Прислать новость

Vivat, Хворостовский!

Приношение великому земляку

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.11.2019 18:11
0

Читать все комментарии

57

Наиболее привлекательным для красноярских меломанов событием второй половины октября стал фестиваль Дмитрия Хворостовского.

Благодаря средствам массовой информации мы знали, что приглашение выступить на родине незабвенного, уникального баритона с радостью приняли многие талантливые оперные певцы. Но вплоть до начала фестиваля не покидала тревога: приедут ли анонсированные вокалисты экстра-класса, а если и приедут, то не разболеются ли в нашем суровом климате? К счастью, приехали все! И сполна подтвердили свой статус.

В течение фестивальной декады красноярцам посчастливилось услышать певцов разных поколений. Среди них были и истинные мегазвёзды, и те, кто постепенно завоёвывает международное признание, и те, чей путь в большое искусство только начинается.

Основу фестивальной программы составили концерты, проходившие в филармонических залах. На сцене театра оперы и балета были показаны два спектакля. Кроме того, "Алеко" и "Скупой рыцарь" С. В. Рахманинова - одного из самых любимых композиторов Дмитрия Хворостовского - прозвучали в Большом зале филармонии в концертном исполнении.

Данью памяти выдающегося певца стал открывший фестиваль "Реквием" Дж. Верди при участии интернационального (весьма солидного) состава солистов: сопрано из Белоруссии Анастасии Москвиной, лучшего в настоящее время молодого тенора США Стивена Костелло, россиян Юлии Герцевой (меццо-сопрано) и Евгения Ставинского (бас), активно выступающих на Западе, и хора, в котором объединились голоса москвичей (Государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина) и красноярцев (ансамбль "Тебе поемъ" под руководством Константина Якобсона).

В концерте под названием "Музыкальный Олимп" выступили победители различных музыкальных конкурсов. Обладатель Гран-При IV Международного конкурса имени П. И. Словцова, заслуженный артист Бурятии тенор Михаил Пирогов уже второй год является ведущим солистом Красноярского театра оперы и балета.

Сопрано Мария Мотолыгина завоевала I премию на Международном конкурсе имени С. Монюшко в Польше и III премию на XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. В настоящее время она - артистка молодёжной программы Большого театра России.

Баритон, украинский певец Андрей Кимач всего несколько месяцев назад был признан лучшим среди участников престижнейшего конкурса в Кардиффе (Великобритания), где в 80-е годы минувшего века триумфатором стал Дмитрий Хворостовский. Кимач всё более уверенно заявляет о себе в Испании и Великобритании.

Греческий бас Георгиос Ставракакис, с прошлого года - солист Большого театра России, одержал безоговорочную победу на XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. И в красноярском концерте 20 октября, где все упомянутые молодые певцы блеснули своими природными данными и профессиональными достижениями, именно Ставракакис вызвал наибольшую симпатию слушателей.

Его редкий по красоте и объёму голос прекрасно обработан. Безукоризненно прозвучали такие разные по стилю номера его концертной программы, как ария Дона Базилио из "Севильского цирюльника" Дж. Россини, монолог Короля Филиппа из "Дона Карлоса" Дж. Верди, песня Варяжского гостя из "Садко" Н. А. Римского-Корсакова.

В "Музыкальном Олимпе" были исполнены фрагменты преимущественно из тех опер, которые входили в обширный репертуар Д. Хворостовского. С особым энтузиазмом публика встретила финал концерта, где вся великолепная четвёрка спела своеобразное попурри, составленное из старинных романсов, народных песен и песен советских композиторов, которые часто включал в свои выступления Дмитрий Александрович.

Вполне понятный ажиотаж вызвал приезд в наш город таких мировых знаменитостей, как Хуан Диего Флорес и Анжела Георгиу. Большинству красноярцев их блистательное искусство знакомо благодаря Интернету и телевидению. А в живом звучании оно потрясает ещё больше.

Какое виртуозное владение прекрасными голосами! Какие артистизм и обаяние! Какая щедрость на бисы! А харизматичный перуанец покорил аудиторию не только как певец, но и как гитарист, мастерски аккомпанируя себе при исполнении латиноамериканских песен.

Анжела Георгиу дала совместный концерт с Сергеем Лейферкусом, благодаря отличной вокальной школе пребывающим в столь же отличной профессиональной форме. Вопреки почтенному возрасту!

Один из лучших российских баритонов, снискавший огромную известность за рубежом, и прославленная румынская дива составили замечательный дуэт. Они очаровали исполнением сцен из опер "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, "Симон Бокканегра" Дж. Верди и "Тоска" Дж. Пуччини, из оперетты "Весёлая вдова" Ф. Легара.

Высокой профессиональной планке фестиваля вполне соответствовали оба оркестра, привлечённые к участию в нём. Это и особенно часто выходивший на концертную эстраду Красноярский академический симфонический оркестр под управлением энергичного Владимира Ланде, и оркестр театра "Астана Опера" во главе с Аланом Бурибаевым.

Свой оркестр, который на фестивале был наиболее убедителен в операх С. В. Рахманинова, красноярцы знают и любят давно. А вот встреча с посланцами Казахстана оказалась первой и очень впечатляющей. Сначала этот коллектив и его руководитель, имеющий признание во многих странах, захватили своей вдохновенной интерпретацией "Евгения Онегина" в оперном театре. А буквально на следующий день они открыли нам удивительную по силе воздействия, прекрасную музыку казахских композиторов, ранее никогда не звучавшую в Красноярске.

Наряду с В. Ланде выступлениями нашего симфонического оркестра дважды руководил опытнейший и именитый дирижёр Юджин Кон, совершенно очевидно влюблённый в оперную музыку и в оперное пение. Музицирование вместе с ним положительно воздействовало и на наш оркестр, и на участников как "Оперного Олимпа", так и заключительного концерта фестиваля.

В обзоре десятидневного праздника музыки нельзя обойти молчанием двух превосходных пианистов: Винченцо Скалера и Льва Винокура - уроженца России, уже четверть века живущего и работающего в Германии. Скалера прославился как аккомпаниатор оперных звёзд первой величины, включая Монсеррат Кабалье, Ренату Скотто, Хосе Каррераса, Марию Гулегину. Его дуэт с Хуаном Диего Флоресом 17 октября в Красноярске без преувеличения можно назвать идеальным.

Да и в своих сольных номерах этот мастер доставил слушателям подлинное эстетическое наслаждение. Большое ему спасибо за то, что познакомил нас с практически не исполняющейся в России фортепианной музыкой гениев итальянской оперы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди.

Учёные часто говорят о благотворном воздействии на людей классической музыки. Сотворчество Х. Д. Флореса и В. Скалера действительно аналогично хорошему лекарству.

Льва Винокура энциклопедия "Великие пианисты современности", изданная 10 лет назад в Германии, назвала "интеллектуальным виртуозом". И оба фестивальных концерта с его участием подтверждают это определение. В камерном вечере 22 октября, связанном с творчеством П. И. Чайковского и Г. В. Свиридова, он аккомпанировал Юлии Герцевой и сыграл несколько фортепианных произведений этих композиторов. А через день, уже в Большом зале филармонии, выступил с оркестром театра "Астана Опера", исполнив Пятый фортепианный концерт Л. Бетховена и эффектную, с моторным ритмом, миниатюру "Воля к жизни" одного из самых молодых композиторов Казахстана Рахат-Би Абдысагина.

Участие Льва Винокура в фестивале проявилось и в написании содержательных, "с лица не общим выраженьем", комментариев к ряду фестивальных вечеров. Эти комментарии опубликованы в специальном буклете.

Любовь ЛАВРУШЕВА.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры