Точка зрения: огненные рекорды

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.08.2019 11:22
1

Читать все комментарии

370

Тема лесных пожаров не сходит с газетных страниц, заполоняет эфир. Включил на днях на даче радио, чтобы узнать последние известия, и что услышал?

Вопросы без ответа

Огонь полыхает на площади 2,5 миллиона гектаров лесных площадей. Дым от кострищ в сибирской тайге перевалил Уральский хребет и может достичь Москвы...

Словом, налицо экологическая катастрофа планетарного масштаба. Даже президент США Дональд Трамп предложил оказать содействие России в борьбе со стихией.

Ну, вроде бы обошлись своими силами. Ситуация с лесными пожарами в краевом центре была обсуждена на представительном совещании с участием премьер-министра страны Дмитрия Медведева, который пришёл к выводу: "Пока ничего сверхпечального не происходит..."

А раз так, то и повода нет для особой тревоги. И всё-таки она не покидает. Видимо, потому, что за бортом совещания осталось много вопросов, на которых не было дано ответа.

К примеру, динамика лесных пожаров Северо-Восточных провинций Китая, как и на российской территории, определяется 10-летним циклом катастрофической горимости лесов, связанной с климатическими условиями. Так, пиковые значения для площади лесных пожаров отмечались там в 1952, 1962, 1972, 1982 годах.

Кроме того, внутри 10-летних выделяются ещё и 5-летние циклы повышенной горимости. Вероятно, 2003 год, когда общая площадь лесных пожаров в Северо-Восточном Китае превысила 1 миллион гектаров, стал очередным пиком 10-летнего цикла, а 2006 год с площадью пожаров в 487,6 тысячи гектаров - проявление 5-летнего цикла повышенной горимости лесов.

Интересен тот факт, что в 2011-2014 годах на рассматриваемой китайской территории площадь лесных пожаров была очень небольшой, хотя в это время была высокая вероятность возникновения катастрофических лесных пожаров в соответствии с 10-летним циклом.

По мнению учёных, изучавших это явление, увеличение горимости не произошло в немалой степени в результате совершенствования системы предупреждения и тушения лесных пожаров. За последнее десятилетие их площадь значительно сократилась не только в Северо-Восточных провинциях Китая, но и в целом по стране. Если в 2006-2010 годах среднегодовая площадь лесных пожаров в Китае составляла 240,4 тысячи гектаров, то в 2011-2015-м - 47,6 тысячи гектаров.

В Российской Федерации, в отличие от Китая, среднегодовая площадь лесных пожаров за последнее десятилетие заметно увеличилась - с 1,7 миллиона в 2006-2010 годах до 2,1 миллиона гектаров в 2011-2015 годах.

Лесная политика, которой нет

31 декабря 1916 года ссыльный учитель В. М. Остриков, проживавший в Ачинске, обратился в управление земледелия и государственного имущества Ерисейской губернии с просьбой разрешить построить в Жуковском лесничестве смоло-скипидарный завод.

В своём прошении он писал: "Интересуясь лесным делом, нельзя оставаться безразличным, когда бесполезно гибнет масса отбросов леса без всякой утилизации их на соответствующих заводах. Решая при этом два вопроса - превращение лесных отбросов в рыночные продукты и санитарное состояние леса - удаление из леса валежа, пней, служащих приютом для различных вредителей и пищей для лесных пожаров..."

Несмотря на положительное заключение со стороны Жуковского лесничего Аксакова ("Разрешить немедленно и с предоставлением льгот!"), лесной департамент письмом от 17 августа 1917 года отклонил эту просьбу, заявив, что "департамент не усматривает надобности в подобных заводах..."

С тех пор, после залпов Великого Октября, произошло немало событий, в том числе и в лесной отрасли края, которая достигла своего высшего расцвета в период послевоенных совнархозов.

Тогда на берегах Енисея была получена первая сибирская целлюлоза. Стали действовать производства уникального лесохимического комплекса, включавшего ЦБК, деревообработку, заводы - гидролизные, шинный, синтетического каучука, резинотехнических изделий, искусственного волокна, шёлковый комбинат.

Опилки и обрезки деревообработки, пни и отходы лесосек превращались в шины, шёлковые ткани и другие товары. В десятки стран мира пошли не только пиломатериалы, но и продукция завода медицинских препаратов.

Но возврат к министерскому правлению, сверхцентрализму, допустимому только в годы войны, стал роковым для лесохимии, которая никак не вписывалась в ведомственные границы. Ну а теперешнее рыночное настоящее окончательно добило невинную страдалицу.

Не случайно на презентации моей книги "Преодоление" в 2009 году в краевой научной библиотеке заместитель директора Центра защиты леса Красноярского края Г. П. Кузьмина заявила, что в крае вообще нет лесной политики.

Да и как можно назвать политикой ситуацию, когда различного рода временщики-арендаторы захватили лучшие массивы, снимают кубатуристые "сливки", бросая в тайге не только сучья и хвою, тонкомер и перестой, но и уже заготовленную, но не совсем кондиционную древесину?

В том же 2009 году в одном только Пировском районе восемь предприятий-арендаторов при общей заготовке 180 тысяч кубов десятки тысяч их оставляли в лесосеках.

Что-то изменилось в повадках временщиков по сей день? Отнюдь! В том же номере "Красноярского рабочего", в котором поведано о высоком совещании с участием Медведева, прошло сообщение о том, что следственные органы СК РФ возбудили уголовное дело в отношении должностных лиц Абанского лесничества.

"С марта 2018-го по апрель 2019 года,- говорится в заметке,- в результате заведомо ненадлежащего лесопатологического исследования, с согласия министерства лесного хозяйства края здоровый, не подлежащий вырубке лес, был продан коммерческой организации для проведения сплошной санитарной рубки. В результате государству был причинён ущерб, превышающий 3 миллиона рублей..."

Теперь понятен столь стремительный рост лесозаготовок в регионе, позволивший министру лесного хозяйства края Димитрию Маслодудову заявить, что по показателям лесозаготовки в 2018-м край превзошёл лучший показатель советского периода.

В прошлом году заготовлено 28,6 миллиона кубометров леса - на 5,5 миллиона больше, чем в 2017-м. Хотя для экономики края эти охальные миллионы мало что значат. Вклад в неё так называемого лесного комплекса не превышает жалкие 3 процента.

В 2009 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев публично выразил намерение сделать упор на лесопереработку. Ибо те же Канада и США имеют от лесной индустрии в валовом национальном продукте в 600-700 раз больше валюты, чем Россия. А Финляндия - аж в 900 раз!

Намерение было высказано. Что в итоге? В России вывоз леса-кругляка по-прежнему правит бал. И ещё один печальный итог: лесные кладовые превращаются в своеобразную пороховую бочку, готовую взорваться очередной экологической катастрофой.

Теодор ШЕВЧЕНКО,

журналист.

Красноярск.

Комментарии (1)

Всё верно, Теодор, но есть одно НО. В Советское время лес пилили, везли на лесозаводы, доски в Игарке на корабли со всего мира грузили, деньги от этого рекой текли Государству. Сейчас заводы закрыли, оборудование в металлолом сдали, лес в Китай кругляком гоним. Кто против- или в тюрьму (Захар Минчик), или пошла Вон (Давиденко). Почему. Да прикиньте, кому это выгодно. Вот они то и имеют прибыли, а край- пшик. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры