Виктор Петрович Астафьев считал себя пролетевшей над землёй птицей

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.03.2024 21:27
1

Читать все комментарии

3784

Мой путь к В. П. Астафьеву начинался с его "Царь-рыбы". Предвкушая чтение, каждый пытался определить, кто же она такая - рыба, да ещё царь? Ведь в каждой местности имеются свои "цари" в животном мире.

В Ирбейской тайге я бы присвоил такой почётный титул среди рыб - тайменю, среди зверей - сохатому, среди птиц - глухарю. Часто даю такое задание детям. Выполняют с интересом. А затем посещаем музей, где есть панно о нашем животном мире.

Прочитав произведение Виктора Петровича, мы уяснили, кто для него является главной рыбой на Енисее. Осётр. Ожидали, что это будет чисто рыбацкая история. Но сюжет так повёрнут, что обнажает все наши вечные человеческие взаимоотношения - и между собой, и с природой. И как последняя жестоко наказывает нас, когда мы переходим некоторую границу дозволенного нам бытия.

Как-то один ангарец рассказал об устройстве самолова. С тех пор, беседуя со школьниками о "Царь-рыбе", выполняю на доске меловой рисунок этого браконьерского орудия лова. Дабы не стали браконьерами.

Затем было произведение "Медвежья кровь", где затронуты проблемы опять же человеческой морали, сохранения живого на Земле. По-новому отозвались в душе незаштампованные мысли о войне в повести "Пастушка и пастух".

И чем больше я читал Астафьева, тем больше в него и в его героев влюблялся. В 1996 году созрел до письменного обращения к маститому прозаику, даже проявил нескромность, пригласив писателя к себе в деревню.

Был очень удивлён, когда пришёл ответ. Виктор Петрович собрался приехать, половить харюзков, поночевать у костра, поесть уху. Даже спросил, на каком транспорте лучше до нас добраться. Однако состояние здоровья не позволило осуществить задуманное.

Обращался к нему ещё несколько раз. Всегда получал краткий или подробный ответ. Четыре письма от него хранятся в школьном музее.

Хотел бы представить копию письма от 16 марта 1998 года Я обращался с вопросом - где можно приобрести полное собрание его сочинений? Получил ответ. Приобрёл 15-томное издание. И в течение двух с половиной лет изучал это наследие.

Чуть позже вышла ещё одна книга - "Пролётный гусь". Я понял, что он себя считает пролетевшей над землёй птицей.

О смысле и содержании его повестей, рассказов, романов рассказано уже много, в том числе и на страницах "Красноярского рабочего". Чем мне помогает Астафьев? Как учитель истории и музыки, я часто обращаюсь к нему и довожу его мысли и суждения до своих школьников. Надеюсь, что они тоже окунутся в мир его героев, его природы, на внутреннюю сущность каждого из нас.

Отдельная тема - изображение войны. Роман "Прокляты и убиты" стоит в одном ряду с "Войной и миром" Л. Н. Толстого. Чего стоит одно выражение о том, что правду о войне не знает никто, слишком она неподъёмна для народа. Сегодня снова война. Нужен новый Астафьев, чтобы познать её правду.

Копии писем я переправил в Иркутск местному издателю Г. Сапронову, обещавшему издать письма Астафьева и выслать книгу. В мае 2009 года книга по письмам В. П. Астафьева "Нет мне ответа" уже лежала на моём рабочем столе. Я с огромным интересом окунулся в мир эпистолярного наследия великого писателя.

Думаю, книги В. П. Астафьева будут всегда служить нам маяком для выбора наших жизненных ориентиров.

Однажды ко мне в гости заглянул выпускник восьмилетней школы Василий Козлов. Мы жили по соседству, детство прошло в общих играх. Правда, я успел поучить Васю пару лет до призыва в ВМФ.

Показал гостю среднюю школу, краеведческие материалы, кабинеты, спортзал. А когда он в музее увидел письма Астафьева, поведал такую историю.

Сам он проживает в Овсянке. Десятки раз встречался с писателем. А однажды Виктор Петрович купил у Василия 2 килограмма хариуса. Рыбацкую привычку Вася приобрёл здесь, у нас - в Степановке. Его отец и братья - все были заядлыми рыбаками.

Мой сродный брат Евгений Старосельцев, хирург, как-то тоже побывал в гостях у писателя. Впечатления от общения - восторженные. Астафьев умел быть душой кампании, очень был приветлив и разговорчив.

На 75-летний юбилей школьники под руководством Николая Александровича Симакова вырезали из дерева памятный сувенир. Раиса Андреевна, моя жена, завезла подарок на квартиру В. П. Астафьева. Писатель был в отъезде, подарок приняла жена его Мария Семёновна.

Виктор ОБЕРМАН,

заслуженный педагог Красноярского края.

п. Степановка,

Ирбейский район.

Письма Виктора Петровича Астафьева

Уважаемый Виктор Яковлевич! Спасибо за письмо. Высылаю Вам открытку с моим портретом. С радостью узнал, что Вы таёжник и рыбак. С охотой я давно покончил, да и охотник-то был - горе, скрадёшь рябчика и реденько тетеря или утку. Зверя не одолевал, ибо с войны вижу одним глазом, и стрелял с левого плеча. И при своей замедленной реакции или вперёд, или сзади на километр.

А вот рыбаком, тоже, правда в основном - теоретиком, ещё остаюсь. Но в моей родной деревне рыбалки на Енисее не стало, а выезжать в далёкие таёжные места сделалось несподручно, сделался тяжёл на подъём, да и людей затруднять не хочется.

Но, тем не менее, попросился бы к Вам в гости, на знаменитый Анвел, да тем более на его приток. Я - заядлый харюзятник по малым рекам и, надеюсь, у Вас ещё можно поймать на уху? Как к Вам ехать? В Ирбее бывал, по клубнику с Серёгой Задереевым ездил, и на Кану рыбачил гальянов и пескарей, из них, мною пойманных, и уху варили, ибо местные рыбаки-хвастуны, раскинув 200 метров сетей, поймали лишь пяток сорожек и говорили, что и на Анвете не лучше. Так на какой машине можно до Вас добраться? На "Волге", на "Уазике"', на тракторе?

Напишите мне. Представление о Ваших селениях я уже имею. Один мне многое рассказал о том, как они осваивали сибирские дебри в верховьях Кана и на Анвеле.

Доброго Вам здоровья. Поклон Вашим близким и ученикам Вашей школы.

В. Астафьев.

27 января 1996 года.

* * *

Дорогой мой Оберман! Когда пришла Ваша телеграмма, я был в Москве... Ничего не вышло из моей затеи, что-то я ослеп, как переболел, так и не могу поправиться. Лёгкие у меня больные, одно ранено, другое под воспалением, мне ночью и на берегу-то, даже в палатке, ночевать нельзя Ах, как хочется в тайгу, на речку, харюзков потаскать, но, увы, увы... Вот пролечусь, как следует, может, когда и съездим на речку, а пока благодарю Вас за приглашение и хлопоты.

Клёв Вам на уду!

Здоровья, лучшей жизни! Добрых надежд на будущее.

Кланяюсь,

Ваш В. Астафьев.

5-го июня 1996 г.

* * *

Дорогой Виктор Яковлевич!

Подписку на моё 15-томное собрание сочинений принимают все центральные магазины г. Красноярска, возможно, и в Ирбее что-то делается. В районах, где книгопродавцы посообразительней и поразворотливей, подписку и продажу собрания сочинений ведут, ну, а где в носу ковыряются и у моря погоды ждут, там и не знают об этом издании, хотя и в массовых газетах, и в центральной печати о нём сообщалось.

Сейчас, когда я сдал последние тома собрания сочинений (ох, и громоздкая же эта работа), со временем у меня будет лучше, и я могу себе позволить куда-то съездить. Кроме того, секретарём нашего Союза писателей (краевого) мы избрали Сергея Задереева, он родом из Ирбея, так может мне и его удастся уговорить съездить в Вашу Степановку.

Доброго Вам здоровья! Кланяюсь.

В. Астафьев.

16 марта 1998 г.

* * *

Уважаемый Виктор Яковлевич!

Вам лучше всего побывать в Краевой научной библиотеке, там 16-го сентября будет проводиться открытая конференция с участием гостей, где-то часов в 10-11 начало. Извините, занят по маковку. Желаю доброго учебного года.

Кланяюсь - В. Астафьев.

1 сентября 1998 г.

с. Овсянка.

Комментарии (1)

Отклик в группе "КР" в "Одноклассниках"

Сергей Байкалов: «Из переписки писателя В. П. Астафьева: "Ах, как мне тоже хотелось бы похвалиться и похвалить Вас! Да за что? За то, что, борясь за свою «генеральскую» правду, Вы забыли похоронить павших бойцов, и косточки их по сию пору валяются по русским лесам, полям и болотам (за границей-то все они прибраны, и я видел не в ГДР, а в ФРГ бережно хранимые могилы наших солдат), или хвалить за то, что, жируя в послевоенные годы, наши мудрые старшие товарищи вспомнили о вояках через двадцать лет, когда их большая часть уже отстрадалась и лежала в земле? Не надо трогать и прижигать наши раны, генерал! А правды Вам уже не спрятать, как не спрятать и того, что сейчас творится в доблестной сов. армии. А ведь пытались и пытаются спрятать изо всех сил и такие вот блюстители «чистоты мундира», как Вы, изо всех оставшихся сил помогают творить преступление".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры