И заслуженный восторг публики

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13.11.2019 11:26
0

Читать все комментарии

502

Как я уже писала в "Красноярском рабочем", на фестивале Дмитрия Хворостовского оперный жанр был представлен не только фрагментами - пять произведений прозвучали полностью.

19 октября состоялся своеобразный бенефис Сергея Лейферкуса - живой легенды отечественного вокального искусства. Он предстал перед публикой во всеоружии неувядающего мастерства в заглавных партиях опер С. В. Рахманинова "Алеко" и "Скупой рыцарь".

Успех с ним разделили московские певцы: солисты Большого театра России Максим Пастер, Всеволод Гривнов и Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Андрей Батуркин, Елена Гусева, Михаил Головушкин, а также красноярский тенор Михаил Пирогов, Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде и сводный хор, в который вошли студенты Сибирского института искусств имени Д. А. Хворостовского и ансамбль "Тебе поемъ".

Несмотря на то, что такое популярное произведение, как "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, входит и в репертуар Красноярского театра оперы и балета, спектакль гастролёров из Казахстана оба раза - 23 и 25 октября - проходил при огромном стечении публики и был горячо принят ею. Надо признать, вполне заслуженно.

В завидной гармонии пребывают все компоненты одной из последних работ совсем молодого творческого организма "Астана Опера". Трепетное отношение к одному из величайших шедевров русской оперной классики проявилось и в прочтении партитуры главным дирижёром театра Аланом Бурибаевым, и в режиссуре итальянца Давиде Ливерморе, и в сценографии Франческо Калканини.

В центре внимания Д. Ливерморе оказался образ Татьяны, её внутренний мир. Чтобы подчеркнуть эту особенность своей концепции, режиссёр ввёл двух новых персонажей, отсутствующих в опере Чайковского.

Любопытной находкой представляется появление в спектакле пожилой Татьяны, вспоминающей историю своей любви к Онегину и постоянно сопровождающей на сцене главную героиню: как в годы её девичества, так и в пору замужества - в этой мимической роли очень убедительна Мансия Естекова.

Но вот визуальное воплощение души Татьяны воспринимается как излишество, несмотря на все старания выразительной актрисы Анель Абдуллиной. Пожалуй, это единственное замечание в адрес Д. Ливерморе. До мелочей продуман им внешний и психологический портрет каждого действующего лица. Детально выстроены взаимоотношения персонажей. И как мастерски решены все массовые сцены (особенно ларинский бал по случаю именин Татьяны)!

Чувствуется, что все солисты и артисты хора стали проводниками идей постановщика. Особенно органична Айгуль Ниязова (Татьяна) - глубокая, умная актриса и великолепная певица. В её высоком профессионализме зрители могли убедиться на обоих красноярских показах "Евгения Онегина" из Астаны.

Оба раза выходила на сцену и даровитая Салтанат Муратбекова, старательно и не без успеха скрывающая свою молодость и красоту.

Д. Ливерморе, наряду с Ф. Калканини, принял участие и в создании видеоряда спектакля в качестве сценографа. Очень удачным представляется предпринятое этим творческим союзом, куда вошли также художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов и художник по свету Винченсо Рапони, обращение к живописи пушкинских времён в первой и третьей картинах спектакля.

Здесь крестьяне словно сошли с полотен Алексея Гавриловича Венецианова. Их костюмы, а также костюмы дворян пошиты по технологиям 1820 года. О тонком вкусе авторов визуальной составляющей спектакля этой постановки свидетельствует оформление всех без исключения сцен.

Успеху спектакля способствует и использование новых технологий, предложенных компанией "D-WOK", с которой уже много лет сотрудничает Д. Ливерморе. В их совместном творческом портфеле - воплощение опер в самых престижных театрах мира, включая московский Большой театр и миланский La Seala.

Радует глаз и работа хореографа Елены Шерстнёвой в поставленных ею полонезе и экоссезе (сцена петербургского бала). Привлечённые к участию в спектакле гастролёров артисты красноярского балета с честью справились с предложенным им замыслом.

Ни для кого не секрет, что главное в любой оперной постановке - это музыка. Стараниями таких талантливых мастеров, как дирижёр Алан Бурибаев и хормейстер Ержан Даутов (как же стройно и с какой чёткой дикцией звучит вверенный ему коллектив!), "Евгению Онегину" театра новой столицы Казахстана обеспечена высокая музыкальная культура. Оркестр и певцы чутко откликаются на пожелания их руководителей.

Фестиваль, учреждённый при участии родителей Д. А. Хворостовского, завершился. Но мы ещё долго будем находиться под его впечатлением

Во всех ролях, за исключением Татьяны и Няни, красноярцы смогли увидеть и услышать два состава исполнителей. Как Ольга особенно запомнилась (прежде всего в вокальном отношении) Татьяна Вицинская. В партии-роли князя Гремина пальма первенства принадлежит опытному Барсегу Туманяну (некогда покорившему взыскательное жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского, ныне народному артисту Армении).

В эпизодической роли гувернёра Трике яркий комедийный дар и завидную пластичность продемонстрировал стажёр театра Рамзат Балакишиев - перспективный лирико-драматический тенор. Весьма интересен и другой Трике - Беимбет Танарыков. Свои достоинства есть у всех солистов, которым доверены партии Ленского и Онегина.

Тонким и ранимым играет юного поэта очень музыкальный обладатель лёгкого лирического голоса Жан Тапин. Красивым, крепким тенором наделён и другой Ленский - темпераментный Медет Чотабаев. Но временами ему не удаётся избежать форсированного звука.

То же приходится сказать и о пении дебютировавшего в роли Онегина 25 октября Сундета Байгожина. Природа щедро наградила его всем, что необходимо премьеру-баритону. У него роскошные вокальные данные, и Сундет иногда впадает в самолюбование, заботясь прежде всего о мощи голоса и забывая, что партию Онегина следует петь в иной манере, нежели партии Григория Грязного в "Царской невесте" Н. А. Римского-Корсакова или Князя Игоря в опере Бородина. Байгожин - хороший актёр, но ему предстоит большая работа по приобретению аристократических манер "денди лондонского", без которых Онегин - ещё не в полной мере Онегин.

Прекрасное впечатление произвёл титульный герой более опытного Талгата Мусабаева, отлично владеющего своим незаурядным голосом.

Несмотря на ряд высказанных выше пожеланий, "Евгений Онегин" - это, безусловно, визитная карточка театра "Астана Опера".

Как ни странно, в первом фестивале, посвящённом нашему выдающемуся земляку, театр оперы и балета, где начиналась его творческая биография, принял несоизмеримо меньшее участие, нежели краевая филармония. Но, вне всякого сомнения, заслуживает внимания и добрых слов то, что здесь был подготовлен к фестивалю весьма оригинальный сюрприз в виде одноактного спектакля "Хворостовский. Возвращение домой", где показаны наиболее важные эпизоды жизни Дмитрия Александровича.

Музыка московского композитора Алексея Сюмака с текстом Дмитрия Макарова и сценическое воплощение создавались в экстремально короткие сроки. Видимо, по этой причине сведения о новой работе красноярцев не попали в уже упоминавшийся солидный буклет, изданный к фестивалю его оргкомитетом. Зрителям, пришедшим в театр 18 октября, была предложена оформленная самым скромным образом программка. С изложением сюжета и списком действующих лиц и исполнителей.

Спектакль назван "иммерсивным", а само произведение отнесено к жанру "light opera". Почему бы не разъяснить публике значение этих новейших терминов, не знакомых даже многим профессионалам? Ведь, увы, не у всех есть возможность общения с Интернетом.

Но плод титанического труда режиссёра Сергея Боброва, московского дирижёра Фёдора Леднёва, хормейстера Дмитрия Ходоша, художника Ксении Сорокиной и, конечно же, всех артистов, занятых в спектакле, вполне удался и заслуживает включения в репертуар Красноярского театра оперы и балета.

Музыка, наряду с речитативом, содержит в себе разнохарактерные вокальные номера - портреты персонажей. Среди этих номеров особенно выделяются соло Преподавателя, Соперника, Певицы-иностранки, Друга семьи (в выразительном исполнении соответственно Екатерины Кочетовой, Алексея Бочарова, Зои Ржеплянской, Александра Михалёва).

Заслуженный восторг публики вызвал на премьере разговорный монолог Композитора (имеется в виду классик отечественной музыки ХХ века Георгий Васильевич Свиридов) в проникновенной, наитеплейшей интерпретации ветерана нашей оперной труппы Германа Ефремова.

...Незаметно пролетели десять прекрасных музыкальных вечеров. Фестиваль, учреждённый при участии родителей Д. А. Хворостовского, завершился. Но мы ещё долго будем находиться под его впечатлением.

Низкий поклон активистам Красноярского фонда развития искусства, носящего имя одной из ярчайших звёзд оперного Олимпа. Спасибо и поддержавшим этот фонд министерству культуры Российской Федерации и правительству Красноярского края.

Любовь ЛАВРУШЕВА.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры