градостроительных ансамблей города по аналогии со сложившимися - Стрелкой, Театральной площадью, Предмостной площадью.

4. Разработать планы ремонта и благоустройства застройки общественных пространств города.

5. Выполнить проектную работу по реконструкции территорий с ветхим жильём, в том числе домов первых индустриальных серий, с разработкой специальной программы строительства.

6. Выполнить проект охраны природы города с разработкой плана экологического каркаса и озеленения.

7. Провести работу по выявлению новых памятников культурного наследия и архитектуры.

8. Запроектировать новые бульвары, скверы, парки и лесопарки, выделить средства на их строительство.

9. Откорректировать транспортную схему города с включением метро и скоростной дороги по островам, другим магистралям непрерывного движения по правому и левому берегам.

Комментарии (2)

Да, наш президент рекомендовал продолжить метростройку, но его явно наши надурили. Я живу в Академгородке, работаю на Свободном 70. А метро будет от "Кривого" магазина до площади -и зачем оно мне и большинству других Красноярцев. Если бы как в Москве-всюду и везде - да, было бы неплохо. А у нас ещё а деньги "закопают" в свои карманы, попробуй проверь на глубине.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


10.04.2024 01:52

Да, жалко, что нет уже Валерия Ивановича. А идеи его актуальны и сегодня!

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры