Как агрогородок Новая Солянка превращают в деревню

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.02.2020 17:10
0

Читать все комментарии

1883

Был в Иланском районе, когда на сотовый телефон позвонил старейший житель села Новая Солянка Артур Кондратьевич Штоль.

- Виктор Владимирович, у нас почту закрыли, а завтра должна комиссия приехать из района, чтобы решить судьбу участковой больницы. Как нам тогда жить дальше? Приезжай срочно и напиши о том, что у нас чиновники творят.

Скажу честно, звонок земляка так растревожил душу, что аж сердце заныло от тревоги. Ведь полвека назад закончил в Новой Солянке школу, здесь похоронены мои родители, до сих пор живёт моя младшая сестра.

Я хорошо помню, что представляло из себя моё родное село, где в ту пору находился Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Почта тогда работала регулярно, а в местной больнице хирург Анатолий Мощенко делал даже сложные операции, здесь рождались дети, а для больных было приготовлено полста коек.

И даже после того, как институт перевели в Красноярск, жить в Новой Солянке хуже не стало, поскольку это село является ещё и центральной усадьбой передового во всех отношениях ОПХ "Солянское". Здесь асфальт на центральных улицах, трёхэтажные дома, красивый Дом культуры и лучший в Рыбинском районе Дом спорта. Скорее, это самый настоящий агрогодок.

Да и расположение моей малой родины очень удобное. Через село проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а в пяти километрах - и знаменитый Московский тракт. Иными словами, люди не оторваны от внешнего мира. Население Новой Солянки составляет без малого три тысячи человек, к этому можно прибавить и жителей четырёх отделений хозяйства.

Поэтому то, о чём поведал Штоль, показалось мне поначалу обычными деревенскими слухами, которые Артур Кондратьевич принял за правду. Пришлось ехать, чтобы разобраться в ситуации.

- Почта у нас действительно почти не работает, - подтвердил директор ОПХ "Солянское" Яков Энгель. - Здесь с прошлого года нет заведующего и оператора, поэтому три почтальона сами разбирают корреспонденцию и разносят её по селу. А за посылками и бандеролями приходится ехать в горняцкий город Бородино, к которому нашу почту почему-то прикрепили, хотя мы находимся в Рыбинском районе. Что касается участковой больницы, то у меня недавно прихворнула мама, и я вынужден был отвезти её в Заозёрный, поскольку свободных коек в нашей не было.

Чтобы узнать поточнее, что случилось в отделении связи, хотел встретиться с кем-то из почтальонов, но был понедельник, и они не работали. Хорошо, что мне дали телефон Натальи Вишневской, которая доставляет письма в контору ОПХ.

- В конце прошлого года нам стали навязывать разноску вместе с почтой продуктов питания, - рассказывает Наталья. - Но они были гораздо дороже, чем в магазинах, поэтому их никто не брал. Из-за этого несколько почтальонов уволились, заведующая - тоже. Я также хотела уйти, но нам после увольнения заведующей перестали предлагать на реализацию продукты, поэтому осталась. Сейчас к нам устроились ещё две почтальонки, одна из них - подменная, поэтому почту мы стали приносить вовремя. Но само отделение, когда мы уходим на разноску, закрывается.

За разъяснением пришлось обратиться к главе администрации Новосолянского сельсовета Татьяне Якубенко. Выяснилось, что всё это время руководство муниципалитета делает всё, чтобы возобновить работу почтового отделения.

Но в большом селе почему-то не могут найти человека, который бы занял место заведующей. Многие отказываются занимать эту хлопотливую должность, а те, кто готов работать, не могут пройти анкетирование в Зеленогорском узле связи, которое является головным для почтальонов Рыбинского района и города Бородино.

- У меня есть на примете женщина с образованием, - рассказывает Татьяна Петровна. - Но я не хочу называть её фамилию, поскольку назначение зависит не от нас. Это вопрос я постоянно держу на контроле и почти каждый день созваниваюсь с начальником Зеленогорской почтамта, чтобы узнать, когда же в Новой Солянке почта станет работать нормально.

Естественно, задал я главе и другой вопрос, озвученный мне Артуром Штолем.

- Да, с чего Артур Кондратьевич решил, что нашу участковую больницу закрывают? - удивилась Татьяна Якубенко. - Её в 2018 году перевели на дневной режим работы и впятеро сократили число коек. И всё. А комиссия из района приезжала для того, чтобы решить, что делать с освободившимися в стационаре палатами. Если мне не верите, поезжайте в больницу, главный врач Лариса Хаджимба подтвердит правоту моих слов.

На выходе из конторы встретил с десяток женщин, которые ожидали своей очереди на получение денег в банкомате. Спросил, как они оценивают сегодняшнюю жизнь в Новой Солянке. Скажу сразу: все мои собеседницы были настроены очень критично.

- О чём можно говорить, если за посылкой теперь нужно ехать за 30 километров в Бородино? - в один голос загомонили они. - А больница у нас сейчас работает только днём и в рабочие дни. Поэтому, если заболеешь, нужно ехать в районную больницу. Дети не каждый раз могут нас довезти.

Главный врач Лариса Хаджимба была настроена не так пессимистично, как её землячки. По её словам, перевод стационара на дневной режим был вынужденной мерой, поскольку больница не выполняла положенную норму -  содержания в сутки пяти занятых койко-мест. Более того, больные из Новой Солянки постоянно просились отпустить их на ночь домой.

Вот и пришлось, учитывая современные нормативы, переводить стационар с десятью койками на дневной режим работы. Заодно убрали кухню, и теперь больные должны приносить еду с собой.

В день моего приезда в стационаре к обеду находились всего две женщины, которым поставили капельницы, и они отдыхали после процедуры.

Гораздо больше было народа в поликлинике, где принимали пациентов три дипломированных врача и несколько фельдшеров. Для села это очень даже неплохо.

На следующий день после возвращения из Новой Солянки позвонил главному врачу Рыбинской районной больницы Елене Зюзя, чтобы узнать всю правду об участковой больнице: закроют её или нет?

- Со всей ответственностью заявляю вам, что никто не собирается закрывать больницу в Новой Солянке, - категорично ответила мне Елена Владимировна. - Я сама там была на прошлой неделе и только с одной целью - узнать на месте, как правильнее использовать в стационаре высвободившиеся помещения. Скорее всего, там будет размещена местная скорая помощь.

- Елена Владимировна, согласитесь, но это же не нормально, что в таком большом селе не стало круглосуточной больницы, - сказал я Елене Зюзя. - Тем более, что здесь традиционно лечились и жители соседних Больших Ключей. По сути дела, Новую Солянку превращают в обычную деревню. А ведь я помню, как здесь было хорошо при советской власти.

- В те времена и в районной больнице было 500 коек, а операции делали даже в участковых больницах, - ответила Елена Владимировна. - Сейчас другие времена, другие требования, и мы ничего с этим поделать не можем. Скажу только, что стараемся оказать квалифицированную помощь в районной больнице всем жителям нашего района. Для их доставки у нас есть разветвлённая сеть скорой помощи.

Всё вроде бы понятно и даже логично. Но в той же Новой Солянке ещё живы те, кто помнит, как здорово работала почта и как квалифицированно лечили их в участковой больнице.

Я бы добавил, что тогда круглосуточно работал и старенький железнодорожный вокзал. Он был построен на противоположной от центральной части села стороне, поэтому, чтобы попасть в него, очень часто приходилось лазить под вагонами.

Потом вокзал построили на другой стороне, но лучше от этого солянцам не стало. Ведь дело доходило до того, что его закрывали, и жители в ожидании электрички были вынуждены стоять на жаре или холоде.

Вскоре зал открыли, но в ноябре глава Новой Солянки Татьяна Якубенко испытала весь комфорт на себе - продрогла в неотапливаемом помещении. И только после её вмешательства в зале ожидания стало тепло. Но кассы здесь не работают, поэтому на единственный останавливающий поезд Красноярск - Карабула билеты надо покупать в Заозёрном.

С железной дорогой солянцев связывает ещё она проблема. Почти половина жителей села живёт в залинейной части и, чтобы попасть в центр, приходится переходить железнодорожные пути. А они всё время заняты стоящими поездами. Вот и проявляют люди чудеса акробатики, чтобы пролезть под составом.

Об этом недавно на одном из федеральных телеканалов даже сюжет прошёл. Да и местная власть исписала много бумаг с просьбой построить в виадук через железную дорогу. Но воз, как говорится, и ныне там.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Фото автора.

Новая Солянка,

Рыбинский район.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры