Светлана СОРОКИНА: "Нельзя просто стоять на сцене"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.06.2021 15:48
0

Читать все комментарии

1145

Заслуженная артистка РСФСР Светлана Сорокина отметила 45-летие пребывания на сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.

Впрочем, это только Красноярск; но уроженка Куйбышева, до приезда в город на Енисее со своим мужем, театральным художником Анатолием Золотухиным, окончила студию при Куйбышевском драматическом театре имени Максима Горького, где училась у великого режиссёра и педагога Петра Монастырского.

Сегодня Светлана Александровна занята в трёх спектаклях текущего репертуара - "Русский роман", "Матрёнин двор", "Земля Эльзы". Мы разговаривали с актрисой о театральной жизни, а из внутреннего динамика в это время доносились голоса её коллег, репетировавших "Капитанскую дочку", премьера которой намечена на конец сезона.

- Вы посчитали, сколько лет выходили на сцену, кроме Красноярска?

- Пять лет работала в Казахстане, в Павлодаре, где повстречала своего мужа. Затем в Русском государственном драматическом театре Алма-Аты, где меня увидел Натан Басин.

- Юбилей как-то отметили?

- Вручили букет. А потом был длинный-длинный, почти четырёхчасовой спектакль "Русский роман" в постановке Алексея Крикливого, где я играю Агафью Михайловну. Симпатичный, необычный материал. Интересен. И принимают его хорошо. Пока живой, слава Богу. Люся (Заслуженная артистка России Людмила Михненкова.- Прим. ред.) там очень хорошо работает.

Материал интересный и в "Матрёнином дворе", и в "Земле Эльзы", а это играет решающую роль. Интересно - значит, вся душа здесь. В "Русском романе" я сижу до конца, долго сижу, главное, не заснуть. (Смеётся.) И там наш небольшой диалог с Люсей. Я бы сказала, что это интересно, любопытно, необычно. Активная девушка в начале, на которую время накладывает свой груз в конце. Никого уже нет, а она ещё живёт.

- У вас осталось всего лишь три репертуарных спектакля? Не маловато?

- Я никогда не просила, хотя кто-то, наверное, это делает. Мне подобное не дано. Предлагают - беру. Единственное, когда силёнок было побольше, кроме работы в театре делала антрепризные, практически моноспектакли: по Астафьеву, Марину Цветаеву, с которой я давно "дружу"... "Марина" шла очень долго и пользовалась неизменным успехом.

- Думаю, на "Марину" пошли бы и сейчас?

- Надо подумать. Несколько раз играла в Алма-Ате, где принимали блестяще. Честно говоря, даже не ожидала.

- Интересный ансамбль в "Земле Эльзы", где вы играете одну из подружек Таисию Петровну - рядом с вами Галина Дьяконова, Лариса Селеменева, Заслуженная артистка России Светлана Ильина. А на первом плане, естественно, исполнители главных ролей - Заслуженная артистка России Галина Саламатова и Народный артист России Алексей Исаченко.

- Хороший материал.

- Вот вы говорите о материале, но отчего-то со временем многие спектакли забываются, но не все. В моей памяти накрепко отпечатались три спектакля с вашим участием. Первый - это "Женский стол в охотничьем зале" по пьесе Виктора Мережко, где вы играли "железную" женщину Юрьеву. Помнится, во время одного из наших с вами разговоров вы признались, что не слишком любите эту постановку, считаете её по духу "чёрной"? Однако?..

- А как же! Выходит, была не права?

- Другой пример - "Костюмер" Рональда Харвуда в постановке Олега Рыбкина, где вы играли бессловесного администратора театра Мейдж. Даже когда в центре действия оказывались исполнители главных ролей, взгляд останавливался на этой женщине, наблюдающей за происходящим из-за кулис. За Мейдж - история, биография, характер, в глазах - любовь, нежность, забота и тревога за того, кому, как она понимает, осталось жить совсем немного.

- Если ты внутри не наполнен, если ты не разговариваешь даже молча, тебе не надо выходить на сцену. Нельзя стоять на сцене просто. Ты должен тратиться. Это и тебя вознаградит, и зрителю будет ясно обязательно, если ты внутри, что называется, работаешь, горишь.

Знаете, когда я ещё в школе занималась в самодеятельности (играла там роли и патриотического репертуара - Зою Космодемьянскую в инсценировке поэмы Маргариты Алигер, и лирические - Дашу в "Хождении по мукам" Алексея Толстого, и комедийные, как хамоватая продавщица Нюрка в "Вечно живых" Виктора Розова.- Прим. ред.), у меня был замечательный директор. Когда оканчивала школу, она спросила: "Света, куда пойдёшь?" - "Не знаю,- отвечаю,- братья говорят, что надо на завод устраиваться".- "Ни в коем случае,- возразила директор.- Света, ты что?! Артисткой должна быть..."

Тогда при нашем Куйбышевском театре был набор. Пошла. И в нашем потоке оказались две сестры, очень красивые девушки. Они как-то подошли ко мне и спрашивают: "Интересно, а что ты тут делаешь?" - "Поступаю",- говорю им. "Куда?" - продолжают "допрос" уже с издёвкой. "Как куда? - недоумевающе продолжаю отвечать.- В театр..." - "Ты?!"

Этот эпизод я запомнила на всю жизнь. Красавиц не приняли, а меня взяли. Они думали, что лучше всех, а тут пришла какая-то... (Смеётся.)

- "Марина" остаётся одним из лучших ваших спектаклей...

- Очень люблю Марину Цветаеву. Она задела меня так, что не могла больше думать ни о чём другом. Мучилась. Надо было собрать материал, напеть песни, которые потом меня просили исполнять. Для женщины, для актрисы тем более, это бездонный материал. Даже когда я лишь говорю о Марине Цветаевой, мороз по коже. Такой был человек, такой был поэт! Со странной, страшной судьбой. Но очень красивый поэт.

До тех глубин, которые в ней существуют, ещё добираться и добираться, если, конечно, взяться снова. Это как глубины Пушкина, до которых, как ни странно, не добрались. До лермонтовских глубин. Наша национальная красота. Бездонное богатство. Просто возьми, почитай, и тебя начнёт так трясти, аж мороз по коже.

- В ближайших планах театра постановки "Капитанской дочки" А. С. Пушкина и "Без названия" А. П. Чехова. Для вас никакой роли не нашлось?

- Очень люблю Чехова. Все эти имена, фамилии - мои дорогие, любимые, до которых добираться и добираться... Сейчас стою перед выбором. Надо сделать что-то из Астафьева. Когда был его юбилей, показывала отрывок из его произведения. Огромный, переполненный зал. Виктор Петрович подошёл ко мне: "Светка, да ты, оказывается, хорошая артистка! Ловко ты сделала... Завтра собираемся в музее узким кругом. Приходи..." - "Чем будете угощать?" - спрашиваю. "Коньяком",- отвечает. "Это я люблю!" - смеюсь.

А потом подходили зрители, благодарили, а я всё говорила: "Да это не я, это Виктор Петрович..."

- Олег Рыбкин выпускает спектакль "Без названия" по Чехову, а судя по тому, как он к вам относится, стоит ли чего-то ждать?..

- Олег Алексеевич говорит, что нежно ко мне относится, но в Чехове для меня ничего нет...

- Возвращаясь к "Костюмеру" - как вы работали над ролью молчаливой Мейдж? Это же высший пилотаж - так молчать на сцене, чтобы на вас обратили внимание.

- Хорошо, что у нас дома три комнаты. Я в своей могу закрыться. И никто никогда туда не заходит. Там я ищу себя. Это ведь не просто - найти способ, как ты будешь работать. Надо соображать, это и это соединить. Иногда, впрочем, не соединяется. Тогда думаешь: почему? Иногда потихонечку, потихонечку... Когда материал тебе по душе, работать легче, но труднее. Потому что материал непростой.

- Вспоминается знаменитая шестиминутная мхатовская пауза, которую, впрочем, в последнее время никто не делает?

- К большому сожалению, нет. Вспоминаю, был очень хороший приезжий режиссёр, фамилию запамятовала, который сказал: "Света, ты мне здесь нужна".- "Но я же молчу?" - спрашиваю. "Поэтому и нужна",- отвечает. Мы с ним прекрасно понимали друг друга с полуслова. А понимать происходящее можно, когда тебе нравится материал, и ты можешь стоять, а на тебя будет обращено внимание. Когда ты тратишься, это заметно. А стоять просто так, не тратиться, не надо. Ты за это деньги получаешь.

- Продолжая вспоминать "вечные" спектакли, хотел бы обратить внимание на великолепную работу, собравшую выдающийся актёрский ансамбль. Догадываетесь, о чём речь?

- Конечно. Это "Последний срок" Николая Хомякова. С ним работать было сложно. "Коля, что надо?" - спрашиваю. "Мне нужны песни..." - отвечает. Таким образом, все песни, которые я там пою, сама придумала. Исходя из материала, сразу беру книжки и из них что-то отыскиваю.

Подошла ко мне после юбилея Екатерины Ивановны Мокиенко Люся Михненкова: "Светка, потрясающе поёшь!" Тем более что всё это я придумала. (Смеётся.) Хороший был спектакль. Очень. Какая прелесть там Альбина Сергеевна (Прибавочная.- Прим. ред.). "Ты моя подружка",- говорит. "Ну какая я подружка?" - недоумеваю. "Хорошая! Вот какая!"

- Помните "вечные" лично для себя спектакли?

- Моя первая работа в Красноярске с Натаном Басиным в драме "97".

- Чувствуете тектонические сдвиги в театре? Уходят ветераны, им на смену идёт молодёжь. Уехала Тамара Семичева, ушёл из жизни Валерий Дьяконов...

- На последнем спектакле, понимая невозвратность ухода, подошла я к Валере Дьяконову: "Ты не представляешь, как сегодня играл?! Ты так никогда не играл! Я стояла и думала, как бы мне не разреветься... Не знаю, что это было, и повторишь ты это ещё когда-нибудь? Но главное, что это было..."

- Каковы перспективы вашей занятости в грядущем репертуаре?

- Как говорил один мой знакомый: конкретно сказать не могу, но пока ничего не известно... Дальше надо думать самой. "Душа обязана трудиться". А иначе какой смысл? В тебе что-то гаснет. И ты это ощущаешь. Бог дал тебе жизнь - пользуйся.

...Светлана Александровна Сорокина может быть абсолютно разной: сыграть "железную леди" Юрьеву в трагедии "Женский стол в "Охотничьем зале" или смешную домоправительницу Фрекен Бок в сказке "Малыш и Карлсон", блистательно работать в классических "Без вины виноватых", "Поминальной молитве" или "Хануме", и, конечно же, в народных "97" и "Мельнице счастья", быть Екатериной II в "Императорском театре".

Ещё она любит петь, и этот свой талант в полной мере использовала в моноспектакле "Марина". Любит творчество Виктора Астафьева и поставила на малой сцене спектакль "Легче пуха, твёрже камня" по его произведениям. Остаётся надеяться, что эту разностороннюю актрису мы ещё увидим на родной красноярской сцене...

Читайте также

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры