Марина Малькович: "Не люблю состояние ожидания"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.09.2020 16:35
0

Читать все комментарии

1325

Потихоньку оживает красноярская театральная жизнь, замороженная пять месяцев назад пандемией коронавируса. Творческие коллективы возвращаются к работе, однако многое приходится восстанавливать почти с нуля. Что же пережили деятели культуры в эти месяцы? Как чувствовали себя в период своеобразного "застоя"? Об этом и о многом другом мы поговорили с актрисой и режиссёром Красноярского музыкального театра Мариной МАЛЬКОВИЧ.

- До вирусного нашествия вы успели закончить режиссёрский факультет, поставить ряд ярких спектаклей, а что произошло в семейной жизни?

- Отправить старшую дочь Машу, завершившую школу с золотой медалью, в Новосибирск - учиться на факультете журналистики, а младшую Варю нынешней осенью - в одиннадцатый класс.

- И ещё хочется отметить, что в 2019 году вы как режиссёр Красноярского музыкального театра и Международного фестиваля-конкурса "Заря над Енисеем" были отмечены трофеем ЮНЕСКО за вклад в культуру и объединение наций, а также за сотрудничество с Федерацией ЮНЕСКО Молдовы. Как же провели при этом долгие месяцы самоизоляции?

- Как всегда насыщенно. Книги, творчество, музыка, хорошие фильмы всегда помогают в непростые времена. Появилось больше времени для общения с детьми и близкими. Мне кажется важным изменение, которое произошло со мной и с восприятием мною театра, профессии и себя в ней. До и после...

Конечно, мы будем другие. Мы станем лучше, потому что любые испытания направлены на изменение нас в лучшую сторону. Прошла онлайн-курсы повышения квалификации в ГИТИСе "Режиссура музыкального театра через применение метода К. С. Станиславского". Узнала много нового. Сама тема применения этюдного метода в музыкальном театре была мне интересна, когда я пришла преподавать в институте искусств.

Жила, как актёр в предлагаемых обстоятельствах - такая игра в самоизоляцию. Вот квартира, из которой можно выходить выгуливать собаку и покупать продукты. Условие - обязательно надеть маску! Парк на острове Татышев открыли - раздвинули границы. Ура! Если серьёзно, не люблю состояния ожидания. Ожидание - это какое-то бессмысленное и нелепое занятие. Вот потом... когда-нибудь... когда всё это закончится... Это всё не про меня, я живу здесь и сейчас. Конечно, жаль, что перенеслись на неопределённое время многие проекты, какие-то вообще сорвались. Ну что ж! Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.

Не состоялся в этом году юбилейный международный фестиваль "Айседора", организатором, которого является балетмейстер Елена Слободчикова. Уже на протяжении двух лет я режиссёр этого фестиваля, мне интересна сама форма. Конечно, для меня это новый опыт общения с хореографами и танцовщиками из разных стран - Америки, Франции, Испании, Индии,- погружение в другую культуру. Очень надеюсь, что всё состоится!

30 апреля я планировала открывать театральную студию в детском доме на правом берегу. Проект спонсировали, выделили деньги, уже была готова комната для занятий - экран, зеркала, кресла,- всё остановилось (во время подготовки материала пришло сообщение, что комната творчества в детском доме планируется к открытию в нынешнем октябре.- Прим. авт.).

Однако всегда надо жить, а не существовать. Мечтать и думать только о хорошем. Об этом всегда говорю своим дочерям. Конечно, форма онлайн-обучения не подходит по многим дисциплинам. Долгое сидение за компьютером - прямой путь к ленивому телу, а ленивое тело - ленивый мозг. Поэтому всей семьёй поддерживали активный образ жизни.

- Девятнадцатилетняя актёрская карьера, блистательная солистка театра - и вдруг прыжок в режиссуру, которая, по вашему же мнению, является сугубо мужской профессией? Вы - человек мягкий, а режиссёр должен быть диктатором, как, скажем, Валентин Плучек, Андрей Гончаров, Георгий Товстоногов, Марк Захаров...

- Ого, какое сравнение! Режиссёр музыкального театра - как раз именно моя профессия - она разнообразна, охватывает много сфер. Что касается мягкости, конечно, есть место для сомнений и размышлений. В театре нужны дисциплина и ответственность. Когда ты работаешь с большим количеством людей, на сцене артисты, хор, балет - без этих качеств не обойтись. За всё в репетиции, постановке отвечает режиссёр. За всё! Режиссёр - это профессия для смелых, одержимых своей идеей и увлекающих этой идеей других.

- Став режиссёром, вы, думается, взглянули на своих коллег-актёров с иной стороны? Что же увидели?

- Театр - это труд, труд, труд и ещё раз труд. Так говорила мой педагог по вокалу Елена Горелова. В каком бы качестве я не была в театре - актрисой, режиссёром,- я всегда придерживалась этого правила. Всегда требовала этого от себя и побуждаю к этому других. Речевые тренинги, занятия вокалом, танцами, самообразование, саморазвитие - без этого не обойтись хорошему актёру.

Я очень люблю наблюдать за актёром, как он развивается на протяжении репетиции, в постановке спектакля, мне нравится, когда актёр приносит что-то новое, интересное. И потом, когда ты смотришь спектакль даже в десятый раз, мне интересно наблюдать за артистом, который развивается ещё и в спектакле. Спектакль - подвижная, живая структура, и конечно, если актёр в нём "живой" - это же чудо чудное!

Мне кажется, сейчас у актёров не хватает чувственного интеллекта. Да и многие спектакли грешат схематичностью, выстроенностью, яркой, но порой бессмысленной визуальной картинкой. И как же далеко актёр за всем этим, его почти не видно.

Есть такая театральная байка. Новый актёр вводится в спектакль и должен произнести текст. Режиссёр просит: "Встаньте в луч прожектора и скажите текст". Актёр делает. "Повернитесь спиной". Делает. "Выйдите из луча". Выходит. "Теперь зайдите за кулисы и скажите этот текст оттуда... Вот! Вот так хорошо".

У меня такое ощущение, что артиста уводят за кулисы. Артист это чувствует. Артист хочет меняться. Артист осваивает новые техники и приёмы. И в результате понятие "ЖИВОЙ театр" стирается. Мне всё-таки хочется, чтобы актёра было видно. Этим летом в Новороссийске я давала мастер-классы по актёрскому мастерству, и стала выводить на тренинги небольшое количество человек - по 2-3. Какое удовольствие доставило мне видеть, как меняется человек, как он раскрывается, когда сценическое пространство большое, он виден как на ладони и не за что спрятаться.

- Как говорил Сергей Есенин: "Большое видится на расстоянии"?

- Хороший актёр виден везде. Люблю ставить и на малой сцене. Возобновляю репетиции сказки "Секрет храбрости", которая была приостановлена минувшей весной. Сдали её, готовили на выезд - и всё... Актёрские работы замечательные, музыка Вадима Петрунько, художник Ольга Володина. Восстановим - и будем с ней выезжать. Вот в чём секрет храбрости? От чего в нас сила? От веры человеческой. Храбрыми могут быть не те, кто об этом кричит, а люди, способные признаться в собственных ошибках. Много работы с залом, с детьми. Или вот "Серебряное копытце" в Канском драматическом театре, где водяные знаки, руны...

- Напугали, наверное, детишек сказом Бажова? "Серебряное копытце" на самом деле произведение ведь довольно страшное...

- Сказка новогодняя, либретто переписано писателем-фантастом Евгением Гаглоевым. Получилось очень смешно. Совершенно другая пьеса. Детей мы не пугали, а погрузили в историю, в быт Урала, видеопроекцию развернули на зрительный зал - дети находились внутри сказки - в её атмосфере. Автор видеопроекции - Ирина Синельникова.

- В Ачинске вы вдруг обратились к сугубо кукольной пьесе "Снегуркина школа"?

- Этот материал заказал главный режиссёр театра Дмитрий Нуянзин. Пьеса замечательная! Есть театр теней - куклами всё равно воспользовалась. В Северске заказали "Золушку". А вот инклюзивный спектакль "Там, где нет войны" получился действительно страшным, в чём мне признавались сами дети. По-другому об ужасах войны не расскажешь. Детские спектакли нужно ставить очень "по-взрослому". (На протяжении нескольких лет Марина Малькович является режиссёром инклюзивного фестиваля "Мир равных возможностей".- Прим. авт.)

- Вы сторонница актёрского театра?

- Несомненно. Актёрский театр - живой, он здесь и сейчас. Это при постановке и этюдный метод, и импровизация, и эмоция, которая не повторяется. Сегодня это один спектакль, завтра он уже другой, хотя мизансцены те же, и текст. Но завтра пришёл актёр с другой температурой, с другим состоянием...

- Однако на сцене все должны быть с одной температурой? И чем выше, тем лучше!

- Творчество - это объединение духа, энергии, желания быть на этой сцене, хотя у всех причины пребывания на ней разные. Самая высокая температура должна быть у режиссёра! Параллельно обучению уже начала ставить спектакли. Видимо, температура желания поставить зашкаливала. И здесь спасибо нашему директору Наталье Ивановне Русановой, которая в меня поверила. (Марина Валерьевна ставила в театре и взрослые спектакли, и детские - "Щелкунчик, или Тайна ореха Кракатук", "Усмешка богов, или Кто в театре главный", "Кот в сапогах", первый международный проект "Римские каникулы" с итальянским дирижёром Паоло Пессино и заслуженной артисткой РФ Валентиной Литвиной, бенефис и сольный концерт "Танго моей души" заслуженной артистки РФ Светланы Кольяновой, концерт "Когда рождается любовь" Полины Краснояровой. Работая над многочисленными тематическими и выездными концертами, являлась бессменным ассистентом, иначе говоря, вторым режиссёром бывшего главного Николая Покотыло, постановщика спектаклей "Ханума", "Винил", "Как вернуть мужа", "Мёртвые души". В Минусинском драматическом театре на его 135-летие ставила "Сватовство гусара" - там замечательно поющие и танцующие актёры, великолепный главный режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Алексей Песегов.- Прим. авт.)

Мы всегда должны быть в диалоге - творческие работники, зрители, администрация театра, министерство. Из этого будет вырабатываться какая-то стратегия. Конечно, выход после карантина требует определённых усилий для артистов, режиссёров в частности и театра вообще. Работать в режиме онлайн - страшно, когда нет живого человека. Мы же приходим для обмена энергией друг друга. Модные театральные направления - замечательно, но если там нет "человечатинки", нет личности актёра - это скучно. Хочется ярких актёрских и певческих спектаклей.

Я поклонница Жака Оффенбаха, которого нет моей копилке - "Прекрасная Елена", "Перикола", "Герцогиня Герольштейнская". А советская классика? Сколько лет идёт у нас с успехом "Белая акация", хочется видеть в репертуаре театра и "Свадьбу в Малиновке", и новый детский мюзикл.

- Немного о планах? Карантин ведь сняли?

- Конечно, идей много, но я об этом пока умолчу. Всё будет хорошо и всё, что нужно - случится. И ещё раз напоминаю фразу: "Хочешь насмешить Бога..." - дальше сами.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры