Молва

Дорогой друг - старый друг. Вчера, сегодня, завтра

Войдите, чтобы добавить в закладки

22.02.2025 19:49
3817
1

Вспомнить с грустью и содроганием лихие девяностые прошлого века натолкнуло неожиданное событие в нашей большой семье. Андрей, очень близкий нам человек, летел в китайский город Гуанчжоу для посещения специализированной промышленной выставки.

Надо же такому случиться, но почти сорок лет назад мне довелось в составе небольшой делегации тоже побывать в Китае и тоже вести предварительные переговоры. Поэтому я попросил Андрея по итогам своего посещения КНР подготовить для меня кратенький отчёт с фотографиями и, соответственно, в своём повествовании я буду выделять кавычками его изложение об увиденным и пережитом.

Но заглянем в историю, вернёмся к нашим девяностым и хотя бы кратко - к нашим взаимоотношениям с великим соседом. С 1991 года поочерёдно в Пекине и Москве через каждые 1,5 - 2 года стали проводиться встречи на высшем уровне. 

КНР на то время - второй по значимости торговый партнёр России. Поднебесная покупала у нас промышленную продукцию, сложную военную технику и технологии. Но уже к 1994 году с высоких трибун посыпались заявления о решимости двух стран развивать отношения равноправного, доверительного партнёрства. 

Более того, введённые в начале года новые импортные пошлины на китайские товары уже к середине 1994-го усугубили обстановку, и было официально заявлено, что итоги первого полугодия в экономических связях «великих держав» пошли на стремительное уменьшение. А с вводом визового режима на убыль пошла и стихийная торговля, которую поддерживали челноки.

А чем нам было тогда торговать? Энергоносителями, так у нас не было ещё тогда трубопроводов в китайском направлении и наливных станций, как и электросетей. А остальные отрасли занимались бурной, нелогичной, а зачастую и преступной приватизацией. И самое страшное, в том числе, под нож попадала и оборонка.

И что же я увидел в начале далёкого 1994 года, проезжая туда и обратно Маньжурию, Харбин и Дацин в провинции Хэйлунцзян. Главное - бедность людей. Это бросалось в глаза сразу и было непривычно. Всё-таки, как ни крути, в благосостоянии, а на то время - тем более, на ступеньку мы были выше. В деревне я увидел низкие полати, которые одновременно являлись и дымоходом от очага, и большой кроватью. 

В Дацине побывал в трёхкомнатной квартире специалиста нефтеперерабатывающего завода. Низкие потолки, очень маленькие комнаты. На балконе уместился только велосипед. Меня встречал хозяин и его мать, супруга, маленький ребёнок. 

На улицах городов, даже маленьких поселений днём всё находилось в движении - с постоянным шумом и, простите меня, грязью. Вереницы повозок, каких-то мотоциклов и мотороллеров, грузовых машин, в том числе попадались и наши, ещё советские, сливались в единую лаву, которая ничем и никем не регулировалась. Однако каждый из её участников непременно попадал к месту назначения. 

Но где бы мы ни были, всё компенсировалось искренней приветливостью и дружелюбием.

Что поразило? Огромные площади Харбинского агроуниверситета с многочисленными зданиями и сооружениями, с пересекающимися не просто пешеходными дорожками, а настоящими проспектами. Тогдашнему нашему, да и нынешнему КрасГАУ, пожалуй, такая мощь недосягаема. 

В одном из поселений я впервые в жизни увидел небольшую мельницу, а рядом с ней - цех по производству макарон. Тогда китайцы мне сказали, что за образец они взяли швейцарскую мельницу. 

У нас в крае такие мельницы стали устанавливать в конце девяностых, в том числе и в крупных сельхозпредприятиях. Однако при этом махнули рукой на большие мелькомбинаты. 

И ещё мне показалось, что если есть хоть маленькая возможность организовать швейный цех, они успешно запускали его в работу. Вот с тех времён китайские труженики и начали обшивать весь мир.

Уже тогда они вовсю, мягко выражаясь, «тырили» со всего мира технологии, современное оборудование. Но, пожалуй, данные действия были не хаотичные, а целиком направленные на значительное увеличение товаров для экспорта. А умение трудиться и учиться, в том числе творчески, добиваться, несмотря ни на что, своих целей, китайскому народу во все времена не занимать. 

Как не занимать мудрости и расчётливости китайским руководителям любого ранга при ведении переговоров. Бесконечные уточнения, возможные варианты абсолютно не рассматриваются, и окончательное решение лежит в плоскости только их намерений. 

Оказывается, за сорок лет ничего не изменилось. И сейчас у них торжествует абсолютный прагматизм.

Что ж, переместимся теперь в нынешнюю Поднебесную и посмотрим на всё глазами нашего современного, молодого человека. 

«Мне повезло с погодой, и я воочию наблюдал эти горы с самолёта. Красота невероятная - подножение южного Тибета! А уже почти на подлёте к городу можно разглядеть, как местные фермеры ведут хозяйство, как устроена планировка участков друг относительно друга.

Чэнду - город небоскрёбов и широких хайвеев. Один из крупнейших по численности населения в стране. Однако проблем с толпами и давкой я не заметил. Метро новое, но уже очень разветвлённое, с многочисленными станциями, и явно строилось на большую перспективу. Они объёмные и без проблем обслуживают мощный пассажиропоток. 

А в городе чисто и аккуратно, даже там, где старые микрорайоны с домами вроде наших пятиэтажек и где в небольшой речке рыбачат местные рыбаки. В большинстве своём местные жители чистоплотные и некурящие. Ещё сразу бросилось в глаза количество электромобилей - примерно 1/3 от числа всех машин в городе.

Я бывал в Китае 6 лет назад, и все эти тезисы про городское убранство применимы и к Хайнани ( курортный остров в Южно-Китайском море). Но тогда я считал, что остров является туристической витриной страны, но теперь складывается впечатление, что КНР не стремится создать где-то витрину, а, скорее, хочет превратить в витрину все свои владения».

Вот такие первые шаги и первые впечатления Андрея. Да, действительно, Поднебесная не может похвастаться бескрайними полями. Все её сельскохозяйственные земли разделены в основном на 200 миллионов домохозяйств со средним наделом 0,65 гектара. Но и она уходит из под ног превращаясь в промышленную из-за индустриализации страны. Поэтому нашим сельхозникам и руководящим лицам уже некогда размышлять, а надо кратно и ежемесячно наращивать поставку продуктов питания нашим соседям. 

И тому подтверждение - довольно-таки интересная тенденция на китайском рынке. У них появились фирмочки, подделывающие свою продукцию под наши, российские, продукты питания. Значит, спрос уже устоялся. У меня нет сомнений, что такое возможно. 

У нас в Красноярском крае есть чем и кому торговать. Надо лишь государственным структурам, депутатам всех уровней внимательно посмотреть и посчитать, а чего лишнего навесили на плечи крестьян и промышленников в виде налогов, сборов, страховок? А надо ли экспортёров давить ценами на энергоресурсы и технику?

Без данных шагов такой бескрайний рынок не завоёвывают, а лишь дарят другим, в том числе и нашим врагам. Крестьяне-то наши тоже умеют высоко эффективно работать, как и новое поколение наших промышленников.

«По самой выставке буду краток. Она огромная, 1,2 миллиона квадратных метров, самая большая в Азии. На выставку людей завозят огромными автобусами, а между павильонами курсирует электрокар.

Видно, что промышленность в Китае развивается интенсивно и разнонаправленно. По каждой теме, будь то станки с ЧПУ, автомобили, генераторы, лампочки, контроллеры и прочее, есть минимум 20 компаний, которые этим занимаются, и это только те, что приехали на выставку. 

Мы собрали контакты нескольких фирм, которые занимаются производством и поставкой ЧПУ станков. В данный момент обсуждается вопрос комплектации, цены и условий поставки».

То, о чём я говорил выше. Сразу и с ходу заключить договор не удалось.

«Следующая остановка - Шенчьжень. Город расположен не очень далеко от Гуанчжоу (пара сотен километров) и сообщается с ним высокоскоростной железной дорогой. Нас встречает многоуровневый вокзал. Сами поезда ходят через каждые 15 - 20 минут. Скорость местами выше 300 км/час и никакой тряски. Из забавного - есть индикация количества человек в туалетах, чтобы побыстрее принимать решение. 

Сам город произвёл ещё более сильное впечатление, чем Гуанчжоу. Красоту ансамбля небоскрёбов в центре с иллюминацией всех зданий, завязанных в общую симфонию, нельзя ничем оценить. 

Китай активно работает в направлении раздельного сбора мусора. Везде маркированные урны, и местные жители эти правила стараются соблюдать.

Перелёт назад был через столицу Поднебесной - Пекин. На удивление, он оказался очень спокойным, скорее - больше похожим на перелёт в провинциальный город. Здесь уже нет такой пёстрой иллюминации и множества небоскрёбов, да и погода, на самом деле, куда ближе к сибирской. 

Время не позволяло нам подробно ознакомиться с достопримечательностями главного города. Поздним вечером Олимпийский парк выглядел совершенно не празднично, но всё равно оставил приятное впечатление. А уже утром, двигаясь на такси в аэропорт, мы выбрали маршрут мимо площади Тяньаньмэнь и мавзолея Мао. Так вот, до сих пор к мавзолею выстраиваются невообразимые очереди. Всё-таки китайцы ценят и чтят свою историю»

Вот как наши соседи распорядились своими ресурсами и временем с началом 2000-х годов. Вздыхать и каяться по данному поводу нет смысла. Вроде все и всё понимают. Даже расписаны действия по пунктам и разложены по полочкам, но многое ещё и мешает, и СВО тут даже и не причём. 

Хочется закончить свой небольшой рассказ китайской пословицей, которую процитировал наш президент Владимир Владимирович Путин во время одного из последних переговоров с Си Цзинь Пином: «Удачи в десяти тысячах дел». 

Дай то Бог, чтоб справились мы со своими трудностями!

Уяр.

Автор:
Анатолий Карабарин
Фото:

Комментарии (1)

Отклик в телеграм-канале "Красраб". Подписывайтесь - https://t.me/krasnrab

Шикула Тамара Яковлевна: «Да, удачная поездка. Было чему удивиться. А ещё и советы нашим изложить. Молодец автор».

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти


Войдите, чтобы добавить фото