"Валерий Чкалов" - ветеран пассажирского флота на Енисее

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.08.2023 06:30
1

Читать все комментарии

6233

Нынешним летом мне пришлось быть пассажиром теплохода "Валерий Чкалов". Что ж, поездка и поездка. Но за три с половиной дня пути я узнал много интересного как о самом корабле, так и о его экипаже.

"В. Чкалов" - один из двух пассажирских теплоходов, которые остались работать на Енисее из когда-то огромной армады пассажирских судов. Конечно к услугам жителей края и его гостей есть ещё суда, но они уже совершенно другие и по типу, и по возрасту.

После повальной приватизации и, по сути, развала единого организма "ЕнУРПа", пассажирские перевозки на реках стали убыточным ярмом для хозрасчётного предприятия. Пассажирский флот, уже изрядно изношенный и морально устаревший, выделили из состава пароходства и передали управлению транспорта краевой администрации.

Произошло это в 2006 году. Флот требовал модернизации, а, следовательно, и больших затрат. Без дотаций обойтись было нельзя, но и отказаться от перевозок - тоже. Отдалённость многих населённых пунктов от краевого центра, от железной дороги... Пассажирский флот был необходим. Его нужно было сохранить.

Туристический поток снизился. Часть дизель-электроходов вывели из эксплуатации и передали в частные руки для организации плавучих гостиниц, часть судов продали, часть списали из-за ветхости. Некоторые после аварий также пустили на металлолом. Скоростные суда из-за выработки ресурса или списали, или продали по причине дороговизны содержания. Авария с "Булгарией" также проредила ряды пассажирских судов.

В таких экономически трудных условиях пришлось выживать новой судоходной структуре. Но, повторюсь, пассажирские суда нужны были северным поселениям. Вот поэтому и сберегли эти красавцы теплоходы, вложив в их жизнедеятельность немалые средства. На сегодняшний день пока альтернативы им нет!

Семьдесят лет в строю

В 2023 году теплоход, как и его брат-близнец "Александр Матросов", отметит своё семидесятилетие! Вы только вдумайтесь: семьдесят лет непрерывной эксплуатации на столь суровой и серьёзной по характеру реке! А если ещё учитывать интенсивность работы и климатические условия, то остаётся только удивляться "дедушке "Чкалову".

Когда-то, в далёкие советские годы, эти два судна использовались на туристической линии Красноярск - Диксон. А это уже почти море. Северное море со своими штормовыми ветрами и не простой погодой. Туристы - народ привередливый, требует к себе особого отношения. Экипажам таких судов приходилось не всегда легко. Но они справлялись, оставались гостеприимными хозяевами.

В далёком 1953 году на судостроительной верфи ГДР была спущена на воду группа судов, построенная по заказу СССР. Два из них предназначались для Енисейского речного пароходства. Группа енисейских капитанов выехала в Германию для приёмки теплоходов.

Уже с первого взгляда они поразили своей красотой, элегантностью. Что уж греха таить - немцы были хорошими корабелами. Приёмная команда приняла теплоходы, и они бы уже могли покинуть акваторию верфи, но осенняя штормовая погода в северных морях не позволяла сделать это, и караван белоснежных судов остался до весны 1954 года.

А в 1954-м перегонная команда повела караван в Союз. Первым енисейским капитаном "В. Чкалова" был Степан Иванович Фомин. Всего же за всю историю эксплуатации на теплоходе было семь капитанов.

Капитан теплохода

В 2003 году теплоход принял 34-летний Алексей Михайлович Бояринцев - представитель династии речников в третьем поколении.

Его дед Григорий Алексеевич капитанил с 1951 года на пароходе "В. Молотов", затем - на буксире-толкаче "Алтай". Отец Алексея Михайловича также связал свою жизнь с рекой. Только он работал на берегу - в Подтёсовской ремонтно-эксплуатационной базе флота главным энергетиком. Продолжает династию и дочь капитана Алёна Алексеевна. Она, как и Михаил Григорьевич, работает в береговой службе - в "ПассажирРечТрансе", в отделе закупок.

2023 год стал для Алексея Михайловича юбилейным. Двадцать лет он возглавляет экипаж из 42-х человек, а также 16 работников ресторана. Кроме штатных членов экипажа, через "руки капитана" проходят - кто по месяцу, кто по одному рейсу - курсанты Института водного транспорта. Под руководством опытных наставников молодые ребята получают первые навыки, знакомятся с романтикой и трудной работой речника.

Это сказано не для красного словца. Работа действительно не простая. Во первых, среди пассажиров есть капризные, есть и любители "зелёного змия". А экипаж - весь без исключения - соблюдает корректность в общении, как может, сглаживает возможные инциденты. Также он поддерживает флотскую чистоту - в каютах, в местах общего пользования, на палубе.

Особенной заботы требует высадка и посадка пассажиров в необорудованных причалами населённых пунктах. Тут приходится производить обмен людьми с помощью большой шлюпки (бота). И не важно, в какое время суток или при какой погоде. Главная задача - обеспечить безопасность пассажиров, среди которых немало и детей. Конечно же, все надевают спасательные жилеты, но никто не застрахован от случайностей.

Наш рейс проходил в не очень благоприятных условия. Северный низовой ветер поднимал нешуточную волну. Действия экипажа были точны и организованны. Кроме пассажиров, было и немало багажа. Ведь люди, оторванные от "большой земли", везли с "материка" всё, что не могли купить на месте.

Население приенисейских сёл не избаловано и принимало трудности с должным пониманием, выполняя все требования экипажа. Ведь на кону стояли их жизни и здоровье. Мне приходилось наблюдать, с какой осторожностью и даже нежностью молодые матросы принимали на бот детей и передавали их сидящим в шлюпке взрослым. Ребятишки, уже привыкшие к подобным операциям, вели себя спокойно, не капризничали, не проявляли страха.

На мой вопрос Алексею Михайловичу, кого бы он хотел отметить из экипажа, капитан думал не долго:

- Да никого конкретно! Все в команде работают отлично. Кого-то не назвать - обидеть можно. Каждый выполняет свою работу хорошо. Вот, разве, выделю старшего электромеханика и своего однофамильца Александра Григорьевича Бояринцева (надо же быть такому совпадению!). 48 лет на флоте. Из них 44 года - на "В. Чкалове"! Вот пообщайтесь с ним.

И я пообщался

Ветеран Бояринцев

Молодой Саша Бояринцев пришёл на реку в 1972 году. Семнадцатилетним курсантом ГПТУ-5 из посёлка Подтёсово. Он ступил на палубу практикантом на первый в своей жизни теплоход.

Выбор профессии был не случайным, ведь Саша вырос в небольшой деревеньке на берегу Енисея в Енисейском районе. На следующий год он на буксире-толкаче "Таймыр" работал уже штатным электриком, в 1974-м - на однотипном "Пожарском". Потом - армия.

После возвращения  Саша поступил на вечернее отделение Красноярского речного училища на электромеханическое отделение. В 1977 году он стал третьим помощником электромеханика теплохода "А. Матросов, через два года - вторым помощником электромеханика на "В. Чкалове", после навигации прошёл дипломирование на первого помощника.

Затем Александра Григорьевича командировали в составе принимающей команды в Болгарию для приёмке нового теплохода-танкера "Лена-нефть 2040" (с 2000 года - "Василий Суриков") но работать на танкере Бояринцеву не пришлось. В 1981 году он возвратился на своего "пассажира". С того времени с "Чкаловым" не расстаётся.

Сорок четыре навигации! Сказать, что роматника, нельзя. Для машинной команды романтического нет нечего. Четыре часа вахты в машинном отделении, в шуме, где температура в летнее время может быть более тридцати градусов, плюс вибрация и пары топлива и масла!

Однако тот, кто приходит на флот, остаётся, как правило, навсегда. В свои почти семьдесят лет Александр Григорьевич - бодрый, подвижный и оптимистично настроенный человек. Легко вступает в разговоры и искренне радуется новому общению.

Чем живёт экипаж?

Проходя по коридорам жилых и пассажирских помещений, ты словно попадаешь в музей. Всё пространство стен занимают фотографии и картины. На снимках отражена история судоходства на Енисее.

Где и как добывал капитан эти ретрокадры, известно только ему одному. Фотографии уникальные. Как признался Алексей Михайлович, некоторых нет даже в музеях. Одна из них вызвала удивление представителей семьи Ф. Нансена, которые побывали на борту теплохода. Надо ли говорить, что имеются и фотографии Валерия Чкалова и его семьи, которая ещё в советские годы побывала на теплоходе, носящим имя мужа и отца.

Силами капитана организована и видеотрансляция: на мониторах демонстрируются слайды видов реки и современного Красноярска, которые чередуются с электронной картой, показывающей нахождении теплохода в рейсе в реальном времени. Это ноу-хау создано для удобства пассажиров.

Некогда музыкальный салон переоборудован под детскую комнату. Удобные панорамные окна, расположенные в носовой части корабля, отданы ребятне, которой монотонная жизнь в рейсе уже не кажется такой утомительной. Кругом - мягкая мебель и ковры. И никто не сидит у них "над душой". Дети развлекаются, как им нравится.

Кормовой салон - так же на второй палубе - из читального зала переоборудован под небольшой тренажёрный зал. Но это уже для экипажа.

- Тренажеры и спортинвентарь мы приносим из дома. Что-то покупаем на свои деньги. Штурманам-судоводителям требуются физические нагрузки, - рассказывает капитан. - Вот и приходят сюда размять мышцы и кости!

Он, довольный шуткой, смеётся. Библиотека при этом сохранилась. По заказам пассажиров интересующие их книги приносят на пост дежурного проводника. На вопрос, откуда книги, слышу ответ:

- Как откуда? Что -то из личных библиотек, что-то из городских, что списывают из фондов. Оставляют и пассажиры после высадки.

А спортивный инвентарь действительно внушает уважение: это и беговая дорожка, и силовые тренажёры, и велотренажёр. Есть и самодельные спортприспособления.

Заканчивая своё повествование, хочу поблагодарить всех, от кого зависела моя поездка: генерального директора "ПассажирРечТранса"; Ивана Ивановича Шевченко, его заместителя по эксплуатации Павля Ярославовича Пановика, исполнительного директора "Клуба енисейских капитанов" Геннадия Андреевича Стержанова, главного редактора газеты "Речник Енисея" Сергея Сергеевича Иванова.

Александр КОМКИН,

член Союза краеведов Енисейской Сибири, член Клуба енисейских капитанов.

Лесосибирск.

Комментарии (1)

Гость


02.11.2023 10:32

А на камеру что сняли?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры