Новый год, он не ждёт! Он у самого порога!

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

31.12.2022 17:48
0

Читать все комментарии

2500

Сегодня, накануне Нового, 2023 года, мне захотелось расспросить тех людей, которые когда-то родились и жили в Красноярске и крае или приехали сюда искать свою птицу счастья, сотворили здесь что-то интересное, очень кому-то нужное и принесли много радости людям.

А в какой-то момент судьба увлекла их в другие города и веси. Я их нашла и задала им два вопроса: что вы вспоминаете при слове "Красноярск" и что хотели бы пожелать красноярцам накануне Нового года? Вот их ответы.

Павел ЯЩЕНКОВ,

балетный критик, журналист, обозреватель газеты "Московский комсомолец", Москва:

- Я был в Красноярске в 2014 году на балетном конкурсе "Гран-при Сибири", который проходил в рамках III Международного форума "Балет XXI век". Он мне запомнился прежде всего своими открытиями. Имена многих артистов, тогда ещё очень юных, сейчас у всех на слуху. Некоторые из них выступали по младшей группе, будучи ещё учениками хореографических училищ.

Дмитрий Соболевский (сейчас премьер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, куда перешёл из Красноярского театра оперы и балета) и Олег Ивенко получили первую премию и золотую медаль по старшей группе. Олег Ивенко прославился в 2018 году, сыграв Нуреева в британском художественном фильме "Нуреев. Белый ворон" у знаменитого английского режиссёра и артиста Рэйфа Файнса.

А Алексея Путинцева наградили золотой медалью по младшей группе. Сейчас он солист Большого театра, несколько лет назад прогремел в балете Мориса Бежара "Парижское веселье", и его карьера переживает стремительный взлёт.

Егор Геращенко, другой ученик Московской балетной академии, на конкурсе в 2014 году завоевал по младшей группе серебряную медаль, станцевав помимо классики современный номер на стихи Иосифа Бродского. А сейчас он достиг высшего ранга в иерархии Большого театра, став премьером.

В 2014 году во время конкурса я познакомился и с артистами балета из Красноярска. Георгий Болсуновский, тогда ученик Красноярского хореографического училища, участвовал этим летом в Международном конкурсе в Москве. Он сейчас премьер Красноярского театра и везде на международных конкурсах берёт золото или серебро. Завоевав в 2014 году по младшей группе бронзовую медаль, он четыре года спустя на том же конкурсе "Гран-при Сибири" получил высшую награду.

У этого замечательного артиста огромный прыжок и прекрасная техника. Недавно он поразил специалистов в роли Дьяволино, когда красноярцы привезли в Москву балет XIX века "Катарина, или Дочь разбойника" Цезаря Пуни, показав его на Исторической сцене Большого театра. Хореография его не сохранилась, но Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц создали такую удачную стилизацию под старину, что буквально возродили балет из небытия.

За партию в "Катарине" Болсуновский получил от журнала "Балет" единственный в России приз "Душа танца", присуждаемый профессионалам от профессионалов, в номинации "Звезда балета", который ему вручат в 2023 году в Международный день танца в Москве. За роли в этом балете на премию "Золотая маска" выдвинули и других прекрасных солистов Красноярского театра - Матвея Никишаева и Марчелло Пелиццони.

Красноярск мне запомнился прежде всего театром оперы и балета, где всю неделю шёл конкурс. Тогда же в Красноярске проходило и заседание Ассоциации международных балетных конкурсов, а в хореографическом колледже главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская провела круглый стол, где я сделал доклад.

Несмотря на занятость, мы смогли посмотреть и город, и его окрестности. Нам показали корабль "Святитель Николай", на нём плавал Николай II и везли Ленина в ссылку. И памятник знаменитому русскому дипломату Николаю Резанову. Его истории любви посвятил поэму Андрей Вознесенский. А по ней в Ленкоме была поставлена знаменитая рок-опера "Юнона" и "Авось". Побывали мы в доме писателя Виктора Астафьева в селе Овсянка и на Красноярской ГЭС. Я был вдохновлён и самим городом, и живописной природой вокруг него!

Желаю красноярским артистам и всем красноярцам здоровья, творчества и таких потрясающих балетов, как "Катарина, или Дочь разбойника", а также ярких открытий на конкурсе "Гран-при Сибири", что должен пройти в 2023 году. И наслаждения от таланта и мастерства хореографов и солистов! Они в Красноярске замечательные!

Владимир ФАТЕЕВ,

заслуженный художник РФ, Новосибирск:

- Мы с женой Ларисой из Красноярска. Там родились, жили, родили старшую дочь и уже 40 лет живём в Новосибирске. Мы любим красивый Красноярск, мощь нашего Енисея, уникальные Столбы и вековые традиции старинного города.

Это наша родина. Там прошла наша молодость, остались друзья. Красноярск родной для нас навсегда! Самые тёплые воспоминания у нас и о красноярском ТЮЗе. Этот театр нас воспитал. Мы же на каждый спектакль ходили туда по нескольку раз.

С ТЮЗом нам очень повезло. Много нам дал Кама Гинкас. Я помню, как после спектаклей он разговаривал с молодёжью. Мы же ещё школьниками были. И много нам дал Андрей Геннадьевич Поздеев. Это наши воспитатели. Там формировалось наше мировоззрение. Это забыть нельзя. Это огромное везение в жизни!

Нашему поколению повезло, что эти люди встретились на пути. Мы помним Валентину Михайловну, жену Поздеева. Как из ТЮЗа все перетекали в их квартиру, что была совсем рядом. Помним их чай, такого вкусного мы нигде больше не пили. Актёры, кто у них бывал, приносили заварку. И весь чай ссыпался в 3-литровую банку, а потом заваривался.

Мы на ТЮЗе выросли! Какой был спектакль "Сотворившая чудо" Яновской! Там и художник Кочергин творил свои декорации. Мы "Гамлета" Кочергина и Гинкаса знали наизусть! Да вообще все спектакли! Потому мы придирчивы к театрам, сравнивая их с шедеврами ТЮЗа и понимая, каким должен быть настоящий Театр, который будоражит мысли и душу.

Мы года три назад встречали Новый год в Красноярске и видели этот город - красивый, светящийся разными огнями! С Новым годом, красноярцы! Счастья вам и добра!

Борис ЦЕЙТЛИН,

заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, Санкт-Петербург:

- Сильнее всего помню воздух! Нет, не пьянящий морозный воздух тайги на Столбах. Помню воздух театра. ТЮЗа! Самый здоровый воздух на свете. Весёлый и талантливый воздух свободы!

Этим воздухом было насквозь пропитано здание "совкового" клуба на Вавилова. Я набирал полные лёгкие этого чудесного воздуха и дышал им долгие годы. Его хватило, чтобы не отравиться вонью застоя.

Потом, как после грозы, всю страну наполнил озон свободы. Кто-то подло назвал эти годы (90-е) "лихими", чтобы опорочить то свободное время.

Со временем всё тяжелей и тяжелей становилось дышать. Наступило удушье.

Пишу эти строки в Рождество Христово. И поэтому надеюсь на чудо.

"Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо".

Чуда нам всем!

Зайдите в ТЮЗ, может, получится вдохнуть тот воздух, который я буду помнить всегда.

Елена ЕФРЕМЕНКО,

актриса, Израиль:

- Первые четыре года жизни я жила на улице Бограда в деревянном доме. Рядом был забор, выложенный из камней. Такой же я увидела потом в Израиле. Видно, был какой-то мне знак. Комнатка у нас была малюсенькая с печкой. Девять метров, а то и меньше. Потом мы десять лет кочевали по краю: Тулон, Ужур, Новосёлово, Горячегорск...

В Шарыповском районе было красивейшее место: впадина, вокруг - горы, речка. Природа такая, что словами не передать. Запомнилась мне поездка на озеро Парное. Было начало лета, цвела сирень, и мы на каком-то пароходике ехали по этому озеру. А Горячегорск зимой! Я готовлюсь к соревнованиям по лыжным гонкам и каждый день после школы выхожу на лыжню вокруг посёлка и бегаю, бегаю, бегаю. В результате заняла третье место, чем моя мама очень гордилась.

Когда мне было 14, мы вернулись в Красноярск. Я пошла в 35-ю школу, которую очень любила! Но 11 классов там не окончила, ушла в вечернюю школу и поступила в театр Пушкина в костюмерный цех. Маме не сказала. Дело в том, что за время скитаний я возмечтала стать артисткой. И вошла в волшебный мир. Главный режиссёр в нём был Гельфанд, а Екатерина Мокиенко стала моей любимой актрисой.

На следующий год я поступила в училище искусств на актёрское отделение. Мастер курса сначала был Мерецкий, потом Хасин, который мне не очень нравился. Зато у меня была отдушина - сценическая речь с Константином Алексеевичем Вощиковым. Это был прекрасный педагог! Он подарил мне томик Цветаевой, который только что вышел! Это было чудо из чудес! И он открыл для меня мир поэзии и литературы!

После училища меня приняли в ТЮЗ. Штокбант был главным режиссёром, Опорков - очередным. Это был 67-й год. Десять лет работы в ТЮЗе были для меня временем очарований, разочарований, ошибок. Я пробовалась на телевидении и в филармонии. Но самым моим успешным проектом был поэтический театр в 10-й школе. Мы занимали места на конкурсах и фестивалях. У меня были особые сценарии, которые мне давала Варвара Шабалина из Питера.

Но самое главное, что путь, которым я шла, привёл меня к познанию Бога. Я уехала в Израиль. А через три года приехала в Красноярск в гости. И это был восторг! У меня было впереди 40 дней, и я боялась, что не успею вобрать в себя всю красоту этой божественной природы: Столбы, горы, Енисей! Я несколько раз потом приезжала и была в таком же восторге. По Красноярску я очень скучаю и очень его люблю!

Красноярцам хочу пожелать, чтобы следующий год был лучше, чем этот. Чтобы свет Божий проник в сердца людей. И те, кто не видит, стали видеть, а кто не слышит, услышали правду. Чтобы не было голода. И заботились бы о пожилых людях и о детях.

Павел СТЕПАНОВ,

режиссёр, Москва:

- Я ни в одном городе, где бывал, не ощущал такого простора и ширины. В других городах Сибири всё как-то по-другому. А тут даже старая часть мне всегда казалась очень широкой. Есть в этом и свой минус - город разбросан. Но это от ширины и простора. Когда смотришь на Енисей, кажется, другой берег не так и далеко. А оказывается, это не берег - а остров Отдыха. А за островом ещё вон какое расстояние!

Одно из самых главных впечатлений - Енисей. Ширина, простор и этот таинственный дым, который начинает подниматься, как только температура переваливает за минусовые, и всё сгущается. А когда подходит к 30 градусам, всё как в тумане, и это уже город-фантом! Он как будто исчезает. Это красиво и жутковато.

Могу сказать только о людях театра, так как все контакты были театральные. А в театре всегда братство при всех его минусах и плюсах. В Красноярске у меня был дипломный спектакль "С любовью не шутят". И здесь же я вышел на сцену как рок-певец и как актёр! Играл Смерть в рок-опере "Девушка и смерть" у Подгородинского. И заменял запившего актёра, выходя вместо него в спектакле "С любовью не шутят" в главной роли, чтобы не отменять спектакль.

На Столбы я так и не добрался. Но и на подходе всё было прекрасно. И Дивногорск изумительный. Впечатление, когда подъезжаешь с воды, фантастическое! И красота!

Евгений ЛАУК,

заслуженный артист РФ, профессор, Берлин:

- Красноярск - это целая жизнь. Я здесь училище окончил, который теперь колледж Иванова-Радкевича. А тогда это было училище искусств на Сурикова, 19, где сейчас первая музыкальная школа. У меня там была потрясающая учительница Надежда Леонидовна Тулунина. Благодаря ей и её подготовке я поступил в Ленинградскую консерваторию. В то время в филармонии работал худруком Ананий Ефимович Шварцбург, который активно выступал на телевидении и на радио.

Я приехал в Красноярск из Шарыпова, где жили моя мама, дедушки и бабушки, немцы Поволжья, которые переехали после ссылки из Туруханска в место так называемого свободного поселения. В Красноярске я жил не в общежитии: там мест не было, а по наводке Надежды Леонидовны на Урицкого, 100. Это был большой дом с садом Георгия Григорьевича Эристова-Асатиани. Я у него жил во флигеле четыре года в отдельной комнате.

И это ещё одна эпохальная встреча. Эристов-Асатиани - уникальная личность. Он окончил одесский и тифлисский кадетские корпуса, служил в Измайловском придворном полку. Красавец, грузинский князь. И узник. В Соловках он был точно.

Я абсолютно счастлив в плане встреч. У меня были потрясающие учителя, один другого лучше! Георгий Георгиевич Струве - тоже выдающийся музыкант педагог и тоже, кстати, был сослан! Не было бы счастья, да несчастье помогло. Вся история России из этого, начиная с лишений декабристов. Декабристы были проводниками культуры. Просветителями и основателями симфонических оркестров, камерных ансамблей, музыкальных школ, училищ. Многие из них. Музыкальная школа Канска была на 50 процентов или на 30 процентов из бывших сосланных узников.

У меня очень яркие воспоминания, начиная с раннего детства в Шарыпове. Там природа замечательная. Горы, в которых нашли уголь и все цветные металлы, в том числе уран, а я с этих гор - на санках. Это была забава, когда огромные розвальни затаскивали на вершину девки и пацаны, меня брали на коленки, и мы катились с визгом и со свистом через замёрзшее русло реки. И настолько эта скорость была большая, что выбрасывало на следующий берег! Бывало, что сани переворачивались и все разлетались в разные стороны.

Замечательные люди окружали меня. Это не только бывшие ссыльные. И в нашей семье собирались не только немцы. Были евреи, русские, поляки, украинцы. Пели немецкие, польские, русские, польские, украинские песни. Бабушка играла на пианино.

А пожелать я хочу красноярцам прежде всего здоровья, хорошего настроения, оптимизма и надежды на всё самое лучшее и светлое!

Владимир ПОРОЦКИЙ,

заслуженный деятель искусств РФ, композитор, Германия:

- В Красноярск я приехал с Дальнего Востока и жил там десять лет - с 1987 по 1996 год. Самым грандиозным событием для меня стала премьера балета "Царь-рыба" по произведению Виктора Петровича Астафьева с моей музыкой. Балет был поставлен к 75-летию писателя. На премьеру пришёл губернатор Александр Иванович Лебедь. Мы тогда с ним всю ночь проговорили. Он вообще был открыт для общения.

А когда умер Астафьев, а я уже был в Москве, за мной прилетала Надежда Кольба (она была вице-губернатором у Лебедя). С нами в самолёте тогда летел на похороны Астафьева Кирилл Лавров и другие люди. Я стоял в карауле у гроба Астафьева. Такие печальные дела.

В альманахе "Затеси", издаваемом Валентиной Майстренко, кроме моего романса "Ах, осень, осень!", который уже звучит в Красноярске как гимн, опубликованы ещё два моих романса - "Эх, года не беда" на стихи Астафьева, его Архиерейский хор спел очень хорошо, и "Опускаются сумерки" из "Весёлого солдата", тоже на стихи Астафьева.

Я считаю десять лет, прожитых в Красноярске, лучшими в своей жизни. Это была серьёзная филармония и очень серьёзные проекты. Красноярск у меня остался в сердце навсегда. На своём авторском концерте в 2006 году в малом зале при полном аншлаге я прямо со сцены так и сказал об этом публике.

Первую "Хануку" в Красноярске я написал для оркестра Бинюмова. Моя жена, Ольга Синицына пела, и это был фурор. Тогда впервые все евреи собрались в зале. Недавно в Красноярске прозвучали 11 ханукальных песен, которые я в шутку называю "из времён Пороцкого". Я написал сюиту, которую они играли на концерте.

А в финале - попурри. Пела Анна Киселёва. Зал принял всё прекрасно. Особенно момент, когда звучит "Хава нагила". Начинается не с моей вещи, потом идут четыре мои пьесы, увертюра Прокофьева на еврейские темы и всё заканчивается моей вещью. 80 процентов моей музыки. Мне сегодня Красноярский раввин прислал благодарность и ссылку на запись.

Когда приезжал в Красноярск Моисеевский ансамбль, мы вместе с ними были на Столбах. Впечатление прекрасное! Природа грандиозная! Но я считаю, что самое потрясающее - это люди Красноярского края! Думая о Красноярске, только людей и вспоминаешь. Ведь они живут и работают в тех местах, где зимой холодно, а летом жарко. Золото России - это люди! Желаю всем красноярцам счастья, добра и всего самого лучшего!

Василий ГРИЩЕНКО,

заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Муромского городского театра:

- Я из города Назарово. Окончил Красноярское училище искусств, потом Ленинградский институт культуры. Пришёл в Красноярский ТЮЗ имени Ленинского комсомола, когда там был главным режиссёром Юрий Александрович Мочалов. А потом - Кама Миронович Гинкас с Гетой Яновской. Самые лучшие мои воспоминания об этом театре! Он и в самом деле был легендарным! И таким остаётся в моей памяти.

Лучшее время для меня связано с театром - Красноярским ТЮЗом. Помню всех! Это и Юра Копылов, и Боря Цейтлин, и Гена Опорков, и Лариса Малеванная... И это тот восторг, который тогда родился во мне и живёт до сих пор! Всё там было родное, и все были родные!

Мы с Жанной Хрулёвой встретились как раз при Мочалове, играли вместе в нескольких спектаклях. А сейчас она приезжает каждый месяц ко мне в Муром и по неделе работает с нашими студентами. Кстати, моя жена Ольга Прищепова тоже из Красноярского ТЮЗа, но пришла туда позже меня.

Сибирь - это богатейшая, необыкновенная природа. Такой я не видел нигде и никогда, куда бы ни приезжал. Мы уехали в Рязань, где я 26 лет был главным режиссёром, а потом художественным руководителем ТЮЗа - театра на Соборной площади. А затем меня пригласили в Муром, где до войны был драматический театр, а во время войны, когда многие ушли на фронт, он как-то постепенно исчез как театр профессиональный. И администрация города пригласила меня для его восстановления. Вот третий год пытаемся это сделать. Что-то уже получается.

А красноярцам-сибирякам я хочу пожелать оставаться такими же честными и порядочными, как и сама Сибирь, в которой всегда жили настоящие люди!

Жанна ХРУЛЁВА,

заслуженная артистка РФ, Владимирский драмтеатр:

- Красноярск - то место, где произошло моё становление как личности во всех отношениях: я вышла замуж, родила дочь и служила в прекрасном театре. В театральном общежитии мы лепили из глины, рисовали! В каждой комнате обязательно кто-то что-то делал! Ходили друг к другу, читали свои стихи. Мог кто-то в три ночи постучать: "Жанна, привет! Я тебе сейчас стих прочту!" - "Читай!" Двери не закрывались. Такого никогда и нигде больше не было!

И такого восторженного отношения к театру, как к единому организму, я нигде не испытывала, как в Красноярске. Он остался в порах моих, в моих эмоциях, в познаниях жизни и профессии! Мы со зрителями были единым целым, как сообщающиеся сосуды. Благодаря зрителям и ТЮЗ был именно таким.

Мой муж, актёр и режиссёр Толя Ерин, был из глубинки, из семьи шахтёров, но очень тянулся к живописи, много занимался самообразованием. И очень сильно ему помог в этом Андрей Поздеев, который только начинал, и многие его ещё не понимали. А Толя чувствовал, что это большой художник, и пришёл к нему в гости, как к какому-то божеству! Для всех нас этот художник стал открытием.

Я помню, как мы с Толей вдвоём приехали в 97-м году из Владимира на гастроли в Красноярск. Помню тот момент, когда я вышла в моноспектакле по Каверину "Перед зеркалом", увидела через 20 лет полный зал народу и ощутила его дыхание! Дыхание зрителей, которые меня когда-то любили! Это был такой поток эмоций, направленный на меня, что моё сердце чуть не разорвалось.

Я поняла, что это конец, что я ничего не смогу, что уйду сейчас за кулисы... Но я склонилась в глубоком поклоне: "Спасибо, что вы ко мне пришли!" И долго-долго стояла так, склонившись, пока не поняла, что преодолела обрушившуюся на меня волну эмоций и могу играть. Я этого не забуду никогда!

Желаю красноярцам того же, что и себе: радоваться! Даже малому! Любопытничать, принимать жизнь такой, какая она есть! И пытаться быть полезной и этой жизни, и тем, кто рядом! Мне кажется, самое важное - поддерживать друг друга. А напоследок дарю мои любимые строчки из Пушкинской "Элегии":

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Николай ХОМЯКОВ,

режиссёр, заслуженный артист РФ, Санкт- Петербург:

- Родился в Свердловске, но я пермяк: вся молодость прошла в Перми. А творческая жизнь - в Красноярске. Красноярский театр Пушкина - мой родной театр, где мои родные люди. Там сейчас построили 7 этажей, лифты ходят. Всё другое. Но зрительный зал, надеюсь, остался таким, каким был. Абакану 5 лет отдано.

Красноярск - это Поздеев, которого я знал и люблю. Был у него один раз в мастерской. Запомнил навсегда. Это Столбы! Кругом вековые сосны! И, конечно, мои спектакли. "Милый друг", к которому хорошую инсценировку сделал Оскар Кузнецов с классной концовкой. Такой был шлягер! Сколько лет шёл! "Ход конём" с художником Баженовым, который был его дебютом в театре. "Цепи", "Генералы в юбках", "Последний срок". Да много чего!

А красноярцам я бы пожелал счастья, любви, успехов, благополучия и удачи!

Ирина ВАСИЛЬЕВА,

заслуженная артистка РФ, Санкт-Петербург:

- В Красноярске складывалась моя творческая биография. Я работала в театре Пушкина с прекрасными режиссёрами. У Леонида Белявского играла в его спектакле "Сцены из супружеской жизни" по Ингмару Бергману, у Натана Басина - в "Спутниках" Веры Пановой... Обо мне очень хорошо отзывался Виктор Петрович, когда увидел меня во "Вдовьем пароходе". Это для меня тоже была знаковая роль.

Красноярск мне родной. Сначала был Норильск. Потом 20 лет - Красноярск. Меня переполняет чувство гордости, что я работала в Сибири! Приезжала я туда из Петрозаводска на 125-летний юбилей театра Пушкина по приглашению руководства. Театр оплатил мне самолёт, поезд и подарил счастье встреч с родными сердцу людьми.

А пожелать я хочу красноярцам прежде всего здоровья. Чтобы никакие невзгоды не затронули их. Сибиряки заслуживают того, чтобы спокойно жить и растить своих детей в мире и благополучии.

Борис ВЕРКАУ,

режиссёр, заслуженный деятель искусств Марий Эл, Йошкар-Ола:

- У меня о Красноярске и Сибири воспоминания замечательные. Родился я в селе Устьянск Абанского района. Отец мой, немецкий латыш, был сослан сюда, потом выпущен из тюрьмы как несправедливо осуждённый. Прожил он недолго, умер перед войной, когда мне было два года. Мама, коренная сибирячка, осталась с четырьмя детьми. Много трудилась, мы часто переезжали.

После школы я работал в Канске формовщиком на заводе "Эмаль-посуда", ушёл в армию. Как-то меня попросили провести там концерт, мне понравилось. После армии в селе Бородино был завклубом.

Потом поступил в театральное училище при театре Пушкина. После конфликта с педагогом несколько студентов, в том числе и меня, отчислили, и я пошёл в открывшийся недавно Красноярский ТЮЗ. После показа был принят в труппу и два года работал с этими талантливыми актёрами и режиссёрами.

Поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на режиссуру, окончил и работал в разных городах и театрах. Но Красноярск остался во мне как прекрасное начало всей моей творческой жизни. Запомнился он и колоссальной мощью, и морозами, когда мы бежали на занятия бегом, чтоб не задубеть. Енисей холодный, купался я там редко.

Сибиряки для меня всегда были каким-то удивительным чудом. Люди особенные и неповторимые.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры