"Почта России" намерена отсудить у "Красноярского рабочего" 2,3 миллиона рублей

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.01.2021 15:50
0

Читать все комментарии

1067

Через неделю, 2 февраля, Арбитражный суд Красноярского края проведёт предварительное заседание по иску акционерного общества "Почта России" к редакции "Красноярского рабочего".

По сути, это дело о мнимом долге, и длится спор уже десять лет. Но почему-то именно сейчас почтовики решили обратиться в суд, чтобы взыскать с "КР" 2 миллиона 302 тысячи 639 рублей и вдобавок - 23 копейки.

До этого они иски нам не предъявляли, хотя могли бы нарисовать более внушительную сумму. Видимо, сомневались в своей правоте. Теперь же, лишившись статуса государственного предприятия, превратившись в АО, надумали идти напролом: будь что будет.

А будет в случае положительного для "Почты России" решения суда вот что. Старейшая из ныне издаваемых в стране газет, скорей всего, прекратит существование. У "Красноярского рабочего" просто нет таких денег, ну, разве что 23 копейки лишние найдём.

И всё-таки - о чём сыр-бор?

Любой читатель газеты, оформляя подписку, заключает с "Почтой России" договор. Конечно же, вы его никогда в руках не держали, поскольку становитесь обладателем лишь квитанции и копии подписного абонемента. Но именно там указаны уплаченная вами сумма, срок подписки и домашний или рабочий адрес, по которому в день выхода газеты почтальон обязан доставить вам "Красноярский рабочий".

У стоимости подписки - две составляющие. Первая - сугубо редакционная, в неё включены затраты на бумагу, полиграфию, оплату труда журналистов и других сотрудников, аренду помещений и прочее. Вторая - это оплата почтовых услуг по оформлению и исполнению договора подписки.

Исполнение же этого договора включает в себя сортировку тиража в цехе экспедиции после доставки его из типографии, а также перевозку газет по краю до почтовых отделений, именуемых газетными узлами, доставку до менее крупных отделений, а уж затем - до деревень и сёл, где почтальоны разносят экземпляры "КР" по почтовым ящикам, а то и вручают лично в руки.

Это, как уже подтвердил Высший арбитражный суд России, единый технологический процесс, оплаченный подписчиком. Вырви из него отдельное звено - прервётся вся цепочка, что должно быть понятно даже школьнику.

"Почта России" раньше даже и не думала о нарушении этой технологии. В инструкции "О порядке открытия, закрытия и учёта газетных узлов", утверждённой приказом Министерства связи СССР 14 мая 1990 года, говорилось, что "газетными узлами называются предприятия связи, которым предоставлено право получать периодические издания непосредственно из экспедиционных предприятий, обрабатывать и направлять в прикреплённые отделения связи".

То есть никто другой, кроме почтовой экспедиции, не мог доставлять отпечатанные тиражи в эти самые газетные узлы. И мчались по ночам почтовые машины по всему краю, выполняя свою строго оговорённую миссию.

Но уже в новейшей истории, в конце 2010 года, чиновникам "Почты России" пришла в голову идея: а почему бы не возложить на издателей обязанность доставлять тиражи до газетных узлов за свой счёт? И редакциям стали предлагать подписывать дополнительные соглашения - мол, или возите газету из Красноярска сами, или раскошеливайтесь.

"Красноярский рабочий" с попыткой вымогательства не согласился. Мы считали и считаем до сих пор, что сортировку и доставку газет от краевого центра до почтовых ящиков уже оплатили читатели, оформившие и тем самым заключившие с почтой договор подписки.

Исходя из положений Гражданского кодекса РФ, заказчик должен оплатить оказываемые ему услуги. В данном случае они оказываются "Почтой России" не редакции "Красноярского рабочего", а подписчикам. Установление платы за услуги, которые не оказываются, противоречит закону.

Если "Почта России" не доставит издание по тому или иному адресу, ссылаясь на отказ редакции привезти его за свой счёт в газетный узел в Канск, Ачинск, Минусинск и прочие города и веси, она нарушит условия договора с подписчиком. А это может повлечь подачу иска, связанного с взысканием морального вреда за неисполнение договора на оказание потребительских услуг и выплатой материального ущерба со стороны подписчика в соответствие с законом "О защите прав потребителей".

По сути дела, "Почта России" захотела необоснованно обогатиться - получить за одну и ту же услугу деньги и с подписчика, и с редакции.

Не буду вдаваться в другие тонкости иска, читателям их знать совсем не обязательно. В бумаге этой - нагромождение ссылок на законы, договоры, акты. Не упоминается только Высший арбитражный суд, признавший незаконным дополнительное требование денег с издателей.

Мне кажется, "Почта России" просто решила зачистить хвосты после преобразования государственного предприятия в акционерное общество и действует по принципу "Авось пронесёт". Недаром же в иске допущены профессиональные казусы: например, вместо устоявшегося термина "подписной тираж" многократно указано: "подписанный".

Кстати, ровно так же - совсем не серьёзно - "Почта России" подходит к выполнению своих обязательств по доставке газеты подписчикам. В редакцию едва ли не каждый день звонят люди, которые не могут найти "Красноярский рабочий" в своём почтовом ящике не то что в день выхода, но и через неделю, а бывает - и через месяц.

Все претензии подписчиков, связанные с плохой доставкой, с недавних пор в почтовых отделениях не принимают, равно как и в краевом управлении федеральной почтовой связи. Жалобы надо передавать в Москву - по телефону, электронной почте, через сайт "Почты России". А уж из столицы строгие указания должны поступить в Красноярск.

Процедура не только утомительная, но и малоперспективная. Столичный телефон десятками минут не отвечает, операторы порой даже не знают, что такое подписка, потому как сами газет не читают. Но самое главное - отсутствие какой бы то ни было ответной реакции: ни сообщения о регистрации обращения, ни информации о принятых мерах. Во всяком случае, редакция "КР", передающая жалобы читателей в Первопрестольную, ничего этого не получает.

Создаётся впечатление, что АО "Почта России" целенаправленно ведёт работу по дискредитации института подписки. И параллельно - по ликвидации самих печатных изданий, о чём свидетельствует предъявленный "Красноярскому рабочему" иск. Ведь, несмотря на нашу уверенность в правоте, точку в деле будет ставить арбитраж, а у судьи - свои аргументы, не всегда совпадающие с выводами вышестоящий инстанции.

Перефразируя известную фразу, можно сказать: нет газеты - нет проблем. О правах читателей в таких случаях никто не думает.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ,

главный редактор "Красноярского рабочего".

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры