Орган, орган... Да здравствует орган!
И да здравствует органист Даниэль Сальвадор! Под этим пожеланием, уверена, охотно подпишутся красноярцы, побывавшие 5 и 6 декабря в Органном зале.
XI Международный фестиваль "Вселенная - Орган" нынче празднует если не вся Вселенная, то все материки планеты Земля однозначно. Ну... кроме Антарктиды - нет там этого божественного инструмента. Пока...
Красноярску повезло!
Сначала повезло с губернским архитектором Владимиром Соколовским, в 11-м году ХХ века построившим на месте деревянного костёла прекрасный храм Преображения Господня, а потом - с движением "Превратим Сибирь в край высокой культуры!", благодаря которому в 1982-м в здании неоготического стиля на улице Декабристов появился Его Величество Орган - единственный музыкальный инструмент, который имеет постоянную прописку.
Нам есть чем гордиться - в России органными залами могут похвалиться чуть больше полусотни городов. Из них многие молоды - в Пензе, например, органу всего 5 лет. Красноярцы же имеют возможность приобщиться к искусству звучащего гиганта без малого четыре десятилетия. Хотя... это не стаж: нынче мы попали в орбиту 700-летия (!) органной музыки.
И Даниэль Сальвадор, выпускник Мадридской Королевской консерватории, титулярный (главный) органист Папской Базилики св. Михаила в столице Испании, приехал к нам с программой, неофициально называемой "променад по истории европейской органной культуры".
За два вечера публика услышала двадцать произведений, три из которых - из XIV и XV веков - шли с пометкой "Автор неизвестен" (но страна и названия - на родных языках и в русском переводе - установлены: Англия, Италия, Германия). Четвёртый номер Hajduki ("Гайдуки"), начало XVI века, уже авторский: музыку написал Миколай из Кракова...
Наверно, нет смысла перечислять все названия творений испанцев, французов, нидерландцев, швейцарцев, австрийцев, бельгийцев, венгров - кто был на концерте, мог оценить талант композиторов, попытаться запомнить их имена и даже труднопроизносимые эстампиды, паваны, токкаты и т. д. Ну а кто не был - боюсь, им ничего не скажет простое перечисление шедевров.
Конечно, грех не упомянуть Иоганна Себастьяна Баха - автора фуг, ораторий, кантат, месс, имя которого неразрывно связано именно с органом, хотя он писал музыку и для скрипки, и для фортепиано. Мы услышали под занавес первого концерта его блистательную Пассакалию-до-минор.
А кроме Баха...
В прологе второго вечера публику ждало Анданте фа-мажор великого Вольфганга Амадея Моцарта. Правда, оно предназначалось не для духового органа, а для механического, и игралось в часах... Прямо как у Владимира Одоевского с его "Городком в табакерке"!
Писатель, потомок Рюриковичей, он, оказывается, одним из первых русских композиторов удачно обратился к органу. И молитва князя - "Молитва без слов" - действительно звучала очень по-русски распевно и трогательно...
Было приятно узнать, что Феликс Мендельсон Бартольди был не только автором "Свадебного марша", но и блестящим органистом и импровизатором, выступавшим со своей Сонатой № 3 ля-мажор перед самой королевой Викторией!..
А перед простыми сибиряками в этот вечер испанский виртуоз Сальвадор исполнил Большой хорал для Рождественской мессы Сезара Франка. Бельгийца, принявшего французское гражданство, в романе "Жан Кристоф" Ромен Ролан назвал "неземным Франком, святым от музыки, с немеркнущей ясностью терпеливой души..."
Второе отделение второго концерта началось с "Впечатления Святой Терезы Авильской". В автобиографии монахини-кармелитки описано явление Сына Божия и херувима, пронзившего ей сердце огненным мечом, отчего она ощутила чудесную сладость.
Итальянец Лоренцо Бернини создал по этому видению скульптуру (находится в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа), а испанец Эдуардо Торрес - сочинение для органа в стиле импрессионизма...
"Полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, чувственная, горячая, увлекающая за собой" - это о музыке Леоша Яначека, вершиной творчества которого признана "Глаголическая Месса". Постлюдия из неё особо грела публику Красноярского зала, потому что наш орган построили в 1982 году земляки Леоша - чехи...
Пройдут ещё годы, века, миллениумы, а орган останется! И после нас будут замирать в отразившем ужас Второй мировой войны "Потоке этюдов" венгра Дьёрдя Лигети (он родился в 1928 году, умер в 2006-м), и будут с восторгом принимать необычную-непривычную манеру эстонца Арво Пярта, который был и остаётся нашим современником (год рождения 1935). Этот композитор был ярым авангардистом и полистилистом, пока не стал отцом стиля, названного им "tintinnabuli" (колокольчики).
В 1980-м в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО был внесён 900-летний (!) Собор немецкого города Шпайер, и прозвучавшее там сочинение Пярта "говорило" о том, как способна вера исцелить душу человека, восстановить её и возвысить к Богу...
Заключительным номером концерта, после которого слушатели стоя неистово аплодировали и кричали "Браво! Браво! Браво!", была Гэльская токката с ярким национальным - немецким - колоритом самого "юного" композитора (ему всего 60!) Ханса-Андре Штамма.
Блестящий органист-виртуоз начал свои гастроли по миру в 11 лет и не собирается их заканчивать.
Что уж говорить про Даниэля Сальвадора...
...которому всего 35?! Давно ли он окончил консерваторию, где его, первокурсника, проходивший мимо профессор спросил: "Малыш, ты что, потерялся?"
О нет, он не потерялся - он нашёл себя, свой путь, свою судьбу! Высокий, стройный, красивый - он покоряет залы с первого появления на сцене. Может быть, у нас его гениальность в союзе с инструментом, построенным чехами, рождала ту самую музыку- "полнокровную, лаконичную, изменчивую, как сама жизнь, чувственную, горячую, увлекающую за собой"? Я не музыковед, потому иду на плагиат - уж очень здорово сказано о Леоше Яначеке. И наш гость заслуживает самых ярких эпитетов!
В юности Даниэль был церковным, а вскоре стал концертирующим органистом, он сотрудничает с камерными оркестрами (с ними записано несколько дисков испанской барочной музыки) и с советом Мадридской Королевской Консерватории, руководит Международным циклом органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Он композитор, педагог (преподаватель кучи дисциплин в Мадридском колледже "Master Salvatoris" и в Королевской консерватории), создатель музыкальных сценариев, ведущий авторской программы об истории музыки на радио, эксперт в области литургии, интерпретатор главных религиозных событий Испании, и... и...
Я могу сравнить этого потрясающего человека с кристаллом, у которого несчётное количество граней!
Когда мне предложили написать о нём, перепугалась - как говорить с иностранцем, не зная языка?! Ну это я не знала ни испанского, ни толком английского, а он, оказывается, прекрасно владеет русским.
Его жена Анна, в девичестве Головина, уроженка города Черкесска, по профессии финансист. У них две прелестные дочки - третьеклассница София и полуторагодовалая Ангелина. Старшая учится в русской школе, иногда ставит отца в тупик.
"Папа, - спрашивает она, - чем питаются насекомые?" Даниэлю слова незнакомы, но он дипломатично отвечает: "Я подумаю". У бабушки научился, которая 103 года прожила. Как-то решил проэкзаменовать её: "Какой король был в … годы?" "Где?" - хитро улыбнулась abuela (это я в интернетовский переводчик заглянула).
И есть с кем по душам поговорить!
Милый светский междусобойчик устроили после концерта штатный органист нашего зала Андрей Бардин и администратор Ирина... Обрадовавшись, что не нужно барахтаться в переводе, мы говорили, говорили, говорили.
Даниэль оказался изумительным собеседником и... патриотом России. Даже его родной город Самора отныне ассоциируется у него с нашей Самарой. Он выступал в органных залах Москвы, Петербурга, Смоленска, Твери, Челябинска, Ялты, и несколько раз прозвучало за столом: "Как нас обманывали!"
Это о том, как испанские чиновники от культуры и средства массовой информации отзывались о Советском Союзе и о России: "Что там делать? Там ничего нет!" Имперскую Россию испанцы более менее знали, а после 1917 года, во времена "железного занавеса" и гражданской войны в Испании отношения стран разладились окончательно.
Я вспомнила стихи времён боёв Интербригад с войсками генерала Франко: "Вёз пароход драгоценный груз В дальний Советский Союз, Вёз пароход небывалых гостей - Несколько сот детей". Об этом наш гость знал, как и о том, что мало кто из уехавших вернулся на родину. А у нас благодаря этому был Валерий Харламов - гордость советского хоккея!
Даниэлю уже странно, что когда-то он наивно верил: Москва - это медведи, водка, большевики, холодная война... В компании "Круг искусств" они с друзьями ежегодно выбирали маршрут путешествий и однажды всё-таки отважились поехать в Россию.
Обе наши столицы потрясли испанцев красотой природы и архитектуры, радушием и интеллигентностью жителей, легионом любителей и настоящих ценителей музыки. Да в общем все гастролировавшие коллеги в этом солидарны.
Даниэль Сальвадор уже второй раз прилетел в Красноярск. Отпустил бороду, чтобы не замёрзнуть в суровой Сибири, а у нас декабрь вон какой выпал! Хотя минус один в Мадриде - уже мороз, и снег - апокалипсис!
Поразили испанца наши просторы: "Летишь из Москвы час, два часа, три, четыре - под крылом только лес!" Зато вдруг под крылом море огней, стюардессы приглашают к выходу, а там уже встречают, и вот гостиница "Красноярск" на Театральной площади...
"Гостиница три звезды, - говорит Даниэль, - а я бы присвоил ей четыре! Красиво, уютно, тепло, кухня великолепная, персонал приветливый... Звамчательно!"
Жаль, что график гастролей такой жёсткий - уже утром 7 декабря самолёт на запад. Adios, amigo! Город на Енисее будет помнить и ждать дорогого гостя в новом 2020 году.
Софья ГРИГОРЬЕВА.
Красноярск.
Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", обменивайтесь впечатлениями о прочитанном и увиденном!
Гость (премодерация)
Войти