Жила в белорусском Полесье...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.04.2020 08:04
0

Читать все комментарии

572

Каждый год накануне великого майского праздника мы вновь и вновь вспоминаем защитников нашей Родины, говорим и о тех, кто в глубоком тылу помогал приближать День Победы, на чьё детство выпала немецкая оккупация.

В Каратузском районе вряд ли можно найти человека, кто не знает Н. А. Бычкову - грамотного терапевта и очень душевного человека. Много лет подряд во время утренних обходов она появлялась в палатах стационара с неизменной улыбкой и словами "Доброе утро!", и у больных как будто даже давление снижалось и пульс выравнивался.

Нина Андреевна из тех врачей прежней формации, которые лечат не только лекарствами. Мне кажется, что истоки доброты её души - в перенесённых в детстве страданиях.

Она родилась в Белоруссии, в красивом селе Бацунь Гомельской области, где каждую весну расцветал огромный фруктовый сад и благоухал на всю округу цветущими яблонями. Осенью он ломился под тяжестью плодов, и воздух пропитывался ароматом спелых яблок.

Когда началась война, она была ещё совсем ребёнком. Отца Андрея Савельевича Титоренко сразу же призвали на фронт. Мама, София Николаевна, осталась одна с двумя детьми. Дочке было пять лет, а младшему - и вовсе полгода.

Всё ближе и ближе подходили фашисты к Бацуни. Кое-как собрав детей и привязав к руке корову-кормилицу, мать Нины пошла спасаться от немцев в лес. Отправилась туда не одна, с односельчанами, но вскоре вернулась: как зимовать с малышами в лесу без тёплой избы?

...Но жить в ту зиму в родных стенах им всё равно не пришлось. В Бацуни фашисты появились в сентябре 41-го и многих жителей тут же выгнали из домов. Семье Титоренко пришлось переселиться в хлев.

Приходилось отдавать немцам то хлеб, то с таким трудом выращенную свинку. А вот кого сельчане добровольно, но тайно снабжали продуктами, так это - партизаны.

Известно, что во время войны именно в Белоруссии было особенно широко развито партизанское движение. Уже к концу 41-го на территории республики в тылу врага сражались 12 тысяч человек. А к 1944 году их ряды достигли почти 400 тысяч.

Но партизанские отряды - не кадровая армия, где налажено регулярное обеспечение боеприпасами и продовольствием. Им многое приходилось добывать самим. А где взять? По большей части, у местных.

Мама Нины, София Николаевна, все годы подневольной жизни делилась с лесными воинами всем, чем могла,- сухарями, бульбой (картошкой), морковью, бураками (свёклой). Пока немцы не отобрали корову, даже масло топила для партизан. При этом приходилось не только обделять собственных детей, но и рисковать их жизнью: за помощь партизанам немцы карали жестоко.

Одну такую карательную операцию Нина Андреевна запомнила на всю жизнь. Фашисты согнали часть взрослых жителей села Бацунь, заперли в школе и подожгли. День стоял знойный. Сухое деревянное здание вспыхнуло, как спичка. Искры от пожара полетели вокруг, и соломенные крыши соседних крестьянских домов тоже мгновенно загорелись.

Запертые в школе сгорели заживо. Остальным приказали стоять и смотреть. При воспоминании об этом страшном дне у моей героини до сих пор содрогается душа.

Наконец, поздней осенью 43-го года, 27 ноября, в Уваровичском районе, где находится Бацунь, соединились части Красной армии и партизанская бригада имени Щорса. Но полностью республика стала свободной от захватчиков только к июлю 1944-го.

В тот год, уже через два месяца, белорусские дети наконец-то отправились учиться. И Нина Титоренко с опозданием на год тоже пошла в школу. Она давно мечтала об этом. Сначала они занимались в небольшом домике. Потом взамен сгоревшей школы построили новую.

Её первую учительницу звали Юлия Николаевна. Для первоклассницы Нины это имя звучало, как музыка. Каждый день она вставала чуть свет и мчалась в класс. Часов-то дома не было - боялась опоздать на уроки. Бежала всегда босиком - берегла единственные галоши, надевала их только перед самой школой.

После окончания семилетки продолжила учёбу в районном центре Уваровичи. Интерната там не было, теперь каждый день ей приходилось вместе с друзьями пешком идти на уроки за семь километров, а для этого рано вставать.

Училась по-прежнему очень хорошо, но перед одноклассниками нос не задирала, кто просил - всегда подсказывала, давала списывать. Жалела. Не хотела, чтобы кто-то получал двойки и расстраивался. Все её одноклассники тоже перенесли кошмар оккупации. Кто знает, может, именно это не позволяло некоторым ребятам полноценно учиться.

В 1954 году девушка получила среднее образование. Прекрасный аттестат в Минске должен был открыть перед ней широкие перспективы. Но она несколько лет была на оккупированной территории. И этот факт мог сыграть негативную роль при поступлении в высшее учебное заведение.

На удачу, в тот год к ним в гости приехал брат по линии мамы, фронтовик, потерявший на войне левую руку, Алексей Николаевич Емельянчиков.

К тому времени он только что был переведён из Архангельска в Красноярск, его назначили доцентом на кафедру лесохимии в Красноярском технологическом институте. Дядя позвал племянницу с собой.

Сибирь! Это так далеко и страшно! Она же никогда и нигде не была дальше районного центра. Но на семейном совете решили: надо ехать. Нельзя упускать такую возможность. Дома родители её учёбу не вытянут.

Люди в послевоенной белорусской деревне жили ещё очень тяжело. И семья у них увеличилась - после возвращения с фронта отца родился ещё один ребёнок, младший братишка Володя. И Нина решилась.

В Красноярске подала документы в медицинский институт и поступила с первого же захода, успешно выдержав все экзамены и пройдя огромный конкурс. Их курс был дружным. Среди них учились и те, кто прошёл дорогами войны. К ним в студенческой среде относились с особым уважением. Как и к белорусской девушке Нине. Друзья понимали, что пришлось ей пережить в детстве.

Кстати, на одном курсе с ними училась будущая мама оперной славы России - Дмитрия Хворостовского, которая родилась и выросла в нашем казачьем селе Каратузе. Сюда же, в Каратузский район, и получила распределение Нина Титоренко.

На первое место работы Нина, вчерашняя студентка и страстная книгочейка, приехала с чемоданом книг. Больше у неё ничего не было. А здесь приобрела другое бесценное богатство: в селе Моторском, где ей пришлось начинать трудиться и нарабатывать практический опыт, вышла замуж за весельчака, балагура, музыканта и при этом умного молодого человека - Александра Бычкова. 58 лет прожила с ним как за каменной стеной. С Александром Григорьевичем ей никакие преграды и трудности были не страшны.

Но быстро пролетела жизнь. Не стало нынче верного спутника. Тяжко ей без него. Но рядом ещё одно богатство - две прекрасные дочери. Два маминых надёжных крыла. Старшая, Ирина Александровна Хорина, как отец, получила профессию педагога. Младшая, Татьяна Александровна Пинчук, пошла по стопам матери. Она работает главным врачом Каратузской районной больницы.

Каждый вечер дочери бывают в родном доме. Не забывают Нину Андреевну и те, с кем ей пришлось работать в больнице, часто звонят, поддерживают. Она очень дорожит вниманием и уважением людей.

А вот говорить о том, что пришлось пережить во время войны, не любит. Эта душевная рана не затянулась и через десятки лет. Однажды, накануне 9 Мая, её пригласили в Каратузский краеведческий музей на встречу со школьниками. Почти ничего не смогла вымолвить Нина Андреевна. Ведущему пришлось всё рассказывать за неё. А она лишь согласно кивала головой и украдкой вытирала слёзы.

Старшеклассников сейчас не так просто чем-то поразить, но тут было видно невооружённым глазом, что их по-настоящему взволновала детская судьба, казалось бы, такого знакомого всем врача. После встречи они подарили ей букет, за которым отправили в ближайший цветочный магазин бегучего мальчишку.

Нина Андреевна приняла цветы от школьников как самый дорогой подарок. Она умеет ценить жизнь и её настоящие радости.

Татьяна КОНСТАНТИНОВА.

Фотографии из семейного архива Н. А. БЫЧКОВОЙ.

Каратузское.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры