"Эти враги не имеют ни ног, ни рук, ни оружия..."

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21.04.2020 11:31
1

Читать все комментарии

1135

Ситуация в современном мире ставит множество вопросов, на которые люди должны искать и находить ответы.

На фоне пандемии, охватившей города и страны, мы станем другими, мы уже другие, но нам катастрофически не хватает мудрости и доброты. Казалось бы, люди стали образованнее, но невежества в нас - море, а, может, и океан.

Нам надо бы прийти к пониманию разрушительной природы своих омрачений. Они только вредят нам, ведут в никуда, к нежелательным последствиям. Всё, что посылаешь в мир, обязательно возвращается от него со своим ответным "приветом".

Наши омрачения - это ненависть, злоба, привязанность и ревность, которые находятся в нашей же душе. Они и есть наши действительные враги.

Это объяснял выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах VIII века Шантидэва. Эти враги не имеют ни ног, ни рук, ни оружия, но они воздействуют на нас изнутри. Они держат нас под контролем и сковывают, точно своих рабов. Однако мы не отдаем себе отчёта и не противостоим им. Мы ищем врагов вне нас.

Весть о том, что в Красноярском крае женщина разбила кувалдой буддийскую ступу "Бодхи", быстро разлетелась по соцсетям и новостным сайтам Бурятии. Конечно, люди возмущаются. Не пишу - "верующие", потому что этот факт вандализма в нашей многонациональной республике осуждают и те, кто буддистом себя не считает.

В Бурятии люди уважительно относятся к вероисповеданию друг друга. У нас немало бурят, принявших христианство. В трудных жизненных ситуациях, независимо от своей национальности, люди обращаются за помощью к буддийским священнослужителям.

Буддизм - не столько религия, сколько мировоззрение, философия и способ жизни. В 1741 году величайшим указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм в Российской империи был признан официально. В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита Хамбо Ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году, в свою очередь, бурятские ламы признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на земле - буддийской богини, избавляющей от опасностей и дарующей долгую жизнь.

Наверное, читателям будет интересно знать, что с династией Романовых тесно связана история Анинского дацана в Бурятии. В этом дацане хранились не только оригинальные петровские знамена, здесь были и все портреты императоров дома Романовых. Когда открывали большие шторы алтаря, за ними стоял бюст Екатерины II, а позади него - царские портреты.

Не удивительно, что, когда в 1873 году в Анинский дацан прибыл великий князь Алексей Александрович, он был искренне тронут: когда перед ним открыли тяжёлые шторы, он увидел портрет своего отца, который располагался на самом почётном месте, а также портреты своих прадедов. Возле портретов было много белой пищи - сладких подношений. И он, вопреки протоколу, остановился здесь на двое суток.

Раз в год в этом дацане проводили молебны в честь здравия того императора, который в тот момент был на троне. С приходом очередного царя в Анинский дацан привозили знамена с вензелями и гербом нового престолонаследника.

Когда восходил на трон новый царь, сюда приезжал губернатор Иркутской области или Читинской губернии и вручал знамена нового императора. При большом скоплении народа происходила церемония освящения знамени и его передача дацану.

Это был одновременно и государственный акт, и большой народный праздник. Вот откуда в Бурятии истоки мира и согласия, в котором живут люди в нашей республике.

Сегодняшних буддистов России возмутил поступок жительницы Красноярского края, которая кувалдой разбила священную ступу. Всё происходящее снимал на телефон случайный свидетель, который не смог воспрепятствовать этому страшному акту вандализма. В своём желании остановить женщину он был неубедителен, и настойчивости в нём самом не было.

Полицейским удалось задержать женщину. В отношении её возбуждено уголовное дело. Люди, осуждающие этот проступок, называют женщину умалишённой, у которой закончились таблетки. Игорь Калугин, житель деревни Сухая Емельяновского района, где всё произошло на его глазах, говорит, что женщина невменяемая. "Выпившая была. Весна, обострение, наверное", - считает он.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол поблагодарил неравнодушного очевидца погрома буддийской ступы Игоря Калугина. Это он остановил вандалистку, отбил у неё фигуру Будды и заявил на неё в местное отделение полиции.

Момент вандализма снял на видео местный работник. Он запечатлел, как женщина залезла на ступу и кувалдой разбила её. При этом на просьбы прекратить и слезть с монумента она угрожала снимающему позвать других жителей деревни. И заявила, что не уважает сатану и является православной.

Беда подобных людей - они не ведают, что творят. Так и просится сюда изречение Христа на Кресте "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят". Этими словами Иисус проявил безграничное милосердие к своим палачам, чьё жестокосердие не оттаяло даже тогда, когда Он переносил страшные муки на Кресте.

В первую очередь в нашем огромном мире нам, людям, надо научиться уважительному отношению к друг другу. Уважать чужую культуру, традиции, религиозные чувства. Зачастую в своих бедах мы виним других, ищем только других виноватых.

Великий гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих письмах о добром и прекрасном писал: "Мудрость - это ум, соединённый с добротой". По его мнению, "большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать".

Принять участие в восстановлении повреждённой буддистской реликвии в Емельяновском районе выразили желание представители многих конфессий. Об этом на своей странице в Instagram написал губернатор Красноярского края Александр Усс.

Он сообщил, что советовался по вопросу наказания для женщины, которая кувалдой разбила "сейф" со статуэткой на ступе, с главой республики Калмыкия Бату Хасиковым и губернатором Тувы Шолбаном Кара-оолом. Оба они согласились с мнением Александра Усса, что виновник должен быть наказан, но допускать дальнейшее развитие этой истории не стоит. Власти Бурятии предложили помощь с восстановлением разрушенной ступы под Красноярском.

Ступу уже начали восстанавливать. Материальное подлежит восстановлению, а разбитые чувства трудно поддаются реанимированию. Есть бурятская поговорка: "Дружные люди под бараньей шкурой помещаются". Она, считаю, достаточно ёмко характеризует межнациональные и межрелигиозные отношения в нашей республике.

Нельзя не согласиться академиком Дмитрием Лихачёвым:

"Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, - мудрее".

Не хотелось бы, чтобы у местных жителей осталось от этого инцидента некий нехороший осадок. В буддизме разрушение ступы - одно из пяти страшных прегрешений. Причинно-следственная связь - один из основных положений в буддизме. На ней основано понятие о карме и о природе явлений.

В отношении 53-летней жительницы деревни Сухая (кстати, у нас в Бурятии тоже есть одноимённое село, находится оно на берегу священного озера Байкал) возбуждено уголовное дело по факту вандализма.

Ступа "Бодхи" под Красноярском была воздвигнута ещё в 2007 году по инициативе буддийского центра традиций Карма Кагью. Жаль, конечно, что буддийская община, которая её воздвигла, не сумела донести до местных жителей, для чего на их земле появился пусть и чуждый им символ, но всё же объект духовного поклонения других.

Основное число последователей буддизма живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Сингапуре и Малайзии, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.

 Оценка количества последователей буддизма во всем мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчета. Общепринято считать, что приблизительное количество последователей буддизма в мире составляет около 500 миллионов человек.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В 1990-2000-е году буддийские общины появились в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Особенно много последователей у школы Карма Кагью, насчитывается около 600 центров медитации за пределами Тибета.

Западные и российские центры Алмазного пути - это не монашеские объединения, они предназначены для мирян. В Красноярске буддийский центр основан в 1991 году. Подобные центры в нашей стране функционируют под духовным руководством Ламы Оле Нидала.

Датчанин Лама Оле Нидал почти ежегодно проездом посещает Бурятию и непременно встречается с Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым. Духовные лидеры сумели найти общий язык для развития отношений и сотрудничества между монашеским и светским буддизмом в России.

В разных уголках планеты верующие возводят объекты поклонения. Буддийскую ступу, очень похожую на те, которые можно встретить в Бурятии, я видела в городе Граце в Австрии. О том, что там есть истинные буддисты, напоминала лампада и подношения у её подножия.

Год назад СМИ активно сообщали о том, что Статуя Будды установлена на территории Буддийского центра Алмазного пути традиции Карма Кагью города Владивостока. В Красноярске на Караульной горе появилась буддийская ступа Просветления. Сооружение установили как раз рядом с буддийским центром традиции Карма Кагью.

Священные ступы издревле были неотделимой частью буддийской культуры. Учёными-физиками доказано, что каждое место на земле имеет своё магнитно-резонансное излучение, то есть волны различной частоты воздействуют на всё живое и оказывают как благое, так и негативное воздействие.

В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.

Эти сооружения имеют строгие, детально разработанные архитектурные каноны, особое внимание уделяется их внутреннему наполнению. По буддийским канонам в них закладывают символические культовые предметы, мантры, молитвы, зёрна, лекарственные растения, драгоценные камни, горсть земли, где находятся знаменитые буддийские храмы, воду священных водоемов, песок разных мандал, хадаки и шёлка.

Верующие, контактирующие со ступой путём подношений, соприкосновений, и даже просто визуально, очищаются от страданий и духовно возвышаются. Таким образом, буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где построены.

Буддийская ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории - такие можно назвать мемориальными. До того, как стало известно, что буддийская ступа под Красноярском была воздвигнута последователями Карма Кагью, я посчитала, что она появилась там в память о наших буддийских священнослужителях, которые в 1930-е годы отбывали ссылку в Красноярском крае.

В Бурятии были разрушены все дацаны, а духовенство выслано за пределы республики, многие были арестованы и расстреляны. Только лишь один факт. В будущем выдающийся религиозный и общественный деятель Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржи Гомбоев, имевший уже к тому времени богословскую учёную степень габжа - доктора буддийских наук, в 1937 году добровольно ушёл в ссылку в Красноярский край.

Работал он на стекольном заводе в течение четырёх лет. В 1941 году был мобилизован в ряды Советской Армии, отправлен на фронт. Во время войны воевал в штрафном батальоне. Был дважды ранен, в 1943 году был демобилизован по инвалидности - вторая группа. Вернулся в Красноярск, жил на стеклозаводе, получая пенсию по инвалидности.

За отвагу награжден тремя медалями. Одна из них - "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг". В 1947-м он вернулся на родину и с 1949 года был зачислен штатным ламой во вновь открывшийся Агинский дацан. Много сделал для его восстановления.

В 1963 году избран председателем Центрального духовного управления буддистов СССР и Пандито Хамбо Ламой. До 1983 года он неизменно оставался на этом ответственном и почётном посту. За 20-летнюю деятельность Хамбо Лама Ж.Д. Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.
Красноярский край не является и для Калмыкии чужим регионом, потому что многие из депортированных калмыков нашли приют здесь в спецпоселениях. А Тува буддийская - по соседству.

Сегодня тревожно на всей планете - человечество борется с пандемией коронавируса. В последнее время людям всё труднее становится сохранять позитивный настрой, учитывая происходящее в мире. Но в такие времена особенно важно находить добро и позитив, а этого вокруг даже сейчас, поверьте, немало.

Самая большая ценность - жизнь. Опять же обращаюсь к мудрости Дмитрия Лихачёва: "Вдох - выдох, выдох!" Я слышу голос инструктора гимнастики: "Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от "отработанного" воздуха".

Душно бывает в доме, "душно" и в нравственной жизни. Следует хорошенько "выдохнуть" все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, "заслонённую красоту" обогащает человека духовно".

Серафима ОЧИРОВА,

журналист.

Улан-Удэ.

Комментарии (1)

Спасибо Серафиме Очировой за добрую статью. Хоть я и православный в 15-м поколении, к Буддизму отношусь очень хорошо. Был у меня знакомый доцент СибГТУ Гуляев Лембит Степанович, он силой веры на расстоянии людей излечивал. И Тыва многих хороших людей породила. Читал, что Господь посылал на землю не одного Христа, а 10 своих сыновей, принести свет людям смогли трое, Христос, Будда и Рама (или Кришна), остальные погибли в Африке и Южной Америке. И очень жаль, что психически больные люди находятся не в стационарах для неизлечимый буйных больных, а гуляют среди людей. Сегодня она ступу разбила, завтра может и убить кого-то, а что с больного возьмёшь. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры