Глава Тувы Шолбан Кара-оол объяснил, зачем регионам Сибири нужен общий бренд

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.10.2020 10:01
0

Читать все комментарии

306

О важных интеграционных проектах и о том, что такое "Большая Сибирь", рассказал "РГ" глава Тувы Шолбан Кара-оол.

- МАСС отмечает в этом году 30-летие. Какую роль она сыграла в жизни России?

- МАСС была создана в 1990 году, когда страна разваливалась. Слава богу, Россия выстояла, во многом благодаря тому, что регионы стали объединяться, в том числе сибиряки, которые организовали свою ассоциацию "Сибирское соглашение". Конечно, она сыграла очень важную роль в укреплении России.

- Бренд "Большая Сибирь", под которым сегодня работает ассоциация, - в чем его смысл?

- "Большая Сибирь" - это не просто слова. Мы все, живущие в Сибири, хоть и разделены на регионы и народности, позиционируем и ощущаем себя как единую общность. Вот один, но очень красноречивый пример. 2010 год, Всероссийская перепись населения. Очень много жителей Тувы тогда в графе "национальность" указали "сибиряк". Почему я это помню? Потому что наши тувинцы-тоджинцы из-за этого потеряли положенные им как малочисленному северному народу субсидии. Так что Сибирь - она не только вокруг, она в сердце. Сибиряками считают себя все, кто живет от Тюмени до Забайкалья. Не случайно в СФО входит 12 регионов, а членами МАСС являются 14.

Сибирь большая не только по территории. Она велика и по потенциалу. Возьмите новосибирский Академгородок, "Норникель", лесоперерабатывающие комплексы Красноярья - это структуры мирового значения. А по ресурсам нам вообще нет равных. Могущество России прирастет Сибирью - это когда еще Ломоносов сказал, два столетия прошло. А сибирский кладезь не кончается, все страну кормит. Задача МАСС - раскрыть богатства Сибири, объединить наши возможности и таким образом усилить каждый регион по отдельности и всех вместе. В этом сила "Сибирского соглашения".

Сегодня в структуре ассоциации не только консультативные советы во главе с губернаторами. Появились и проектные офисы, которые разрабатывают и реализуют интеграционные проекты - такие как развитие малой авиации. Мы хорошо знаем трудности, когда из одного конца республики до столицы 6 часов "пилить" на машине. На самолете - считаные минуты.

Поэтому мечтаем о трансграничной транспортной инфраструктуре. И что-то уже реализуем. К примеру, готовим к многостороннему режиму пограничный переход Хандагайты - Боршоо. Он нам не только в Монголию двери открывает. От него 400 км до Китая. Для сибирского бизнеса это очень выгодный коридор на огромный азиатский рынок.

Словом, "Сибирское соглашение" - это прежде всего развитые дороги, межрегиональное сообщение, в том числе воздушное, конечно. В рамках МАСС сегодня создается Сибирская лизинговая компания, через которую мы планируем организовать поставки воздушных судов для регионов СФО.

Не менее важен вопрос экономического районирования и территориального разделения труда. Я уже говорил о красноярском лесе. Точно так же может специализироваться любой регион. Почему бы в Туве не сосредоточить переработку шерсти в масштабах округа? У нас скота больше, чем где-либо в Сибири.

Алтай у нас со времен СССР был продвинутым в плане туризма. Его привлекательность можно расширить за счет создания Большого Саянского кольца, объединив дорогами Красноярский край, Хакасию, Туву, Алтай, Кемерово. От этого выиграют все.

К партнерским связям регионы подталкивает и бизнес. Благодаря федеральному проекту освоения Ак-Сугского месторождения наша республика получит отдельную ветку электроснабжения от Иркутского энергетического узла. Она позволит нам электрифицировать таежную Тоджу, которая до сих пор сидит на дизельных генераторах.

- Что пожелаете ассоциации "Сибирское соглашение" по случаю юбилея?

- Большая честь быть частью большой Сибири. Не случайно мои земляки принадлежность к Сибири приравнивают к национальности. Ассоциация "Сибирское соглашение" объединяет наши силы. Это единство всегда помогало в трудные времена, еще больше оно востребовано сейчас, в условиях пандемии. Например, Красноярск нас выручил аппаратами искусственной вентиляции легких, когда возникла угроза их нехватки. От Кузбасса наши врачи получили поддержку в виде спецодежды для работы с коронавирусными больными - спасибо, кемеровчане.

Таких связей не счесть. Из них рождаются серьезные совместные инициативы. Вместе с Хакасией, скажем, мы продвигаем проект дороги, которая даст выход на Китай. С Алтаем строим дорогу, которая соединит наши республики и две федеральные трассы - "Енисей" и "Чуйский тракт".

Еще больше проектов в стадии разработки и подготовки. Хотим, например, тувинскую ветку Транссиба поднять с уровня локальной дороги до международного статуса. Я имею в виду развитие Курагино - Кызыл в сторону монгольской границы с дальнейшей интеграцией в азиатскую дорожную сеть.

Очень хочу, чтобы наши инфраструктурные проекты получили государственную поддержку и правительство РФ утвердило программу развития Большой Сибири по аналогии с дальневосточной программой. Уверен, что так и будет. И тогда именно МАСС станет ядром этой программы, ее движущей силой. Так что в добрый путь, Сибирь. Белой дороги, "Сибирское соглашение".

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры