Бугуртакского священника признали контрреволюционером

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

22.02.2023 01:21
0

Читать все комментарии

3485

Уважаемые сотрудники газеты! Прошу вас оказать содействие в поиске информации об уроженце села Борки нынешнего Тюменского района Тюменской области Богданове Максиме Петровиче, 1885 года рождения.

Он примерно с 1924 служил псаломщиком, а с 1928 года - священником в селе Бугуртак Курагинского района при храме Покрова Пресвятой Богородицы. У него на то время была жена Варвара Петровна, 1883 года рождения.

В 1929-1930 годах, после закрытия храма, он был записан советской властью в единоличники. В 1933-м М. П. Богданов вместе с пятью местными крестьянами был арестован. Он получил 10 лет, а крестьяне - 5 лет лагерей. Затем, 1 июня 1938 года, Богданов вместе с группой священников со всего СССР был расстрелян в Благовещенске как контрреволюционер.

В 2000 году Максим Богданов был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Подробности вы можете прочитать в моей статье от 3 февраля 2023 года "Священномученик Максим Богданов", опубликованной на сайте Тобольской митрополии. В бумажном варианте эта статья выйдет в "Сибирской православной газете" после 15 февраля.

Священномученик Максим - святой человек РПЦ, земли Тюменской, но и Красноярского края. Я призываю вас вести поиск информации вместе. Мне что-то удалось найти за три года, но мало информации по вашему краю.

В настоящее время неизвестно, были ли дети в семье Богдановых? Может, где-то в подворных списках, в архивах Курагинского загса или бывшего Бугуртакского сельсовета отыщется эта информация.

Неизвестно, жила ли Варвара Петровна после 1938 года в селе Бугуртак? Или переехала куда-нибудь? Может быть, она вновь вышла замуж? Ведь в деревнях все про всё обычно знают. Возможно, у кого-то сохранились фото: храма села Бугуртак тех лет, жилого дома или фото семьи Максима и Варвары Богдановых? Детей? Могли ведь остаться внуки или правнуки? Всякое в жизни бывает. История бесследно не теряется.

Мы в Тюменской области этих данных не имеем. Не известно, где получил Максим духовное образование? Может, что-то отыщется в государственных архивах Красноярска?

Я буду ждать ответа. Ведь в ноябре 2023 года исполняется 100 лет Тюменскому району, и хочется ещё написать про этого светлого человека на этой грешной земле.

Мой почтовый адрес: 625513, Тюменская область, Тюменский район, село Борки, улица Северная, дом 18, Калининскому Владимиру Васильевичу, электронный адрес: vkalininskiy56@mail.ru.

С уважением,

Владимир КАЛИНИНСКИЙ,

краевед-исследователь, ветеран труда, член общественной палаты Тюменского района.

Тюменская область.

Из статьи "Священномученик Максим Богданов"

"В 1928 году Максим Богданов был рукоположён в сан священника и служил в храме села Бугуртак Курагинского района. Поначалу в деревне Буртакской, стоящей на реке Туба, была построена часовня, а 1903 году была возведена и освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С 1903 года деревня получила статус села Бугуртак. Поэтому здесь появился и самостоятельный приход. В местном приходе на службе состоял священник и псаломщик. У приходского причта (церковнослужители при храме.- Прим. авт.) имелось два жилых дома. В одном из этих домов жила семья Богдановых.

В 1929-1930 годах повсеместно в советской стране в муках зарождались колхозы. Закрывались повсеместно православные храмы, и началась самая настоящая охота на священнослужителей. Добрый и рачительный хозяин на земле русской - крестьянин - превратился повсеместно в ярого врага советской власти. В смычку к своему злейшему врагу - кулаку - на селе партийные чиновники от ВКП(б) ещё присоединили обыкновенного попа.

Тот, кто по идеологическим соображениям не подходил, чтобы стать членом колхоза, того записывали в единоличника. И так по всей стране. Вот и наш герой, священник Максим Богданов, кормился от святой церкви, а теперь он должен был пахать землю, сеять зерновые культуры и собирать урожай и до единого зёрнышка отдавать в общественный фонд государства. А то, что сельский батюшка не имел в хозяйстве плуга и бороны, чтобы обрабатывать землю, и никогда не имел своей лошади, никого не интересовало.

Осенью к батюшке в усадьбу наведывалась особая команда из сельских пролетариев, чтобы реквизировать последнюю козу или овцу. Команда готова была стащить со стола даже самовар с горячим кипятком. А во дворе эта свора сельских экспроприаторов долго ещё пыталась обычно переловить и очумевших от ужаса ловли деревенских кур. Крестьян и сельских священнослужителей обирали до нитки в те жуткие годы.

Вот в этом селе Бугуртак Западно-Сибирского края весной 1933 года крестьяне единоличники отказались засевать выделенные участки из-за отсутствия семян и, соответственно, неимения средств на покупку посевного материала. А Курагинское районное отделение ОГПУ (предшественник НКВД СССР.- Прим. авт.) сразу объявило, что это антигосударственный заговор.

16 апреля 1933 года священник и пять местных крестьян были арестованы. Понятное дело, сотрудники ОГПУ нашли быстро среди местных крестьян руководителя бунта - местного священника Максима Богданова. На том следствии из местных крестьян "выбили" нужные показания, что их действиями руководил приходской священник, отец Максим. И 13 мая 1933 года Особая тройка ОГПУ Запсибкрая приговорила пятерых крестьян к 5 годам лишения свободы. А священник и "организатор" саботажа Максим Богданов получил на полную катушку, 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Все сфабрикованные обвинения в свой адрес, как руководителя контрреволюционной группировки, отец Максим на следствии не признал. Его выдержке и мужеству противостоять злой силе в форме сотрудников ОГПУ можно удивляться. Многое из той жизни в заключении нашего героя мы не знаем, но необходимо верить, что это был смелый и отважный пастырь Русской Православной Церкви. Он любил свою церковь, своих прихожан и свою православную Россию".

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры