Живая душа Гертруда Лейзаренко
В Красноярском Доме художника на проспекте Мира, 56 открылась выставка работ художника Гертруда Лейзаренко.
Четырнадцатилетним ребёнком, в 1949 году, он пришёл в Красноярскую художественную школу, через два десятилетия стал в ней преподавателем и проработал здесь почти сорок лет.
В живописи стремился продолжать традиции своего учителя Андрея Прокопьевича Лекаренко - представлять природу Сибири во всей её красе. По его словам, он единственный из класса стал художником. Старше на год учились А. Белый и А. Поздеев.
Затем, как и положено юноше, была армия, служил на Дальнем Востоке. А после неё - учёба в Красноярском художественном училище. Лейзаренко оказался среди учеников первого набора и первого выпуска.
В те годы было не так просто было выйти на публичный уровень художественной жизни - старшее поколение было очень требовательно к молодёжи. Пожалуй, одна из первых выставок, в которой он участвовал, состоялась в 1971 году, и посвящалась она XXIV съезду КПСС. Понятно, что от художника требовалось что-то очень значимое. Это были "Новая Дудинка" (1970) и "Северный порт" (1970).
В сегодняшней экспозиции представлена его работа "Роща студентов" (1964), в которой столько лёгкости мазка, цвета, ритма линий. В ней есть что-то от импрессинизма. Словом, уже в те годы он был всё время в поиске собственного мировидения.
Раз он отметился службой на Дальнем Востоке, то расстояния для него не стали преградой. Таймыр и Ямал отразил, Карелию и Курилы - тоже, без Байкала вообще, говорят, художник не может состояться. Река Мана - это просто эмоциональная прогулка с этюдником и с плавсредством в рюкзаке.
Словом, пейзаж для него был жанром важным. У него "своё" Ворогово, Барабаново, Базаиха, Подъельники. В произведениях он искал то, что ему было особенно дорого. И в композиционном предпочтении, и в цветовом решении, и в ценностном открывал это и для других людей своего времени, и для будущих поколений.
Он был человеком поэтической души и музыкальных наклонностей, а значит - эмоционально подвижным, чувствительным. В его натюрмортах можно заметить как мужской склад натуры, так и утончённый строй души. В этом жанре он тоже стремился к новым достижениям, это у него получилось и в "Ветке сосны", и в других холстах, которые строго нельзя причислить к натюрмортному жанру.
Рассуждения об этом - не для информационной публикации. Зрителю лучше посмотреть на эти композиционные и живые образно-эмоциональные колористические решения, которые редко можно увидеть у других наших авторов.
Пожалуй, самое важное, мимо чего Лейзаренко не мог пройти, без чего не мог прожить, не воплотив в образное решение, это воспоминания о Великой Отечественной. Незабываемое голодное детство, сообщения о сражениях на фронтах, похоронки, ожидание победы... Гертруд смог это передать в своих композициях "Сорок первый год" (1975), "Последнее воскресенье" (1984), "Хлеб. Школьные годы" (2008).
Он дорожил стариной, памятниками архитектуры, красноярскими достопримечательностями. "Мой Красноярск" - это и Стрелка, Красноярский стадион, улица Сурикова, и другие городские мотивы.
Гертруд Давидович ценил верную дружбу. С Антоном Довнар проработал не одно десятилетие в художественной школе, с Виктором Белинским имел рядом мастерскую, вместе отправлялся в походы. Они были чуть младше его по возрасту, но раньше оставили этот мир. Отзывчивое сердце Гертруда Лейзаренко не могло без боли пережить эти утраты.
Он был человеком далёким от номенклатуры, не стремился возносить свои заслуги перед руководством. Вероятно, поэтому не дождался какого-то статусного признания себя и своих произведений.
В Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова всего с десяток его работ. Так что в будущем красноярцы не смогут увидеть в нужной полноте творчество этого уникального человека.
Выставка продлится до 23 февраля
Любовь ШАПОВАЛОВА.
Фото автора.
Красноярск.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти