Двойки по истории Приенисейского края

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28.05.2020 10:51
3

Читать все комментарии

913

В газете "Красноярский рабочий" была опубликована статья члена Красноярского регионального отделения Русского географического общества Виталия Иванова "Село Маковское: можно вычёркивать?"

Это вам не "Золотое кольцо"

Автор преследовал благую цель - обратить внимание на умирающие старинные сибирские сёла и деревни, но при этом допустил ряд неточностей.

Легендарная "златокипящая" Мангазея располагалась на реке Таз, которая к бассейну Енисея никак не относится. К тому же, из истории известно, что освоение Сибири шло из Тобольска по рекам не с севера на юг, а с запада на восток - "встречь Солнцу". Первые остроги в приенисейской тайге основали не казаки, а стрельцы.

Для подтверждения этого надо посмотреть "Историю Сибири" Г. Ф. Миллера, который, кстати, на Кети не бывал, а проехал в Енисейск и обратно через Томск. Не был Миллер и первым исследователем Сибири, до него в течение 8 лет, начиная с 1719 года, этот край изучал исследователь Г. Д. Мессершмидт.

Виталий Иванов неверно указывает и дату постройки уникальной деревянной, на деревянном же фундаменте, Маковской Покровской церкви. Документально подтверждено, что она возводилась с 1862 по 1864 годы и была освящена 12 июля (по старому стилю) 1864 года. До этого служба проводилась в церкви постройки 1796 года.

Но это всё история. Есть в публикации и ошибки, касающиеся современности. старец Севастиан, к которому отовсюду едут паломники, не монах, а игумен Енисейского Спасо-Преображенского (но не Свято-Преображенского) монастыря. Вертолёты летают в Маковское один раз в две недели, а не один раз неделю. Эта неверная информация может ввести в заблуждение паломников.

Особенно любопытны рассуждения автора об этнографическом и экологическом туризме. Где он увидел в Маковском традиционный уклад жизни старожилов? Ничего интересного в этнографическом плане в этом селе нет уже лет тридцать - с тех пор, как потомки старожильческого населения поумирали или выехали из Маковского. Оставшиеся - приезжие люди - уже не имеют представления о жизни и обустройстве сибирских старожильческих домов и дворов. Старинных домов с крытыми дворами в Маковском осталось всего пара штук.

Виталий Иванов утверждает "Туристы хотят экзотики. Сибирской экзотики". Возможно, экзотика для него - это приехать зимой по лесовозному зимнику и расчистить снег около памятника погибшим участникам Великой Отечественной войны. А какая экзотика летом? На танкетке ехать семь часов по разбитой лесовозной дороге для того, чтобы покормить голодных комаров и оводов? И увидеть ту разруху, которая есть в любой современной деревне неподалеку от городов?

Задумывался ли автор, во что обойдётся строительство круглогодичной семидесятикилометровой дороги от деревни Ялань до села Маковского? Во много миллиардов рублей, и всё это - ради нескольких десятков туристов, жаждущих экзотики. Краевые власти, а тем более туристические агентства, профинансировать строительство этой дороги не в состоянии. А ещё ведь надо будет полностью восстановить в селе постройки, какие существовали до середины ХХ века.

Так что туризм в Маковском - только далёкие от существующей реальности и невыполнимые фантазии. Даже в Енисейске организовать туристический бизнес - и то затруднительно. Это всё-таки не подмосковное "Золотое кольцо".

И сын боярский стал боярином

Считаю нужным обратить внимание читателей на ошибочные утверждения малокомпетентных исследователей, обнаруженные в различных публикациях XXI века, которые искажают историю нашего села и Енисейского уезда.

На официальном портале "Красноярский край" автор небольшой статьи утверждала, что Маковский острог построен на месте стоянки хана Мамая боярином Петром Албычевым. Она перескочила через века и превратила мелкого остятского князька Намака в могущественного властелина - хана Мамая, а не очень высокую воинскую должность "сын боярский" - в боярина (это что - служилый мансийский князёк Пётр Албычев был боярином?), утверждая при этом, что у неё на это есть неопровержимые доказательства.

Эта же автор, увидев на одной старинной карте между селом Маковском и Енисейском две неизвестно кем и когда нарисованные чёрточки, утверждает, что по этому пути проложен канал.

На сайте города Енисейска, а также в некоторых статьях называют Енисейск вместо Красноярска первой столицей Енисейской губернии, хотя губернским центром он никогда не был, а название губернии произошло от местности, расположенной вблизи Енисея.

Миролюбивого остятского князька Намака называют воинственным тунгусским князьком.

Известный в Красноярском крае журналист в книге "Богатырский уезд" пишет, что в 1619-20 годах при строительстве Енисейского острога "стучали топоры и шуршали пилы". И это при том, что первые пилы завезены в Россию только спустя век Петром Первым, а доски - тёс - до середины 18-го века изготавливались с помощью клиньев и топоров.

Этот же автор, занявшись топонимикой, объясняет название Маковского острога тем, что маковку церкви видно было с Кети за один-два дня пути. И это в тайге на расстоянии 15-30 вёрст? Много у него в книге и других нелепостей о нашем селе.

Некоторые авторы могут превратить село Верхне-Подгородное (нынешнее Верхнепашино) в деревню Подгорную; маленькую деревню Рыбную на Маковском волоке - в село, а место расположения этой деревни - в Акулинину гору, последнюю жительницу деревни Рыбной Акулину Тимофеевну Бармину - во вдову и колдунью, землянку-ледник для покойников на маковском кладбище - в выход мифического подземного хода из острога.

В разных публикациях встречается и выдаётся за истину придуманная писателем А. Бондаренко красивая легенда о маковской сосне - символе села Маковского, об её, якобы, 400-летнем возрасте и что её повредила нога одного из основателей острога. Судя по диаметру ствола и существующей научной методике определения возраста деревьев, ей не более 250 лет.

Встречаются выдуманные публикации наших современников о том, что основатель Красноярского острога Дубенский якобы жил в Маковском остроге, о будто бы сохранившихся в селе Маковском преданиях об идеологе старообрядчества протопопе Аввакуме.

Писали и об образовании термина "волок" от волокуш, на которых, по мнению авторов публикаций, перевозились грузы. При этом забывают или не знают, что "волокчи" - это, первоначально, перетаскивать груз на себе. Да и не было в Маковском и Енисейском острогах в первые годы после их основания лошадей для перевозок грузов на волокушах. Даже с их появлением до возникновения тележной дороги грузы перевозили на верховых вьюках.

"Промышленников" - охотников - превращают вдруг во владельцев производственных предприятий и пишут о мощном развитии промышленности в Енисейском уезде уже в XVII веке.

Выдумки про водный волок

Имеется много надуманных, документально неподтверждённых публикаций о водном пути Маковского волока. Авторы пользуются одним документом, опубликованном Г. Ф. Миллером в его "Истории Сибири", в котором сообщается о пути, использованном в 1617 году разведчиками Кетского острога, посланными в Качинскую землицу, да одной невнятной фразой царского посланника в Китай Н. Г. Спафария из описания 1675 года.

Других сообщений XVII века о водном пути волока попросту нет. Во всех найденных мною документах речь идёт только о сухопутном волоке.

Соглашусь, что только в доострожный период служилые люди использовали мелкие таёжные речушки водораздела - притоки Кети и Кеми - для продвижения на Енисей в маленьких долблёных лодках.

Часто встречаются придуманные нашими современниками перетаскивания или перекатывания тяжеленных речных многотонных судов длиной до 20 метров, построенных топорами из толстых досок-тёса, скреплённых ивовыми прутьями или еловыми корнями и частично укреплённых шкантами, скобами и гвоздями с Кети в бассейн Енисея.

Они на воде-то выдерживали всего две-три навигации, а уж на суше вряд ли выдержали бы перетаскивания даже на несколько вёрст. Нет в исторической литературе ни одного документа, подтверждающего эти выдумки.

Почему-то большинство исследователей и историков - сторонников экзотических путей волока - не принимают во внимание описание Г. Ф. Миллером построения Маковского острога.

В "Истории Сибири" он пишет: "Когда Пётр Албычев и Черкас Рукин прибыли в то место на реке Кети, где обычно оставляют суда и продолжают далее путь волоком...". Эти слова историка отрицают всяческие перетаскивания и перекатывания судов с Кети в бассейн Енисея.

Следует отметить, что на Кеми (нынешнее село Плотбище) с давних времён существовало Красноярское плотбище-верфь по постройке судов для передвижения по рекам бассейна Енисея.

Самое плохое в таких, ничем не обоснованных, публикациях то, что эти выдумки принимаются за истину и начинают использоваться и тиражироваться другими авторами и особенно детьми.

Я не писатель, способный сочинить лишь на основании одного абзаца из "Истории Сибири" Г. Ф. Миллера многосотстраничное художественное произведение, и не журналист, пользующийся непроверенными, надуманными сведениями. Я исследователь, краевед и родослов, установивший для себя правило в своих исследованиях максимально объективно и достоверно, только на основании документов, освещать события, не подтасовывать факты, не высказывать необоснованные догадки и фантазии, не делать скоропалительных выводов.

Можно верить или не верить историку Г. Ф. Миллеру и его "Истории Сибири", однако его пребывание в Енисейске в начале 1734 года, всего через 115 лет после основания Маковского острога, его работа с архивами Енисейской воеводской канцелярии и опросы местных жителей, в памяти которых ещё сохранились воспоминания основателей острога, дают основания предполагать с большой долей уверенности о достоверности описания в "Истории Сибири" событий, связанных с основанием Маковского и Енисейского острогов.

Не знают и знать не хотят

Мне непонятно отношение к истории Приенисейской Сибири XVII века со стороны учёных-историков Красноярского края.

На два моих запроса о праздновании 400-летия села Маковского краевое историческое общество так и не ответило. Заинтересовался моими изысканиями о Маковском только профессор кафедры отечественной истории Красноярского педагогического университета, доктор исторических наук Г. Ф. Быконя.

В архивах очень много материалов о Маковском остроге и селе Маковском. Я, не профессионал, и то смог набрать материалов на пять краеведческо-родословных книг. А профессиональные историки найдут там множество материалов для своих диссертаций.

Не заинтересовалось моим предложением снять фильм о 400-летии села Маковского и Красноярское краевое телевидение. А вот томские энтузиасты хотят пройти нынешним летом от Енисейска до Нарыма и самостоятельно снять фильм об этом важнейшем старинном пути в Восточную Сибирь.

Совершенно не знают и не хотят знать историю Сибири в администрации Красноярского края. Мои неоднократные обращения к бывшему и нынешнему губернаторам и к бывшему главе Енисейского района, депутатам федерального и регионального уровня, в региональное министерство культуры по организации празднования 400-летнего юбилея села (с конкретным планом мероприятий) попросту игнорировались.

Из 12 моих предложений было выполнено только одно - проведена встреча в Енисейске бывших жителей Маковского. Не установлен памятный знак в честь 400-летия села, хотя есть конкретные предложения - сделать его из больших камней фундамента предыдущей Маковской церкви, или поставить Поклонный крест, изготовленный одним из приезжих жителей села. Больших затрат на это не понадобится.

Несколько лет краевое министерство культуры не решает вопрос о признании уникальной Маковской Покровской церкви (155 лет со времени освящения) объектом культурного наследия края. Хотя в Красноярске признаны таковыми объектами некоторые здания постройки всего лишь начала XX века.

И районные, и краевые чиновники отказались финансировать книгу о 400-летии Маковского острога - первого острога в Восточной Сибири. Никому не нужна история не только этого небольшого острога, а даже и Енисейского острога - города Енисейска - центра огромнейшего Енисейского уезда.

А сколько трещали на всех углах СМИ и чиновники разных рангов о масштабных работах по реконструкции города! Была заказана книга, посвящённая 400-летнему юбилею. Юбилей прошёл почти год назад, а книги как не было, так и нет.

Вероятно, все выделенные миллиарды закончились, и на книгу денег не хватило. Хотя на салют и оплату выступления известного гастролирующего эстрадного артиста средств отвалили немало. Чиновники не могут понять, что красочные юбилеи приходят и проходят, о них забудут уже через пару лет, а книга останется надолго, и её будут читать даже наши потомки.

И об истории России и Сибири как главной составляющей патриотического воспитания населения, особенно детей и юношества. В. Путин в неоднократно поднимал вопрос о важности исторического воспитания населения, но, похоже, красноярские чиновники не слышали и не читали ни одного его выступления. Иначе как понимать игнорирование указаний президента? Сами не знают историю Сибири и не хотят, чтобы её знали жители Красноярского края.

Подводя черту, делаю вывод о всеобщем незнании истории Приенисейской Сибири и полном отсутствии интереса к ней как у научного сообщества, так и у руководства края.

Заслуживают они большую жирную двойку.

Виктор МАКСИМОВ

уроженец села Маковского, краевед и родослов.

Тюмень.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Комментарии (3)

Гость


28.05.2020 14:28

Автору огромная благодарность! Сразу видно, что пишет настоящий историк-краевед-профессионал! Вот только правят у нас воинствующие дилетанты.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Виктор. За статью спасибо. Если надо, могу выслать историю своего рода за 8 поколений и "Историю Красноярской крепости" Бориса Павловича Смирнова- (сына Городского головы)- не публиковалась. В этих работах "ляпов" нет. orlovskiysergey@mail.ru

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


04.07.2020 20:59

Виктор Сергеевич, Вы не только настоящий краевед и родослов (я читала все Ваши книги), но и настоящий патриот Приенисейской земли! Спасибо Вам за яркую публикацию!  

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры