Красноярск в годы Гражданской войны на кадрах "немых" кинохроник

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.07.2024 03:35
0

Читать все комментарии

681

Несмотря на то, что с времён Гражданской войны в России прошло более ста лет и, казалось бы, лихолетья последующих войн затмили события 1918-1922 годов, темы, связанные с таким страшным явлением, как вооружённое гражданское противостояние, болезненно отзываются в сердцах соотечественников.

Причина, наверное, в том, что по-прежнему жива в наших семьях память о пращурах, жизнь которых кардинально изменило время двух революций и кровавой междоусобицы, а добрая половина современного общества так и продолжает делить себя на "белых" и "красных". Получается, что эхо Гражданской войны отнюдь не утихло.

Если, например, в Красноярске вдумчиво читать таблички с указанием некоторых центральных и далёких от центра улиц, вникая в то, какие люди и какие события стоят за их названиями, становится ещё более понятным значение Гражданской войны в истории Отечества.

В этой статье я хотел бы поделиться с читателями визуальным контентом, информацией, исходящей с кадров "немых" чёрно-белых фильмов, снятых в родном Красноярске в период Гражданской войны. Прежде всего, это две кинохроники пока неустановленных кинооператоров из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) подмосковного Красногорска. Они отражают ныне забытый облик Красноярска того времени вместе с городскими жителями, в том числе именитыми - первыми представителями советской власти.

Другие две кинохроники были сняты иностранными кинооператорами. В одной из них отражена короткая сцена, связанная с движением поезда по первому железнодорожному мосту, проложенному через реку Енисей в 1895-1899 годах, а в другой - войска международной интервенции (итальянские войска) на железнодорожном перроне станции Красноярск.

В соответствии с моими исследованиями, наиболее ранняя сохранившаяся кинохроника периода Гражданской войны в России была снята в столице Енисейской губернии - Красноярске - в мае 1918 года. В это время в губернском городе действовала советская власть, изначально установленная с конца октября 1917 года.

Указанная майская кинохроника продолжительностью около 6 минут находится в Российском государственном архиве кинофотодокументов под названием "КиноХроника N 1" и архивным номером 11558. Кинооператор неизвестен, но из вступительных титров становится ясно, что это продукт деятельности киносекции Енисейского губернского отдела народного образования.

В хронике на обозрение зрителям представлены два городских мероприятия - "Праздник труда" 1 мая 1918 года и "Праздник красноярского вольно-пожарного общества" 9 мая 1918 года.

Основная сюжетная линия "Праздника труда" - это движение пеших и верхом на лошадях военных и гражданских лиц города Красноярска по улице Воскресенской (ныне Мира) в сторону Новобазарной площади (ныне площадь Революции). На одном из многочисленных транспарантов можно прочесть лозунг "Да здравствует грядущий социализм!".

Толпы горожан проходят мимо здания городского общественного собрания (ныне Дома офицеров), балкон которого украшен лозунгами и приветствиями, написанными на широких тряпичных лентах. Без всякого сомнения, все они красного цвета.

Вторая часть "КиноХроники N 1" - "Праздник красноярского вольно-пожарного общества" - начинается с показа движения колонны пожарных (в тёмной форме и шлемах) во главе с духовым оркестром. Пожарные проходят по Благовещенской улице (ныне Ленина) у знаменитого красноярского здания пожарного депо, в котором и поныне размещается действующая пожарная часть.

На мероприятии можно увидеть множество зрителей, в том числе находящихся на балконах каменных зданий, расположенных вдоль основных красноярских улиц - Благовещенской и Воскресенской, по которым проходили колонны пожарных.

Предполагаю, что 9 мая 1918 года праздник красноярского вольно-пожарного общества завершился в районе реки Кача, где для горожан были устроены показательные учения по тушению пожара, начавшегося, по легенде, на чердаке двухэтажного дома. Для эффекта использовалась дымовая шашка.

Пожарные отрабатывали как собственную эвакуацию, так и жителей дома - спуск с чердака по матерчатому трапу на землю, прыжки на растянутый на земле батут, а также тушение огня с помощью телескопической лестницы, которую выдвинули на значительную высоту, без опоры на фасад дома. Члены вольно-пожарного общества забирались на лестницу с пожарными рукавами (гибкими трубопроводами) и с её вершины тушили мнимый огонь водой, подаваемой по пожарным рукавам.

Во время праздника красноярского вольно-пожарного общества и в конце фильма сделана обзорная киносъёмка группы лиц, которые стоя позировали оператору. Примечательно, что среди них присутствовали такие члены исполнительного комитета Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, как Я. Ф. Дубровинский и Г. С. Вейнбаум, а также командующий отрядами Красной гвардии Т. П. Марковский (фотограмма N 1). Это находит подтверждение в титрах кинохроники.

Следует отметить, что с момента данной съёмки этим лицам, чьими именами названы улицы в городе Красноярске, жить оставалось считанные месяцы. Например, Т. П. Марковский без суда был казнён 27 июля 1918 года вместе с другими представителями Советской власти - А. П. Лебедевой и С. Б. Печерским во время конвоирования с пристани в тюрьму. Заключённые Я. Ф. Дубровинский и Г. С. Вейнбаум были расстреляны в 20-х числах октября 1918 года.

После свержения советской власти в Сибири и установления диктатуры адмирала А. В. Колчака Красноярск и его окрестности дважды отметились в коротких эпизодах двух иностранных фильмов. По крайней мере, на сегодняшний день мне известны лишь две кинохроники со съёмками, проходившими в "белом" Красноярске.

Первый эпизод был снят на перроне железнодорожного вокзала Красноярска американскими кинооператорами 3 декабря 1918 года. Несколько секунд времени американцы уделили внимание итальянским военнослужащим, которые коротали время у своих вагонов. Легко одетые итальянцы на перроне между двумя железнодорожными составами демонстрировали оператору нарочитую бодрость духа и оптимизм. В патриотическом порыве они даже растянули перед камерой свой национальный триколор с изображением савойского щита и королевской короной в середине (фотограмма N 2).

Эти кадры стали частью кинохроники американских интервентов, снятой на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока с 6 ноября 1918 года по 1 апреля 1920 года и получившей название "Союзные экспедиционные силы в Сибири" ("Allied Expeditionary Forces in Siberia"). Впервые этот немой чёрно-белый фильм продолжительностью чуть более 2 часов стал доступен общественности в 2014 году, когда Национальное управление архивов и документации США (National Archives and Records Administration - NARA) обеспечило свободный доступ к нему в сети Интернет.

Кадры кинохроники снимались американскими военнослужащими - кинооператорами в составе такого подразделения, как корпус связи армии США (US Army Signal Corps). Группу американских кинофотодокументалистов, изначально состоящую из 6, а затем из 7 человек, возглавлял капитан Кингсмор (Howard P. Kingsmore).

В период Гражданской войны и интервенции деятельность капитана Кингсмора была высоко отмечена непризнанным "белым" государственным образованием - Российским государством. В 1979 году британский историк кино Кевин Браунлоу (Kevin Brownlow) в своей книге "Война, Запад и пустыня" ("The War, the West, and Wilderness") привёл информацию о том, что Верховный правитель - адмирал А. В. Колчак - наградил капитана Кингсмора орденом Святого Георгия.

На территории России, кроме капитана Кингсмора, непосредственно киносъёмкой занимались лейтенант О'Коннел (L. W. О'Connell), рядовой Тэннура (Phillip Tannura), ставший впоследствии сержантом, и некий Дональд Томпсон (Donald C. Thompson), предположительно рядовой, который несколько позднее пополнил ряды указанной группы.

Второй эпизод колчаковского периода был снят ориентировочно в промежутке 1918-1919 годов с высоты вагонной крыши при движении поезда по первому красноярскому железнодорожному мосту через реку Енисей, если, конечно, информация в титрах не является ошибкой. Этот эпизод продолжительностью несколько секунд вошёл в кинохронику, также обнаруженную в Российском государственном архиве кинофотодокументов с архивным номером 11642 и присвоенным названием - "Сибирь в дни оккупации".

С учётом того, что данная кинохроника неизвестного кинооператора содержит титры с надписями, сделанными одновременно на двух языках - русском и английском, можно сделать предположение, что фильм, с учётом его визуальных акцентов, был снят американским кинооператором, уделявшим повышенное внимание именно американскому присутствию.

Производились съёмки поезда Американского Красного Креста в районе железнодорожной станции Омск, вагона некого господина Тука - агронома из США, изучающего постановку земельного дела в Сибири и так далее. Кроме съёмок, сделанных в районе Омска и Красноярска, кинохроника "Сибирь в дни оккупации" ещё содержит сюжеты, снятые на таких железнодорожных станциях как Ново-Николаевск (ныне Новосибирск), Канск и Тайшет.

Последний известный мне фильм, снятый в Красноярске зимой и весной 1920 года, в период Гражданской войны в России, был обнаружен в том же РГАКФД под названием "КиноХроника N 2" с архивным номером 12028. Как и вышеупомянутая "КиноХроника N 1", это есть продукт киносекции Енисейского губернского отдела народного образования, состоящий из двух частей со следующими названиями: "День красноармейца" 22 февраля 1920 года и "Памяти павших борцов" 27 марта 1920 года. Общая продолжительность фильма - немного более 3 минут.

Первый сюжет - "Дня красноармейца" - начинается с обзора большого скопления людей между Богородице-Рождественским собором, находящимся на Новобазарной площади, и Всехсвятской церковью. К сожалению, великолепный Богородице-Рождественский собор не попал в кадр, так как оставался за спиной оператора, который производил съёмку внутри его ограды, направив объектив в сторону Всехсвятской церкви, реки Кача и Караульной горы с часовней Параскевы Пятницы (фотограмма N 3).

Очень печально, что Богородице-Рождественский собор и Всехсвятская церковь, где, как известно, крестили В. И. Сурикова, не сохранились до наших дней. Они были уничтожены в 30-х годах ХХ века.

Итак, в конце первого сюжета кинохроники гражданские лица и военнослужащие с флагами и транспарантами оставляют площадь у Всехсвятской церкви и направляются в сторону центральных городских улиц - Благовещенской и Воскресенской.

Как и в ранее представленной советской кинохронике 1918 года внимание кинооператора не обошло здание городского общественного собрания, находящееся на улице Воскресенской (ныне Дом офицеров). Он снимал шпиль этого великолепного здания, опускал камеру ниже, показывая угловую часть с балконом. Балкон украшен праздничными гирляндами и транспарантами.

Очевидно, что на балконе разместились указанные в титрах члены Реввоенсовета и Ревкома - Позерн, Финковский, Дружицкий и Долбешкин, которые приветствуют Красную армию и профсоюзные организации (фотограмма N 4).

Некоторое время зритель видит под балконом здания городского общественного собрания толпящихся горожан и военный оркестр по центру улицы Воскресенской. Далее оркестр начинает движение и вслед за ним идут военнослужащие и гражданские со знамёнами и транспарантами. Другие горожане стоят у обочины и наблюдают за движением колонны, следующей по центру улицы.

Вторая часть "КиноХроники N 2" знакомит зрителя с мероприятием, посвящённым памяти павших борцов. Оно проходило в городе Красноярске 27 марта 1920 года. На кадрах видно, как предположительно по Воскресенской улице в сторону Новобазарной площади идут около сотни граждан за движущимся автомобилем. У многих в руках большие траурные венки.

Далее за ними видны белые катафалки (не менее шести), запряжённые лошадьми с накинутыми белыми мантиями, в том числе на головы животным. Каждый катафалк везут четыре лошади - две впереди и две позади. За катафалками следуют духовой оркестр и толпы людей с транспарантами и знамёнами. Вдоль улицы у обочины также находится множество лиц, наблюдающих за шествием.

Ещё предстоит выяснить, кому было посвящено данное мероприятие. Возможно, всем павшим в борьбе с колчаковским режимом, например, 13 подпольщикам Знаменского стекольного завода, жертвам так называемой Красноярской операции и так далее.

Пока трудно объяснить, почему в 1920 году для этого общественного мероприятия было выбрано 27 марта. Можно предположить, что в этот день катафалки на городские улицы вывозились символично, в память о погибших в Красноярске и на территории Енисейской губернии за власть большевиков.

Нельзя не согласиться с тем, что для истории Красноярского края сюжеты этих фильмов представляют огромный интерес. Кино, в отличие от фотографий, даёт в большинстве случаев более широкий панорамный обзор и эффект реального присутствия.

Кадры представленных кинохроник 1918-1920 годов возвращают нас к забытым событиям, дают представление об утраченном облике Красноярска вместе с визуальными образами современников, в том числе первых советских руководителей. Более того, представленные киносюжеты позволяют нам при их просмотре объективно оценить настроения масс и общую атмосферу эпохи Гражданской войны, царившую в столице Енисейской губернии.

Евгений ВОНОГ,

старший преподаватель кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры