Законопроект о домашнем насилии: много шума и... пока ничего

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.02.2020 17:44
1

Читать все комментарии

446

Много шума в обществе наделал законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации".

Особенно активизировались его противники. Они даже включили "тяжёлую артиллерию". Обвиняют внешних и внутренних врагов в стремлении уничтожить не только наше государство и армию, но и последний оплот традиционных ценностей в обществе - семью. Проводят конференции, круглые столы. Направляют обращения к президенту В. Путину с просьбой не допустить принятия закона. Почему?

По их мнению, потому, что он направлен на разрушение семьи, традиционных нравственных и семейных ценностей (не называют - каких) и на дискриминацию мужчин. Ничего не скажешь, серьёзные обвинения предъявляют разработчикам законопроекта.

О своих опасениях по поводу его принятия говорил и патриарх Кирилл. Правда, он не так категорично выступал против использования зарубежного опыта решения проблем домашнего насилия в условиях российской действительности - нужно просто тщательно изучить его, критически переработать и применить с учётом нашего менталитета. По мнению патриарха, в основе семейных отношений должна лежать любовь.

Когда В. Путина попросили высказаться по поводу резонансного законопроекта, тот ответил, что ещё не читал его. Но тоже выступает против домашнего насилия.

Сторонников законопроекта не так слышно, как его противников. Сегодня наблюдается явный перекос в пользу последних. Понятно, тема горячая, затрагивающая взаимоотношения во многих семьях. Именно этим объясняется такой накал страстей. Давайте же постараемся умерить эмоции и спокойно пройтись по тексту.

Претензии начинают высказывать уже с самого заголовка законопроекта: "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Ведь в нём говорится не только о взаимоотношениях внутри семьи, но и о разведённых супругах - это уже выходит за рамки? Можно привести примеры, когда бывшие муж и жена вынуждены продолжать жить под одной крышей, и насилие нередко продолжается.

Конечно, надо подумать над понятием "семейно-бытовое насилие". Потому, что оно шире, чем другие - "домашнее" или "семейное". Например, девочки-подростки избили одноклассницу. В школьном туалете затолкнули в унитаз голову мальчика из-за зависти к его музыкальным успехам. Девушки поехали с парнями за город отдыхать, где распивали спиртное, а потом их изнасиловали. Или из тюрьмы недавно вышел педофил, но снова взялся за старое, как в случае с изнасилованной и убитой им малышкой Полиной Мальковой.

В статье "Основные понятия" даётся определение семейно-бытового насилия. А само насилие можно определить как применение отдельным лицом или группой лиц различных форм принуждения по отношению к другому с целью утверждения своего превосходства или навязывания ему чужой воли.

Оно имеет различные виды - физическое (побои, убийство), психическое (угрозы о возможности применения физической силы, об убийстве и так далее), духовное (навязывание другому лицу против его желания и воли неприемлемых стандартов поведения, образа жизни и мышления), сексуальное (изнасилования, принуждение к сексуальной близости).

Я не нашла в законопроекте упоминания об экономическом насилии, в чём критики упрекают разработчиков. Речь идёт о причинении имущественного вреда. Бывает, что супруги в ходе выяснения внутрисемейных отношений портят домашнее имущество. Некоторые додумываются выбрасывать телевизоры, компьютеры в окно. Другие разбивают автомашины в порыве гнева.

Экономическое насилие, наверно, можно рассматривать как навязывание своей воли неработающему домочадцу, постоянное напоминание ему (ей) о том, что тот живёт за его счёт, а потому должен беспрекословно выполнять все распоряжения его содержателя.

Если ранее боролись с последствиями различных видов проявления насилия по отношению к его жертвам - убийствами, серьёзными увечьями, изнасилованиями, то в настоящем законопроекте, как видно из его названия, на первое место поставлены профилактика, предотвращение насилия. Назван ряд мер, которые помогут очистить семейные отношения от этого зла.

Критикам законопроекта хотелось бы задать несколько вопросов. Они признают, что во многих семьях ещё процветает насилие? Что его жертвами могут быть женщины, мужчины и дети?

Надо ли нормальным, счастливым семьям бояться принятия этого закона? Думаю, что нет. И если проблема в неблагополучных семьях будет успешно решена, то значит ли, что это приведёт к их ослаблению? Наоборот, уйдут жестокость и агрессия, зло и насилие, а на их место придут добро и любовь. Семейные отношения станут более крепкими и справедливыми.

Критикуя проект, следует одновременно вносить и свои конструктивные предложения. Наверно, можно согласиться с теми, кто считает, что система образования могла бы внести существенный вклад в дело просвещения учащихся и профилактики семейно-бытового насилия через преподавание курса семьеведения.

Государство должно быть также озабочено содержанием современных СМИ, кино и телевидения, которые вместо телепередач и фильмов, посвящённых вопросам укрепления семейно-брачных отношений, несут людям видеопродукцию о жестокости и насилии в быту и семье.

Наиболее незащищёнными являются женщины и дети. Нужно сказать, что эта проблема является общемировой, так как получила широкое распространение во многих странах, в том числе и в России. Она стала настолько острой, что в декабре 1993 года Генассамблея ООН приняла специальную Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин.

В Платформе действий, принятой Четвёртой всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 год), выделена целая глава под названием "Насилие в отношении женщин". В ней говорится:

"Насилие в отношении женщин является одним из проявлений исторически сложившихся неравных властных отношений между мужчинами и женщинами, что привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин, а также препятствует всестороннему улучшению положения женщин".

Противники законопроекта обвиняют его разработчиков в дискриминации мужчин. По мнению Петербургского адвоката К. Ерофеева, неправомерно выпячивается понятие "мужского насилия". Он считает иначе: "Согласно статистике правоохранителей, в семейных конфликтах мужчин гибнет в 2-2,5 раза больше, чем женщин".

Приведённые цифры шокируют. Это сведения по России или Санкт-Петербургу? Что можно сказать по данному поводу? Во-первых, в законопроекте не говорится конкретно о мужчинах или женщинах, а речь ведётся о лицах, подвергавшихся семейно-бытовому насилию и нарушителях закона. Среди пострадавших лиц могут быть представители обоих полов, в том числе и дети. Точно так же, как и среди нарушителей.

Во-вторых, нам с вами назвали, оказывается, главного виновника семейного насилия - женщину. А мы-то думали, что она физически слабее мужчины. Что - не петербургский "Наполеон" убил свою аспирантку, а она его? Что - в колонии не её сотрудник избивает женщин, а они его?

На сегодня отсутствует достаточное количество статданных с разбивкой по признаку пола о распространённости насилия в семье. Но вот что говорят об этом отдельные цифры.

Известно, что семья и общество - это как два сообщающихся друг с другом сосуда. Если общество заботится о благе людей, то отношения в семье складываются более-менее благополучно. Если же в стране начинается смута, то наблюдается и рост внутрисемейной напряжённости и насилия над женщинами. Как выживала наша семья в лихие 90-е?

В Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации приведены такие цифры: по данным Генпрокуратуры РФ, в 1994 году было зарегистрировано 565,3 тысячи преступлений, потерпевшими в которых являлись женщины. Это на 70 процентов больше, чем в 1993 году.

В 1995 году была совершена уже 791 тысяча "родственных" преступлений. Из них 641 тысяча случаев, когда жертвой становились женщины. Это то, что касается физического насилия. А вот что говорит о психическом сотрудник Московского центра по предупреждению экстремальных состояний А. Полеев.

Супруги, бывает, часто бранятся между собой, угрожают друг другу. Однако от мужчин эта брань звучит в 100 раз чаще, чем от женщин. Также в 100 раз больше идёт от первых и психическая агрессия.

Даже на телеканале "Спас" женщины нередко задают священнослужителям вопрос, что делать, если муж грубо ведёт себя. Как правило, те отвечают, что на грубость надо отвечать кротостью. Хорошо, если этот совет сработает. А если нарушитель, "почуяв слабину", станет вести себя ещё наглее?

Специалисты по проблеме насилия говорят о его возрастании, если не пресекать в зародыше. Дело может начинаться с пощёчины, а закончиться избиением, увечьем и даже убийством.

Вот ещё один пример. В 2006 году под руководством Т. Забелиной в Москве, Самаре, Туле и Дубне был проведён социологический опрос по проблеме домашнего насилия. Выяснилось, что свыше 90 процентов женщин изо дня в день страдают от различных форм семейного насилия. Каждые полчаса кто-то из них гибнет от рук мужей и ухажёров. Примеры того можно продолжать...

В чём ещё обвиняют противники законопроекта его разработчиков? В том, что те якобы хотят столкнуть лбами мужчин и женщин. Под видом борьбы с насилием расколоть семью, разрушить традиционные ценности.

Семья, как известно, семье рознь. У нас появились семьи, основанные на любви, партнёрстве, взаимоуважении и взаимопомощи, взаимопонимании. Семьи нового типа. Им этот законопроект не угрожает. Но есть ещё немало таких, в которых люди пытаются держаться за старое. В которых идёт самая настоящая война между полами, часто с применением насилия.

С. Елистраткина в статье "Семейные проблемы глазами замужних женщин" пишет, что современные супруги ни в чём не хотят уступать друг другу. Как говорится, нашла коса на камень. Примерно 7 из 10 женщин и мужчин редко идут на уступки в конфликтных ситуациях. Мужья считают, что это должны делать жёны. А те почему-то не желают идти на попятную.

Вот тут-то и можно было пожурить упрямиц. Но давайте вспомним, на чём покоилась старая семья? На господстве мужа и беспрекословном подчинении ему жены. Ведь "он кормил, поил, одевал, содержал её". Не эти ли "традиционные" ценности хотят защитить противники законопроекта? Женщины же не выступают против семьи как таковой, они против сохраняющихся ещё неравноправных отношений в ней, против насилия.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Женщина стала таким же кормильцем, как муж. Если у него нет работы, она иногда является единственной содержательницей в семье. А супруг не видит этих изменений и по старой привычке продолжает требовать от неё неограниченного послушания, часто с применением физической силы.

Причин избиения женщин мужчинами несколько. Одни таким способом стараются утвердить своё доминирующее положение в семье. Другие бьют в целях, так сказать, профилактики, чтобы предупредить непокорность и неверность жён.

Но не любовь они получают взамен от жертв насилия, в душах которых поселяются страх и ненависть к истязателям. Нередко они начинают отвечать злом на зло, убивают своих многолетних мучителей.

Совсем нелепыми выглядят также утверждения противников законопроекта о том, что развернувшаяся кампания против "жестокости мужчин" имеет ещё своей целью "подавление мужской психики, подавление навыков защитника Отечества". Вот чего не нужно приписывать ни женщинам, ни разработчикам закона! Никто не собирается делать этого.

Женщины, наоборот, всегда мечтали о сильном муже. Но сила мужская может быть направлена как во благо - защита Родины, своей семьи, поддержка жены, детей, так и во зло - для угнетения слабых, господства над ними с применением насилия.

Не надо рассматривать семью как прообраз какого-то воинского подразделения, где есть начальник и его подчинённые. Здесь должна главенствовать любовь.

Замечено, что многие семейные дебоширы ведут себя осторожнее, когда чувствуют контроль со стороны общества или полиции. И наоборот, всё больше распоясываются, когда таковой отсутствует.

Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации" направлен прежде всего на предупреждение фактов насилия в семье, её укрепление. В отличие от подобных зарубежных законов в нём отсутствует уголовно наказуемая составляющая.

Известно, что, например, в США увечья, полученные в результате бытового насилия, квалифицируются как тяжкие или особо тяжкие преступления. И являются отягчающим вину обстоятельством. За избиение члена семьи или сожителя насильника в обязательном порядке сажают под арест.

Согласно же российскому законопроекту о насилии иногда бывает достаточно просто "хорошо" побеседовать с нарушителем, чтобы он сделал выводы из своего поведения. Ну а к тем, кто так и не понял всей строгости предупреждений, проект предусматривает более серьёзные меры воздействия: сначала просто защитное, а потом и судебное защитное предписание.

Тут уже вступают в жизнь ограничения на общение с домочадцами, подвергнутыми насилию со стороны нарушителя, требование к нему покинуть место совместного проживания. Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 30 суток до одного года.

Конечно, кому всё это может понравиться? Но нарушители закона должны знать: никому не дозволено причинять вред здоровью и жизни людей не только в общественном месте, но и в семье.

Не надо также пугать граждан попытками жертв, других лиц шантажировать нарушителей семейного благополучия. Эти заявления будут тщательно проверяться. Так, в статье 24 "Защитное предписание" указывается, что в случае поступления подобных обращений "незамедлительно устанавливается факт семейно-бытового насилия, либо его отсутствия".

Не секрет, что эти ограничительные меры вызывают протест у нашего "мужского лобби". Они почему-то молчали, когда женщины с детьми были вынуждены убегать из дома, спасаясь от дебоширов либо у соседей, либо в женских приютах - там, где они существуют.

Справедливости ради, нужно открывать подобные приюты для мужчин на время их отлучения от семьи. Создавать кризисные центры для лиц, склонных к насилию.

А вообще-то есть самый простой способ не попадать под действие будущего закона о насилии: исключить это зло из своей семейной жизни.

Многие конфликты в обществе и семье происходят потому, что нынешняя цивилизация, основанная на отношениях господства сильного и подчинения ему слабого, уходит в прошлое.

На смену ей идёт новая, базирующаяся на добре, ненасилии, равенстве и справедливости. Что касается взаимоотношения полов, то в новом мире они будут выстраиваться на признании их разности, но равноценности, взаимодополняемости мужчин и женщин, гармонии мужского и женского начал.

Короче говоря, на взаимном уважении и любви, потому что "нам не жить друг без друга". Эта задача требует коренного изменения сознания людей. Понимания того, что можно выстроить мир без войн и насилия. А сделать это мужчины и женщины могут только вместе.

Элеонора МАРТЫНОВА,

доктор философских наук, профессор, автор книги "Женщина и насилие".

Красноярск.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Комментарии (1)

Гость


06.02.2020 19:49

Ну, насилие в семье возросло в США, Испании, Великобритании и Германии, где такие законы есть.

https://www.uiargonaut.com/2019/03/27/spanish-domestic-abuse-has-increased/
https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/domestic-abuse-statistics-ons-women-police-cps-a9217361.html
https://www.reducingtherisk.org.uk/cms/content/domestic-violence-killings-reach-five-year-high
https://www.thelocal.de/20191125/domestic-violence-against-women-increasing-in-germany
https://www.nytimes.com/2019/04/12/us/domestic-violence-victims.html
https://www.theguardian.com/society/2019/feb/27/domestic-violence-london-rise

А число семейных людей находится на рекордно низком уровне и продолжает снижаться .

https://www.bbc.co.uk/bbcthree/article/7b96f5d1-47af-44b5-a530-b70e5533324a


https://blogs.psychcentral.com/single-at-heart/2017/09/record-number-of-americans-are-single-and-most-unmarried-americans-never-have-been-married/

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры